Я собираюсь написать пост про некоторые особенности отдельно взятых шапок-венцов русских царей, а для этого сначала надо ознакомиться с тем, что вообще имеется в наличии. Поэтому давайте посмотрим.
Шапки Русского царства или царские венцы - это отороченые соболем шапки русских царей, выполнявшие ту же роль, что короны в Европе. Наиболее известным царским венцом является Шапка Мономаха. Входившие в Большой наряд царя, они хранятся в Оружейной палате Московского кремля
Первое венчание на великое княжение на Руси произошло в правление Ивана III - он короновал соправителем своего внука Дмитрия Ивановича (1498 г.). А собственно на царство впервые венчался другой его внук - Иван Грозный (1546 г.)
Не все царские венцы сохранились, они либо были разобраны для изготовления других шапок, либо были похищены в времена Смуты, смены власти и других беспорядков, либо были проданы. Утрачено шесть или семь известных царских венцов. Сколько их еще было - неизвестно.
Последними, кто использовал "шапки", были братья -соправители Иван и Петр Алексеевичи (1682 г), далее начались императорские коронации
Символ Русского государства (до Империи). Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII веках.
Есть легенда, скорее всего выдуманная для легитимности Ивана III как наследника Византии, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.
Другая версия предполагает, что эта шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.
Основной теорией сейчас считается, что она была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного - Дмитрия Донского и княжича Ивана. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века, единый предмет из них был составлен в 1505-1526 годах. То есть, если внук Ивана III, Дмитрий был в 1498 году впервые венчан на царство именно этой "золотой шапкой", то она должна была выглядеть иначе.
Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. В описях Оружейной палаты упоминание о мехе встречается только с XVII века. "Опушка" или "отворот" скрыла декор в нижней части золотых пластин. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки – 993,66 гр.
Судя по духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного.
Шапка Казанская была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства.
Шапка Казанская сделана в стиле Шапки Мономаха, но она значительно более сложная - это филигранный золотой венец, который имеет несколько ярусов. При изготовлении шапки использовались золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех. Венчает шапку желтый сапфир в 90 каратов
Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.
Спас Нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем, парсуна, Федор Зубов, 1677 г. Написана для Архангельского собора Московского Кремля - царской усыпальницы.
Большая парадная регалия - трехъярусная металлическая шапка с крестом. Венец был изготовлен в Стамбуле в конце XVI века и послан в 1590 году последнему из рода Рюриковичей - Федору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали "Большой венец" только во время торжеств. Он был разобран в 1684 годы для изготовления Шапки Бриллиантовой для Ивана V, но изображение венца сохранилось на царских парсунах. Описательная часть приводится в книге Федора Солнцева "Древности Российского государства" (1849-1853): украшена 561 алмазами, 148 жемчужинами, 72 изумрудами и 161 турмалинами (до XIV века красные разновидности турмалина имели хождение под общим названием "лал"). На нем был крест с 24 алмазами.
Шапка Астраханская была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Федоровича Романова в думном приказе Ефима Телепнева. Астраханской шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства еще в 1556 году. Поэтому по одной из версий это вторая из Астраханский шапок, взамен утраченной во время Смуты.
Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако она имеет западноевропейский ренессансный декор. На полусферической тулии этого венца прорезные фигурные запоны - городки с эмалью и драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами жемчужинами, вкрапленными на легком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца
Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к шапке присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа венцов. Шапка Астраханская украшена 177 драгоценными камнями и жемчужинами.
Современный вид шапка получила в 1680-е гг., когда некоторые из ее оригинальных драгоценных камней были использованы в новой Шапке Бриллиантовой Ивана V, взамен были добавлены другие. Например, "лал велик" (большой красный турмалин), что венчал шапку, был заменен сапфиром "алмазной грани". Весит шапка около 1.5 кг. Она никогда не использовалась для венчания на царство (коронаций) монархов
Сегодня эта шапка венчает герб Астрахани.
Она же Шапка Таврическая, создана в 1682 году для царя Петра, который венчался на царство вместе с братом Иваном - на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм, но Петру Алексеевичу было тогда всего 10 лет.
Позже для Ивана и Петра были сделаны значительно более богатые бриллиантовые венцы "Первого наряда", и эта шапка таким образом стала венцом "Второго наряда"
Она же Шапка Альтабасная. Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Была изготовлена с участием стамбульских мастеров. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоек, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
По одной из версий это вторая Шапка Сибирская взамен утраченной в Смутное время, единственный царский венец из ткани. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.
Это один из двух венцов, которые были изготовленые в 1684-1687 годах русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших нарядов братьев -соправителей. Использовались драгоценности с устаревших вариантов венцов, так, среди прочих, был разобран "Большой венец"
Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка украшена алмазными изображениями, богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку. В орлах на шапке Ивана камни установлены подвижно - при движении они качались и играли. Внешний корпус двухярусный, его венчает трехпоясный полог с турмалином изнутри и бриллиантовый равноконечный крест. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров. К тулье короны приреплен традиционный соболиный мех. Всего золотой двухъярусный каркас венца содержит более чем 900 алмазов, не учитывая других камней. Веc без меха 1,652 кг
Это один из двух венцов, которые были изготовленые в 1684-1687 годах русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших нарядов братьев -соправителей. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности он значительно уступал аналогичной "алмазной шапке" старшего брата Петра – Ивана V.
Первый венец царя Петра. Царь в последний раз надевал эту шапку в 1696 году, видимо после поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец, возможно, считая его немодным.
Венец младшего брата Петра отличается от венца Ивана. Он весит меньше - 1,420 кг и на его отделку ушло меньше алмазов, после нескольких утерянных их осталось 817 . На шапке использованы детали от нашивок, застежек, браслетов, "с миру по нитке", только золотой. В XVII веке было привычным использовать драгоценные нашивки многократно. Их переносили с одного наряда на другой. Чаще всего использовались дары государю, например, мн огочисленные восточные украшения
Шапка Петра меньше по размеру. В связи с этим крупные цветные камни на ней в свое время были заменены на более мелкие.
В 1721 году по указу Петра I традиция венчания на царство была заменена обрядом коронации. С 1762 года место главной династической регалии заняла Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Более древние инсигнии, в том числе Шапка Мономаха, были перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как "Достопамятность царского достоинства"
Шапки Русского царства или царские венцы - это отороченые соболем шапки русских царей, выполнявшие ту же роль, что короны в Европе. Наиболее известным царским венцом является Шапка Мономаха. Входившие в Большой наряд царя, они хранятся в Оружейной палате Московского кремля
Первое венчание на великое княжение на Руси произошло в правление Ивана III - он короновал соправителем своего внука Дмитрия Ивановича (1498 г.). А собственно на царство впервые венчался другой его внук - Иван Грозный (1546 г.)
Не все царские венцы сохранились, они либо были разобраны для изготовления других шапок, либо были похищены в времена Смуты, смены власти и других беспорядков, либо были проданы. Утрачено шесть или семь известных царских венцов. Сколько их еще было - неизвестно.
Последними, кто использовал "шапки", были братья -соправители Иван и Петр Алексеевичи (1682 г), далее начались императорские коронации
Шапка Мономаха
Символ Русского государства (до Империи). Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII веках.
Есть легенда, скорее всего выдуманная для легитимности Ивана III как наследника Византии, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.
Другая версия предполагает, что эта шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.
Основной теорией сейчас считается, что она была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного - Дмитрия Донского и княжича Ивана. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века, единый предмет из них был составлен в 1505-1526 годах. То есть, если внук Ивана III, Дмитрий был в 1498 году впервые венчан на царство именно этой "золотой шапкой", то она должна была выглядеть иначе.
Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. В описях Оружейной палаты упоминание о мехе встречается только с XVII века. "Опушка" или "отворот" скрыла декор в нижней части золотых пластин. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки – 993,66 гр.
Судя по духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного.
Шапка Казанская 1553
Шапка Казанская была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства.
Шапка Казанская сделана в стиле Шапки Мономаха, но она значительно более сложная - это филигранный золотой венец, который имеет несколько ярусов. При изготовлении шапки использовались золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех. Венчает шапку желтый сапфир в 90 каратов
Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.
"Большой венец" царя Федора I Ивановича 1590
Спас Нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем, парсуна, Федор Зубов, 1677 г. Написана для Архангельского собора Московского Кремля - царской усыпальницы.
Большая парадная регалия - трехъярусная металлическая шапка с крестом. Венец был изготовлен в Стамбуле в конце XVI века и послан в 1590 году последнему из рода Рюриковичей - Федору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали "Большой венец" только во время торжеств. Он был разобран в 1684 годы для изготовления Шапки Бриллиантовой для Ивана V, но изображение венца сохранилось на царских парсунах. Описательная часть приводится в книге Федора Солнцева "Древности Российского государства" (1849-1853): украшена 561 алмазами, 148 жемчужинами, 72 изумрудами и 161 турмалинами (до XIV века красные разновидности турмалина имели хождение под общим названием "лал"). На нем был крест с 24 алмазами.
Шапка Астраханская 1627
Шапка Астраханская была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Федоровича Романова в думном приказе Ефима Телепнева. Астраханской шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства еще в 1556 году. Поэтому по одной из версий это вторая из Астраханский шапок, взамен утраченной во время Смуты.
Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако она имеет западноевропейский ренессансный декор. На полусферической тулии этого венца прорезные фигурные запоны - городки с эмалью и драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами жемчужинами, вкрапленными на легком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца
Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к шапке присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа венцов. Шапка Астраханская украшена 177 драгоценными камнями и жемчужинами.
Современный вид шапка получила в 1680-е гг., когда некоторые из ее оригинальных драгоценных камней были использованы в новой Шапке Бриллиантовой Ивана V, взамен были добавлены другие. Например, "лал велик" (большой красный турмалин), что венчал шапку, был заменен сапфиром "алмазной грани". Весит шапка около 1.5 кг. Она никогда не использовалась для венчания на царство (коронаций) монархов
Сегодня эта шапка венчает герб Астрахани.
Шапка Мономаха Второго наряда 1682
Она же Шапка Таврическая, создана в 1682 году для царя Петра, который венчался на царство вместе с братом Иваном - на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм, но Петру Алексеевичу было тогда всего 10 лет.
Позже для Ивана и Петра были сделаны значительно более богатые бриллиантовые венцы "Первого наряда", и эта шапка таким образом стала венцом "Второго наряда"
Шапка Сибирская 1684
Она же Шапка Альтабасная. Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Была изготовлена с участием стамбульских мастеров. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоек, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
По одной из версий это вторая Шапка Сибирская взамен утраченной в Смутное время, единственный царский венец из ткани. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.
Шапка Алмазная для Ивана 1684-1687
Это один из двух венцов, которые были изготовленые в 1684-1687 годах русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших нарядов братьев -соправителей. Использовались драгоценности с устаревших вариантов венцов, так, среди прочих, был разобран "Большой венец"
Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка украшена алмазными изображениями, богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку. В орлах на шапке Ивана камни установлены подвижно - при движении они качались и играли. Внешний корпус двухярусный, его венчает трехпоясный полог с турмалином изнутри и бриллиантовый равноконечный крест. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров. К тулье короны приреплен традиционный соболиный мех. Всего золотой двухъярусный каркас венца содержит более чем 900 алмазов, не учитывая других камней. Веc без меха 1,652 кг
Шапка Алмазная для Петра
Это один из двух венцов, которые были изготовленые в 1684-1687 годах русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших нарядов братьев -соправителей. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности он значительно уступал аналогичной "алмазной шапке" старшего брата Петра – Ивана V.
Первый венец царя Петра. Царь в последний раз надевал эту шапку в 1696 году, видимо после поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец, возможно, считая его немодным.
Венец младшего брата Петра отличается от венца Ивана. Он весит меньше - 1,420 кг и на его отделку ушло меньше алмазов, после нескольких утерянных их осталось 817 . На шапке использованы детали от нашивок, застежек, браслетов, "с миру по нитке", только золотой. В XVII веке было привычным использовать драгоценные нашивки многократно. Их переносили с одного наряда на другой. Чаще всего использовались дары государю, например, мн огочисленные восточные украшения
Шапка Петра меньше по размеру. В связи с этим крупные цветные камни на ней в свое время были заменены на более мелкие.
В 1721 году по указу Петра I традиция венчания на царство была заменена обрядом коронации. С 1762 года место главной династической регалии заняла Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Более древние инсигнии, в том числе Шапка Мономаха, были перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как "Достопамятность царского достоинства"
Коментарии (0)