Легендарные корабли, которые затонули с несметными сокровищами и исчезли на сотни лет


Полумифические истории о пропавших без вести кораблях разных эпох будоражили воображение искателей сокровищ и других энтузиастов столетиями. Впрочем, некоторые истории, особенно если отбросить нависшую мишуру из домыслов и слухов, вполне реальные. Собрали пару таких в один материал.

«Святой Грааль затонувших кораблей»


Без упоминания об этом судне (если быть точнее, испанском пушечном галеоне) не обходится ни один рассказ на тему затонувших кораблей с баснословными сокровищами. «Сан-Хосе» (исп. San Jos? — Святой Иосиф) даже называют «святым Граалем затонувших кораблей», и неспроста. По современным оценкам, в пересчете на доллары он транспортировал груз на сумму $4—20 миллиардов. Предыдущие прикидки, сделанные в 1980-х, говорили о намного более скромных $50 миллионах.


Картина Сэмюэля Скотта «Морская битва при Картахене». Изображен момент взрыва на корабле «Сан-Хосе»

Благодаря этому веками «Сан-Хосе» оставался своеобразной Меккой для кладоискателей, которые до него так и не добрались. Впрочем, по крайней мере в теории, такая возможность у них еще осталась. Но обо всем по порядку.

Издание History пишет, что «Сан-Хосе» спустили на воду в 1698 году, корабль относится к классу галеонов, то есть больших многопалубных парусных судов, в основном бороздивших моря в XVI—XVIII веках. Благодаря внушительным габаритам (в нашем случае 36 метров в длину и 5 метров в высоту) галеоны могли использоваться и как торговые, и как военные корабли. Если упростить, «Сан-Хосе» выступал жемчужиной так называемого «испанского серебряного флота» — флотилии колониальной империи, предназначавшейся для экспорта из Нового Света (в частности, Южной Америки) в Европу бриллиантов, золота, серебра, пряностей и других ценностей.


Фото: Armada de Colombia

Но к началу XVIII века вспыхнула серьезная борьба за испанский престол — «Сан-Хосе» застал эти события в порту Картахены (нынешняя Колумбия). Короче говоря, выйти в плаванье галеон долгое время просто не мог. Британская сторона блокировала попытки недружественных судов отправиться в Старый Свет. В какой-то момент ждать уже было нельзя — серебряный флот с «Сан-Хосе» во главе решил пробиваться сквозь блокаду, за что и поплатился.

В июне 1708 года галеону пришлось иметь дело с настигнувшим его английским линейным кораблем «Экспедишн». Залп судна противника стал причиной большого взрыва, пламя которого молниеносно поразило испанский галеон. Из 600 находившихся на борту человек выжило, по некоторым данным, с десяток. А богатства, загруженные в трюмы «Сан-Хосе», быстро пошли ко дну.


Фото: Armada de Colombia


Фото: Armada de Colombia

Пикантности добавляет то, что это был куш, накопленный за шесть блокадных лет: в сети говорят про 200 тонн ценностей. Среди них было не только серебро, золото и другие упоминаемые выше предметы, но и контрабанда. Об этом косвенно говорят записки людей, видевших, как ночью на борт поднимали неопознанные сундуки колониальной знати.


Фото: Armada de Colombia

В итоге на дне груз лежит практически 300 лет. В 1981 году группа американских инвесторов из Glocca Mora утверждала, что отыскала затонувший галеон где-то у берегов Колумбии. Но власти страны не согласились поделить сокровища (даже в пропорции 65/35) и не разрешили Glocca Mora проводить исследования. Правда, позднее теоретическое вознаграждение представителей компании колумбийским парламентом и вовсе сократили до 2,5% от его стоимости — работы приостановили.


В 2015-м власти Колумбии заявили, что самостоятельно нашли место крушения «Сан-Хосе». Исходя из этого, они полагают, что сокровища полностью отходят к ним: расположение обломков знаменитого судна засекретили как гостайну. Неудивительно, что собственные права на груз заявили и другие стороны. Испания полагает, что корабль вместе со всем содержимым принадлежит лишь ей. Одна из коренных народностей Боливии (кхара-кара) претендует на сокровища «Сан-Хосе», рассматривая их в качестве компенсации за действия испанцев на местных землях.

По последним данным, глава Колумбии Густаво Петро поставил задачу поднять галеон со всем содержимым до 2026 года. Но произойдет ли это, остается только гадать.

«Цветок моря»


Flor de la Mar (с порт.?«Цветок моря») — еще один легендарный корабль, ценнейший груз которого пока так и покоится где-то на морском дне. Португальское судно принадлежит к классу каракка — большим парусным кораблям, пользовавшимся популярностью в XV—XVI веках. Именно на подобных судах ходили в эпоху Великих географических открытий. Неудивительно, что флоты европейских государств полнились каракками в качестве как торговых, так и военных судов.


Реплика Flor de la Mar, Музей морской истории, Малакка

Издание History Hit пишет, что «Цветок моря» — один из самых известных неоткрытых затонувших кораблей на земле. Считается, что он наполнен огромными алмазами, золотом и прочими богатствами. Сегодняшняя ориентировочная цена груза, конечно, не столь впечатляет в сравнении с «Сан-Хосе», но все еще огромна — до $2—2,6 миллиарда.

Flor de la Mar возвели в 1502 году в Лиссабоне: при водоизмещении около 400 тонн судно считалось крупнейшим, почти вдвое превышающим по размеру другие сопоставимые корабли того периода. С момента спуска на воду «Цветок моря» совершил несколько плаваний в Индию и обратно, перевозя грузы. Следующие несколько лет прошли для корабля в том числе в сражениях.


Flor de la Mar в изображении XVI века


Flor de la Mar в изображении XVI века

Например, он принимал участие в захвате города и крепости Ормуза в 1507-м. Если коротко, это завоевание дало португальцам полный контроль над торговлей между Индией и Европой, осуществлявшейся через Персидский залив, и послужило началом Португало-персидской войны. В ходе той и еще нескольких военных кампаний судно заметно потрепало, оно не раз отправлялось на ремонт — один раз длиной в целый год.

Несмотря на это, «Цветок моря» вместе с командой призвали в 1511 году на помощь Португалии в завоевании Малакки — портового города на территории современной Малайзии. Впрочем, Малакка неспроста была так важна: поселение и его хозяева контролировали узкий стратегический пролив, через который шла морская торговля между Китаем и Индией. Другими словами, Малакка была крупнейшим коммерческим центром Ост-Индии.

Учитывая внушительную вместимость судна, «Цветок моря» решили использовать для перевозки сокровищ, «позаимствованных» из дворца султана Малакки: ценный груз должны были доставить в Лиссабон. Из портового города корабль вышел в ноябре 1511-го, направившись к Гоа. Впрочем, к месту назначения судно так и не добралось. Вероятно, оно затонуло месяцем позже, попав в сильный шторм: предположительно, Flor de la Mar распался на две части уже на мелководье. Корму снесло волнами в море, с ней пропали и сокровища. Судьба 400 членов экипажа оказалась, без преувеличения, незавидной — спаслось всего несколько человек.


Изображение использовано в качестве иллюстрации

С тех пор, то есть спустя более чем 500 лет, драгоценности так и не нашли, несмотря на то, что попыток было множество. По понятным причинам, на ценный груз претендует сразу несколько стран — Португалия, Индонезия и Малайзия. Возможное местоположение остатков корабля не перестает вызывать споры. Так, например, американский морской археолог Роберт Маркс заявлял, что готов потратить $20 миллионов, чтобы найти и поднять на поверхность «Цветок моря».
Источник: https://tech.onliner.by/
Печать

Коментарии (0)