В 2006 году на этом небольшом песчаном островке в океане высадилась команда европейских археологов. Казалось бы, что может заинтересовать таких специалистов на крошечном тропическом клочке суши, где нет даже удобной гавани, а единственными жителями являются черепахи, морские птицы и четыре сменных метеоролога?
Но ученые возвращались туда снова и снова, год за годом, совершив как минимум четыре крупные экспедиции. Они обнаружили на Тромлене фрагменты человеческих домов, инструментов, а у берега — затонувший корабль. Когда-то здесь бросили шесть десятков несчастных человек, по сути, приговорив их к мучительной смерти. Поразительнее всего, что несколько из них смогли дождаться спасения, вот только пришло оно лишь через долгие 15 лет. Как выжили «робинзоны» на острове забытых рабов?
Группа людей на 15 лет застряла на необитаемом острове. Вот как они выжили
Черепаший рай
Среди остатков некогда многочисленных колониальных владений Франции есть и архипелаг Эпарс. Эта малоизвестная широкой публике группа островов преимущественно находится в проливе между Мадагаскаром и континентальным побережьем Африки, за исключением как раз Тромлена, лежащего в открытом Индийском океане. Постоянного населения там нет, но временное иногда по тем или иным причинам появляется. Впрочем, в окружающих Эпарс водах люди бывают гораздо чаще, в основном с промысловыми целями.
Подобные места, где жизнь присутствует лишь в качестве растений и животных, интересны своим метрополиям обычно не сами по себе. Иногда их площадь достаточна для строительства какой-нибудь военной базы или метеостанции, но в основном они важны окружающими их исключительными экономическими зонами, где страна-владелец может вести добычу полезных ископаемых или рыбную ловлю. Более благой целью становится защита редкой флоры и фауны. В случае с Тромленом под охрану поставлены редкие виды черепах и морских птиц, которые пользуются этой землей для размножения.
Тайный рейс
Во времена расцвета колониальных империй про спасение зеленых морских черепах или красноногих олуш не думали даже формально. Африканские, американские или азиатские территории воспринимались лишь как источник отсутствующих в Европе экзотических ресурсов, производство и торговля которыми приносили баснословные доходы. Управлением процессом часто занимались государственные или частные организации, порой превращавшиеся в государства в государствах. Одной из них была Французская Ост-Индская компания, чьей основной задачей была сначала колонизация Мадагаскара и окружающих территорий.
В июле 1761 года в свой очередной рейс из Мадагаскара на соседний Маврикий отправился фрегат Французской Ост-Индской компании L’Utile («Полезный»). Это не было обычное плавание, ведь в трюме корабля находилось 160 (по другим данным, около 200) мужчин, женщин и детей — малагасийцев, жителей центрального Мадагаскара, которые были проданы европейцам в рабство. При этом работорговля французским губернатором Мадагаскара уже была запрещена, поэтому будущие работники для кофейных и какао-плантаций Маврикия были куплены нелегально и перевозка проходила тайно. Долго, впрочем, рейс не продлился. 31 июля «Полезный» разбился о рифы Тромлена.
Навигационная ошибка
В те годы на картах Тромлена еще не было, остров носил название Песчаный, что хорошо отражало его суть. Это была отмель, только минимально выступающая над поверхностью воды. Кусок суши длиной 1,7 километра и максимальной шириной 700 метров покрыт кустарником и травой. Деревьев на нем тогда практически не было, ведь постоянные сильные пассаты и регулярные тропические шторма оставляют крупной растительности мало шансов.
В таких условиях и оказались 120 членов экипажа и 160 находившихся в трюме рабов. Около сотни из последних так и не успели выбраться из корпуса фрегата, хотя тот и затонул на небольшой глубине. Спастись удалось лишь шести десяткам малагасийцев. Причиной катастрофы стала навигационная ошибка. На имеющихся на борту «Полезного» картах расположение Песчаного острова было указано неверно, и команда просто не ожидала наткнуться на эту малозаметную (максимальная высота острова над уровнем моря составляет 7 метров) сушу. К счастью для многих из них, с корабля удалось забрать больше 20 бочек с мукой, другую провизию и немного пресной воды, облегчившей первые дни на Тромлене.
Пятнадцать лет обреченности
Спустя три дня робинзонады выжившим удалось откопать колодец, на дне которого появилась вода. Она отдавала горечью и морской солью, но все же ее можно было пить. Появились и первые укрытия, спасавшие от никогда не затихавшего ветра, при этом команда и рабы жили отдельно: сегрегация продолжилась и в подобных экстремальных условиях. Следующие два месяца экипаж потратил на то, чтобы соорудить из остатков «Полезного» лодку, которая помогла бы преодолеть 500 километров до Мадагаскара. 27 сентября 122 французских моряка отправились в путь, но рабов с собой не взяли, пообещав им лишь организовать спасательную экспедицию.
До Мадагаскара и цивилизации команда «Полезного» успешно добралась всего за 4 дня, но выполнить обещание морякам не удалось. Справедливости ради, они действительно требовали у губернатора острова отправить на Тромлен корабль, но тот категорически отказался это делать. Шла Семилетняя война, и чиновник опасался нападения англичан. А дальше на фоне боевых действий и банкротства Французской Ост-Индской компании про несчастных малагасийцев просто забыли. Первое время они не теряли надежды, тем более у них оставался трехмесячный запас еды, но к концу года стало очевидно, что помощи ждать не приходится. Из фрагментов коралловых рифов они построили себе несколько домов и научились охотиться на черепах и птиц.
Спасение
Пару раз вблизи острова проходили корабли, но из-за сильного ветра и отсутствия удобных гаваней спасательные шлюпки не смогли к нему причалить. Лишь 29 ноября 1776 года, спустя 15 лет после катастрофы «Полезного», лейтенант Тромлен, капитан корвета Dauphine, смог высадиться на острове, позже названном в его честь.
Увы, но он нашел на нем лишь семь женщин, одетых в набедренные повязки из птичьих перьев, и одного восьмимесячного ребенка. Остальные малагасийцы лишений не перенесли, причем многие умерли еще в первые месяцы своей робинзонады. Но даже восемь спасенных выглядели чудом, учитывая проблемы с водой и едой. Надо отдать должное упорству этих людей и их желанию жить. Кроме домов, они построили даже специальную кухню, где все 15 лет смогли поддерживать огонь, хотя деревьев на Тромлене категорически не хватало.
Женщин и ребенка вывезли на Маврикий, где местный губернатор даровал им свободу. Возвращаться на родной Мадагаскар они отказались. Первое время спасение выживших и вся ужасающая история проявленного к ним безразличия обсуждались во французском обществе, но потом про Тромлен вновь надолго забыли, оставив его черепахам, крабам и птицам. В 1954 году на острове построили большую метеорологическую станцию и даже взлетно-посадочную полосу, которая существенно облегчила попадание на его песчаные берега.
Каждые полгода в созданном небольшом поселке сменяются метеорологи, наблюдающие здесь за формированием циклонов и штормов. Редкие попадающие сюда туристы сейчас могут увидеть и остатки раскопанного поселения малагасийских робинзонов. Четыре археологические экспедиции позволили найти множество артефактов, оставленных здесь людьми с борта «Полезного», и во многом восстановить организацию их быта. К сожалению, лишь по косвенным данным. Прямых свидетельств выживших в той невероятной истории, по сути, не сохранилось.
Источник: onliner.by
Коментарии (0)