Форт находится на острове Эль-Фрейл возле фарватера южного входа в Манильскую бухту острова Лусон, Филиппины. Точнее, "форт находится на острове" - это сказано не вполне точно. Скорее, остров находится под фортом. Строить форт начали в 1909 году, название присвоили тогда же - в честь бригадного генарала Ричарда Драма, героя Американо-Мексиканской и Американской Гражданской войн, известного также тем, что знатно погонял в своё время индейцев сиу. К вопросу строительства подошли просто и прямо - взяли этот самый остров Эль-Фрейл, спилили ему верхушку, подровняли контуры под требуемые, сверху залили фортификационным бетоном, а в получившемся пироге продолбили внутренние помещения. Ниже на фото - остров Эль-Фрейл до начала строительства.
Вооружение было весьма мощным - четыре четырнадцатидюймовые (356 мм) пушки в двух вращающихся башнях и четыре шестидюймовые (152 мм) - в двух казематах в стенах. Позднее, когда показала свои острые зубы авиация, форт дополнили зенитным вооружением из двух 76-мм пушек и двух пулемётов (правда, установлено зенитное вооружение было открыто - на палубе форта, без всякой защиты). На фото ниже - башня главного калибра на полигонных испытаниях.
В 1918 году форт торжественно сдали в эксплуатацию. От флотских он мгновенно получил прозвище "concrete battleship" ("бетонный линкор"), под которым и вошёл в историю - во-первых, из-за формы, а во-вторых, из-за того, что посты наблюдения и корректировки артогня были размещены на решётчатой вышке, очень напоминавшей мачты тогдашних американских боевых кораблей. Помимо орудийных башен, на палубе виднеются деревянные сооружения - казарма и склады. Они предполагались в качестве временных, пока не будут доделаны соответствующие внутренние помещения, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное - даже когда гарнизон и припасы переехали под защиту бетонных перекрытий, времянки остались. Лишней полезной площади, как известно, не бывает.
Продольный разрез форта. Защита форта была весьма сильной - стены варьировались по толщине от семи с половиной до одиннадцати метров, а верхнее перекрытие ("палуба") было шесть метров толщиной. Кроме того, это был еднственный на тот момент американский форт, главный калибр которого размещался в бронированных башнях. Внутри форт насчитывал четыре этажа и был полностью автономен - гарнизон из двухсот пятидесяти человек мог воевать в полном отрыве от внешнего мира на протяжении нескольких месяцев.
Вид с мачты на башни главного калибра.
Форт успел знатно повоевать. С декабря 1941-го по май 1942-го принимал участие в обороне Филиппин от японского вторжения. Четырнадцатидюймовки показали себя отлично - всё, что попадало в радиус их действия (а это около двадцати километров), мгновенно перемалывалось в кашу. Японцы несли тяжелейшие потери от огня форта, но сделать с ним ничего не могли - у них, в отличие от немцев, офигеннокалиберных бетонобойных бомб для разрушения долговременных укреплений не было, а всё, что меньше калибром, "бетонному линкору" было как слону дробина. Кстати, все эти без малого шесть месяцев форт воевал на полном самообеспечении, не получив с большой земли ни сухарика - как и предполагалось довоенными планами. В общем, со всех сторон замечательно себя показал. Правда, одного форта, пусть и офигенного, оказалось недостаточно, и японцы таки победили. Гарнизон покинул форт, на прощание взорвав всё, что можно было взорвать. Японцам достался бесполезный, по сути, кусок бетона посреди океана. Отремонтировать его они не пытались, но, тем не менее, зачем-то посадили туда гарнизон. В апреле сорок пятого, когда американцы отбили Филиппины обратно, они этот самый гарнизон не без удивления обнаружили. На фото ниже - десантный корабль LSM-51 подходит к форту (слева, его плоховато видно на фоне стены). Кстати, можно оценить количество снарядных выбоин на стенах - обстреливали Драм знатно.
Морские пехотинцы высаживаются на палубу форта.
Вести переговоры о сдаче американцы не сочли нужным, устраивать чреватую тяжёлыми потерями зачистку тоннелей - тоже, так что, ничтоже сумняшеся, залили в вентиляцию форта четырнадцать тысяч литров зажигательной смеси (две части мазута на одну часть бензина), поставили врыватель на десять минут и зажали уши покрепче. Японцы погибли все, форт пришёл в состояние полной и окончательной неремонтопригодности.
Развалины форта Драм в 1983 году. На заднем плане - линкор "Нью-Джерси".
Развалины с высоты птичьего полёта. Сейчас к форту возят туристов, также туда паломничают любители военной истории и всяких заброшенностей.
Вооружение было весьма мощным - четыре четырнадцатидюймовые (356 мм) пушки в двух вращающихся башнях и четыре шестидюймовые (152 мм) - в двух казематах в стенах. Позднее, когда показала свои острые зубы авиация, форт дополнили зенитным вооружением из двух 76-мм пушек и двух пулемётов (правда, установлено зенитное вооружение было открыто - на палубе форта, без всякой защиты). На фото ниже - башня главного калибра на полигонных испытаниях.
В 1918 году форт торжественно сдали в эксплуатацию. От флотских он мгновенно получил прозвище "concrete battleship" ("бетонный линкор"), под которым и вошёл в историю - во-первых, из-за формы, а во-вторых, из-за того, что посты наблюдения и корректировки артогня были размещены на решётчатой вышке, очень напоминавшей мачты тогдашних американских боевых кораблей. Помимо орудийных башен, на палубе виднеются деревянные сооружения - казарма и склады. Они предполагались в качестве временных, пока не будут доделаны соответствующие внутренние помещения, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное - даже когда гарнизон и припасы переехали под защиту бетонных перекрытий, времянки остались. Лишней полезной площади, как известно, не бывает.
Продольный разрез форта. Защита форта была весьма сильной - стены варьировались по толщине от семи с половиной до одиннадцати метров, а верхнее перекрытие ("палуба") было шесть метров толщиной. Кроме того, это был еднственный на тот момент американский форт, главный калибр которого размещался в бронированных башнях. Внутри форт насчитывал четыре этажа и был полностью автономен - гарнизон из двухсот пятидесяти человек мог воевать в полном отрыве от внешнего мира на протяжении нескольких месяцев.
Вид с мачты на башни главного калибра.
Форт успел знатно повоевать. С декабря 1941-го по май 1942-го принимал участие в обороне Филиппин от японского вторжения. Четырнадцатидюймовки показали себя отлично - всё, что попадало в радиус их действия (а это около двадцати километров), мгновенно перемалывалось в кашу. Японцы несли тяжелейшие потери от огня форта, но сделать с ним ничего не могли - у них, в отличие от немцев, офигеннокалиберных бетонобойных бомб для разрушения долговременных укреплений не было, а всё, что меньше калибром, "бетонному линкору" было как слону дробина. Кстати, все эти без малого шесть месяцев форт воевал на полном самообеспечении, не получив с большой земли ни сухарика - как и предполагалось довоенными планами. В общем, со всех сторон замечательно себя показал. Правда, одного форта, пусть и офигенного, оказалось недостаточно, и японцы таки победили. Гарнизон покинул форт, на прощание взорвав всё, что можно было взорвать. Японцам достался бесполезный, по сути, кусок бетона посреди океана. Отремонтировать его они не пытались, но, тем не менее, зачем-то посадили туда гарнизон. В апреле сорок пятого, когда американцы отбили Филиппины обратно, они этот самый гарнизон не без удивления обнаружили. На фото ниже - десантный корабль LSM-51 подходит к форту (слева, его плоховато видно на фоне стены). Кстати, можно оценить количество снарядных выбоин на стенах - обстреливали Драм знатно.
Морские пехотинцы высаживаются на палубу форта.
Вести переговоры о сдаче американцы не сочли нужным, устраивать чреватую тяжёлыми потерями зачистку тоннелей - тоже, так что, ничтоже сумняшеся, залили в вентиляцию форта четырнадцать тысяч литров зажигательной смеси (две части мазута на одну часть бензина), поставили врыватель на десять минут и зажали уши покрепче. Японцы погибли все, форт пришёл в состояние полной и окончательной неремонтопригодности.
Развалины форта Драм в 1983 году. На заднем плане - линкор "Нью-Джерси".
Развалины с высоты птичьего полёта. Сейчас к форту возят туристов, также туда паломничают любители военной истории и всяких заброшенностей.
Коментарии (0)