Значение знаменитого рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»
Леонардо да Винчи многие называют чуть ли не самым гениальным человеком в истории. И хотя жил он давно, в эпоху Возрождения, глубиной своего подхода к выбранным направлениям деятельности представляет интерес и поныне. Мы восторгаемся картинами да Винчи, пытаясь понять их тайну, видим в его ученых заметках предсказания будущего. А ведь он был еще и музыкантом, анатомом, скульптором и архитектором.

Леонардо да Винчи – типичный универсальный человек, который сумел оказаться состоятельным во множестве профессий. Среди его работ одной из самых известных, но вместе с тем и самой интересной, глубокой с философских позиций, является «Витрувианский человек». Вы наверняка видели этот эскиз – мужская фигура изображена в двух наложенных друг на друга позициях. А вот с какой целью Леонардо создал такой рисунок и что он означает – мало кто знает.

Что такое Витрувианский человек?


Значение знаменитого рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»


Леонардо нарисовал Витрувианского человека, известного также как «Пропорции человеческого тела по Витрувию», в 1492 году с помощью туши, пера и акварели. «Витрувианский человек» основан на De Architectura, руководстве по строительству, написанном римским архитектором и инженером Витрувием между 30 и 15 годами до нашей эры. Хотя трактат посвящен архитектуре, он также исследует человеческое тело, а именно геометрию «идеальных» пропорций, что вызвало интерес Леонардо к анатомии и вдохновило его на рисунок.


«De Architectura» Марка Витрувия Поллиона


На его рисунке показаны двое мужчин, стоящих ровно друг за другом. У одного из них руки и ноги разведены в стороны так, чтобы вписаться в квадрат. У другого же руки ноги разведены, оказавшись вписанными в круг. Такое положение тел неслучайно. Рисунок, как и текст к нему, называют еще и «Каноном идеальных пропорций человека» или «Каноном пропорций».

Каковы «идеальные» пропорции? Рисунок сопровождается двумя блоками обратного текста. В первом Леонардо отмечает, что, по словам Витрувия, это размеры идеального тела:
- четыре пальца равны одной ладони
- четыре ладони равны одной ступне
шесть ладоней составляют
- один локоть
- четыре локтя равны росту человека
- четыре локтя равны одному шагу
- 24 ладони равны одному мужчине

Кроме того, в первом наборе примечаний также указывается: «Если вы разводите ноги настолько, чтобы уменьшить свой рост на 1/14, а также разводите и поднимаете руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать, что центр разогнутых конечностей будет в пупке, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником. Длина раскинутых рук мужчины равна его росту».


Во втором блоке текста художник описывает тело модели в виде дробей:
- «От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека»
- «От нижней части подбородка до макушки — одна восьмая его роста»
- «От верхней части груди до макушки его головы будет одна шестая человека»
- «От верхней части груди до корней волос будет седьмая часть всего человека».
- «От сосков до макушки будет четвертая часть мужчины». «Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть мужчины». «От локтя до кончика руки будет пятая часть мужчины» «От локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины». «Вся рука будет десятой частью человека» «Начало гениталий отмечает середину мужчины» «Нога — седьмая часть человека» «От подошвы до колена будет четвертая часть мужчины» «Снизу от колена до начала гениталий будет четвертая часть мужчины» «Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково и, как и у уха, составляет треть лица»

Витрувианский человек Сегодня


С 1822 года Витрувианский человек является частью постоянной коллекции Галереи Академии в Венеции, Италия. Поскольку рисунок слишком хрупкий, чтобы выставляться на обозрение, экспонат выставляется редко. Однако, даже будучи скрытым, рисунок остается ключевой частью их коллекции и, в конечном счете, одним из самых важных произведений итальянского Возрождения.

Витрувианский человек сегодня воспринимается уже не как символ идеальных пропорций мужского тела, а как обозначение нашего места во Вселенной. Композицию принято толковать так, что квадрат является символом материального мира. Центр фигуры как раз располагается в области паха человека, а вот круг – символ всего божественного, в том числе и нашего происхождения.

Любопытно, что в отличие от фигуры в квадрате фигура в круге не размечена черточками, это может быть отсылкой к невозможности измерить божественное. А центр окружности размещается ровно на месте пупка человека. Так рождается символ двойственности человека: божественного и вместе с тем смертного. Леонардо да Винчи считал, что Бог сотворил наше тело, но мы сами может сделать его идеальным, тем самым в чем-то сравниваясь с творцом. Фигуры в круге и квадрате можно трактовать, как динамику и спокойствие.

Тем самым Леонардо да Винчи словно бы намекает нам о противоречивости духа и материи. Было бы слишком просто видеть в рисунке лишь двух людей, тут показана симметрия Вселенной в целом. Да и в пропорциях объемы круга и квадрата равны, что может говорить о возможности взаимного перехода материального в духовного.

Знаменитый рисунок часто используется в качестве символа Вселенной и симметрии человеческого тела. Гигантская реплика была изображена даже на льдах Северного Ледовитого океана в 2011 году, чтобы привлечь внимание к вопросам экологического равновесия.
Источник: https://vseznaesh.ru/
Печать