Иногда, глядя на картину, или прочитав книгу, хочется спросить у автора, какие вещества он употреблял, сочиняя свой «шедевр». Но есть настоящие шедевры искусства, вдохновленные галлюцинациями. Вот их список.
Для каталонского художника Жоана Миро выражение «художник должен быть голодным» было не пустой фразой, а грустной реальностью. Испытывая финансовые трудности, он часто ложился спать без ужина.
«Я пытался передать галлюцинации, которые вызывал голод. Я изображал не то, что видел во сне, как это часто делали сюрреалисты, а то, что вызывал голод: (это) форма транса», - говорил о себе Миро.
Эти голодные галлюцинации нашли свое отражение в нескольких картинах, в том числе в «Карнавале Арлекина». Кажущийся беспорядок случайных предметов на самом деле является плодом тщательной композиции, как доказывают подготовительные наброски Миро.
Работы этой японской художницы - смесь абстрактного экспрессионизма и концептуального искусства, для которого характерны графические, красочные и несколько футуристические образы.
Одна из самых знаменитых работ Кусамы – зеркальные комнаты (их свыше 20). Каждое из таких помещений позволяет зрителю потерять свою идентичность и ощущение себя в бесконечности повторяющегося изображения. Не зря перед входом висят таблички с предупреждением, что нахождение в зеркальной комнате может повредить людям, страдающим эпилепсией или расстройствами психики.
В детстве Кусама подвергалась физическому насилию со стороны матери, что привело к возникновению галлюцинаций и суицидальных мыслей. Она воспринимала паттерны, движущиеся, размножающиеся, и, наконец, поглощающие ее — процесс, который Кусама назвала «самоуничтожением». Она начала рисовать свои видения, и творчество, по ее мнению, помогло ей взять под контроль тревогу и дать выход сильным психологическим потрясениям.
«Если бы не искусство — я бы давно покончила с собой», - любит повторять художница.
Искусство Кусамы весьма востребовано, ее картины продаются за миллионы долларов. Например, работа «Белый № 28» была продана за 7,1 млн долларов.
Английский писатель Чарльз Диккенс (1812-1879) испытывал гипнагогические галлюцинации - мимолетные перцептивные переживания при переходе от бодрствования ко сну. Он также страдал бессонницей.
Его персонажи испытывают аналогичные состояния, в том числе бессонницу, гипнагогические галлюцинации, сонный паралич, кошмары. Один из примеров описания подобных галлюцинаций можно найти в «Рождественской песне», когда Эбенезера Скруджа посещают призраки, оставляя героя неуверенным, сон это или реальность.
В 1935 году французский философ-экзистенциалист, писатель и драматург Жан-Поль Сартр решил отправиться в особое путешествие. Он уговорил своего друга, врача Даниэля Лагаша, ввести ему психоделик мескалин, который в то время использовался для лечения алкоголизма и депрессии.
В результате Сартр пережил «плохое путешествие». Его начали преследовать причудливые, пугающие ракообразные, а обычные предметы превращались в животных, например, часы превращались в сову, а зонтик – в стервятника.
Приключение Сартра закончилось психическим срывом. После этого писатель понял, что преследовавшие его крабы символизировали страх одиночества.
В романе Сартра 1938 года «Тошнота» есть сцена, в которой главному герою снится, что он заперт в саду, полном насекомых и животных, идущих в крабьем стиле.
В последние три года своей жизни Свифт (1667-1745) испытывал симптомы, сходные с симптомами болезни Меньера, включая когнитивные изменения, ухудшение памяти, изменения личности, языковые расстройства и паралич лицевого нерва.
Некоторые исследователи творчества Свифта считают, что гигантские обитатели Бробдингнега и крошечные жители Лилипутии в романе основаны на собственных зрительных галлюцинациях Свифта.
Тот, кто видел «Сад земных наслаждений», наверняка задавался вопросом, что, кроме пылких религиозных верований Иеронима Босха вдохновляло его на создание подобной картины.
Сказать, что творение Босха причудливо – значит, крайне мягко охарактеризовать этот триптих. Странная архитектура, частично цветочная, частично каменная; гибридные существа; обнаженные мужчины и женщины, выполняющие акробатические или половые акты; люди, скачущие на лошадях, верблюдах, мулах, кабанах, быках и единорогах — это лишь некоторые из сюрреалистических образов на центральной панели триптиха, на которой изображены сцены земного рая, наполненного похотью. Они предшествуют еще более ужасным изображениям ада на правой панели.
Роджер Бленч, автор книги «Галлюцинаторный Иероним Босх: синдром Шарля Бонне?» кратко оценивает возможность того, что образы Босха связаны с эпизодами синдрома Шарля Бонне, также известного как «галлюцинации здравомыслящих».
По мнению Бленча, есть основания рассматривать работы художника как галлюцинации, перенесенные на холст.
Эдвард Мунк (1863-1944) страдал от зрительных и слуховых галлюцинаций, и в 1908 году был помещен в психиатрическую больницу.
Вот как сам Мунк объясняет происхождение своей знаменитой, хотя и тревожной картины «Крик» (1893): «Я шел по дороге с двумя друзьями. Затем зашло солнце. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал что-то, похожее на меланхолию. Я остановился, прислонившись к перилам, смертельно усталый. Над иссиня-черным фьордом и городом висели облака капающей, журчащей крови. Мои друзья снова пошли дальше. Я стоял, испуганный, с открытой раной в груди. Бесконечный крик пронзил природу».
Явная визуальная галлюцинация была творчески преобразована Мунком в произведение искусства. Эта работа заняла 18 месяцев.
7. Карнавал Арлекина, Жоан Миро
Для каталонского художника Жоана Миро выражение «художник должен быть голодным» было не пустой фразой, а грустной реальностью. Испытывая финансовые трудности, он часто ложился спать без ужина.
«Я пытался передать галлюцинации, которые вызывал голод. Я изображал не то, что видел во сне, как это часто делали сюрреалисты, а то, что вызывал голод: (это) форма транса», - говорил о себе Миро.
Эти голодные галлюцинации нашли свое отражение в нескольких картинах, в том числе в «Карнавале Арлекина». Кажущийся беспорядок случайных предметов на самом деле является плодом тщательной композиции, как доказывают подготовительные наброски Миро.
6. Бесконечная зеркальная комната, Яёи Кусама
Работы этой японской художницы - смесь абстрактного экспрессионизма и концептуального искусства, для которого характерны графические, красочные и несколько футуристические образы.
Одна из самых знаменитых работ Кусамы – зеркальные комнаты (их свыше 20). Каждое из таких помещений позволяет зрителю потерять свою идентичность и ощущение себя в бесконечности повторяющегося изображения. Не зря перед входом висят таблички с предупреждением, что нахождение в зеркальной комнате может повредить людям, страдающим эпилепсией или расстройствами психики.
В детстве Кусама подвергалась физическому насилию со стороны матери, что привело к возникновению галлюцинаций и суицидальных мыслей. Она воспринимала паттерны, движущиеся, размножающиеся, и, наконец, поглощающие ее — процесс, который Кусама назвала «самоуничтожением». Она начала рисовать свои видения, и творчество, по ее мнению, помогло ей взять под контроль тревогу и дать выход сильным психологическим потрясениям.
«Если бы не искусство — я бы давно покончила с собой», - любит повторять художница.
Искусство Кусамы весьма востребовано, ее картины продаются за миллионы долларов. Например, работа «Белый № 28» была продана за 7,1 млн долларов.
5. Рождественская песнь, Чарльз Диккенс
Английский писатель Чарльз Диккенс (1812-1879) испытывал гипнагогические галлюцинации - мимолетные перцептивные переживания при переходе от бодрствования ко сну. Он также страдал бессонницей.
Его персонажи испытывают аналогичные состояния, в том числе бессонницу, гипнагогические галлюцинации, сонный паралич, кошмары. Один из примеров описания подобных галлюцинаций можно найти в «Рождественской песне», когда Эбенезера Скруджа посещают призраки, оставляя героя неуверенным, сон это или реальность.
4. Тошнота, Жан-Поль Сартр
В 1935 году французский философ-экзистенциалист, писатель и драматург Жан-Поль Сартр решил отправиться в особое путешествие. Он уговорил своего друга, врача Даниэля Лагаша, ввести ему психоделик мескалин, который в то время использовался для лечения алкоголизма и депрессии.
В результате Сартр пережил «плохое путешествие». Его начали преследовать причудливые, пугающие ракообразные, а обычные предметы превращались в животных, например, часы превращались в сову, а зонтик – в стервятника.
Приключение Сартра закончилось психическим срывом. После этого писатель понял, что преследовавшие его крабы символизировали страх одиночества.
В романе Сартра 1938 года «Тошнота» есть сцена, в которой главному герою снится, что он заперт в саду, полном насекомых и животных, идущих в крабьем стиле.
3. Путешествия Гулливера, Джонатан Свифт
В последние три года своей жизни Свифт (1667-1745) испытывал симптомы, сходные с симптомами болезни Меньера, включая когнитивные изменения, ухудшение памяти, изменения личности, языковые расстройства и паралич лицевого нерва.
Некоторые исследователи творчества Свифта считают, что гигантские обитатели Бробдингнега и крошечные жители Лилипутии в романе основаны на собственных зрительных галлюцинациях Свифта.
2. Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Тот, кто видел «Сад земных наслаждений», наверняка задавался вопросом, что, кроме пылких религиозных верований Иеронима Босха вдохновляло его на создание подобной картины.
Сказать, что творение Босха причудливо – значит, крайне мягко охарактеризовать этот триптих. Странная архитектура, частично цветочная, частично каменная; гибридные существа; обнаженные мужчины и женщины, выполняющие акробатические или половые акты; люди, скачущие на лошадях, верблюдах, мулах, кабанах, быках и единорогах — это лишь некоторые из сюрреалистических образов на центральной панели триптиха, на которой изображены сцены земного рая, наполненного похотью. Они предшествуют еще более ужасным изображениям ада на правой панели.
Роджер Бленч, автор книги «Галлюцинаторный Иероним Босх: синдром Шарля Бонне?» кратко оценивает возможность того, что образы Босха связаны с эпизодами синдрома Шарля Бонне, также известного как «галлюцинации здравомыслящих».
По мнению Бленча, есть основания рассматривать работы художника как галлюцинации, перенесенные на холст.
1. Крик, Эдвард Мунк
Эдвард Мунк (1863-1944) страдал от зрительных и слуховых галлюцинаций, и в 1908 году был помещен в психиатрическую больницу.
Вот как сам Мунк объясняет происхождение своей знаменитой, хотя и тревожной картины «Крик» (1893): «Я шел по дороге с двумя друзьями. Затем зашло солнце. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал что-то, похожее на меланхолию. Я остановился, прислонившись к перилам, смертельно усталый. Над иссиня-черным фьордом и городом висели облака капающей, журчащей крови. Мои друзья снова пошли дальше. Я стоял, испуганный, с открытой раной в груди. Бесконечный крик пронзил природу».
Явная визуальная галлюцинация была творчески преобразована Мунком в произведение искусства. Эта работа заняла 18 месяцев.
Коментарии (0)