Броский внешний вид, значительные размеры и псевдоним «рубин» привели к тому, что на лучшие образцы шпинели обратили свое внимание сразу несколько великих правителей сего мира. Притягательные алые камни заняли почетные места в коронах, ожерельях, нарукавных повязках. Подчас, редкие кристаллы удостаивались личных подписей, которые на долгие годы сохранились на драгоценном холсте. Шпинель Москва - всех цветов и огранок представлены в уникальной коллекции на сайте https://gemstock.ru, подробнее о благородном камне по ссылке выше.
Шпинель — редкий минерал кубической сингонии, смешанный оксид магния и алюминия. Название минерала заимствовано из немецкого языка; немецкое Spinell, по-видимому, происходит от латинского слова spinella — уменьшительное от spina ‘шип, колючка’, что связано с характерной остроконечной формой кристаллов. Есть также версия, что Spinell происходит от греческого ????(?)?? ‘зяблик’ — из-за сходства цвета. В средние века и позже шпинель носила название «лал», объединявшее сразу несколько драгоценных камней красного цвета, но прежде всего — именно шпинель
Шпинель – один из древнейших драгоценных камней. Однако упоминаний о нем вы не найдете, вплоть до середины Средневековья. Да, вы, конечно, догадались, что все это время камень скрывался под другими названиями, а может быть, «выдавал» себя за какие-то другие самоцветы? Обе «версии» абсолютно верны.
Многие века шпинель «выдавала» себя за… рубин. Поэтому в царских сокровищницах некоторые рубины впоследствии оказались шпинелью. Конечно, это происходило по случайности, а именно потому, что шпинель ошибочно считали рубином. Однако, несмотря на это, драгоценный камень служил достойным подарком царям и владыкам мира сего.
В древности все красные камни называли карбункулами (от лат. сarbunculus – «уголек»). Среди них были рубины, гранаты (пиропы, альмандины) и шпинели. В IX – X вв. эти камни стали различать на яхонты (красные – рубины, синие – сапфиры) и лалы, то есть шпинели.
По одной версии имя «лал» шпинель получила от названия горы Кух-и-лал («Гора лала») в районе Бадахшана, где было открыто крупное месторождение самоцвета. Кстати сказать, что и рубины здесь водились в изобилии. Именно в это время и разделили самоцветы на яхонты и лалы, считая последние менее ценной разновидностью рубина.
И так, шпинель – современное название, но оно тоже достаточно старое. Почему так назвали? По-видимому, как предполагают минералоги, это произошло от остроконечной формы кристаллов самоцвета (от лат. spina – «шип»). Есть другая версия – название камень получил благодаря необычайному блеску (греч. «спинтэс» – «искра»).
Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела (Яблоко великодержавное греческого дела) — (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле. «Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году»
Царские нательные кресты
На Руси камни называли лалы за красивый алый цвет. В западной Европе шпинель также оценили по достоинству, она стала там известна в XIII веке после путешествия Марко Поло. Генуэзский купец побывал на Памире и посетил рубиновые копи, он писал, что камни добывались только по разрешению правителя Бадахшана, который продавал их за золото. В своих записях Марко Поло именовал шпинель как «балаш» или бадахшанский лал. И только в 1783 году рубин и шпинель признали разными минералами.
Красивый с необычным блеском камень украсил многие царские сокровищницы и регалии. И не беда, что его принимали за другие камни А когда истина восторжествовала, красота и ценность самоцвета нисколько не пострадала.
Самая крупная шпинель является собственностью иранской казны. Она известна как шпинель из Самарии (в IX – VIII веках до н.э. столица Израильского царства). Это камень кроваво-красного цвета весом 500 карат (100грамм), шириной 5,5см.
В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина
Шлем Михаила Фёдоровича, мастер Никита Давыдов. 1621. «Шапка Ерихонская краснаго железа Микитина дела Давыдова; венец и наверху венца другой венец и подвершье,Юукрашены 40 яхонтами
Большой наряд» царя Михаила Федоровича из основного собрания Оружейной палаты на снимке пионера цветной фотографии, знаменитого Сергея Михайловича Прокудина-Горского, 10-ые годы XX века. Венец – Москва, мастерские Кремля, 1627 год; скипетр и держава – Западная Европа, около 1600 года.
Вторая по величине драгоценность украшает Большую Императорскую корону Российской империи, которая экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля. Самоцвет весом 398, 72 карата имеет красную окраску, он чист и прозрачен. Его приобрел один из российских дипломатов в Пекине при царе Алексее Михайловиче.
1762 год. Ювелир И. Позье. Шпинель (398,72 карата), бриллианты, серебро, жемчуг. Высота с крестом 27,5 см. Эта великолепная, знаменитая своим редкостным размером тёмно-красная шпинель когда-то считалась рубином. Она служила украшением короны Екатерины II в 1762 г. Этот камень чист и прозрачен, имеет неправильную форму, сохранившуюся от первоначальной восточной огранки. Теперь этот камень прикреплен вместе с бриллиантом к булавке. Считается одним из исторических камней Алмазного фонда России.
К 250-летнему юбилею Большой императорской короны и 400-летию дома Романовых смоленские мастера создали её реплику. В оформлении использовались австралийские жемчужины, белое золото вместо серебра, рубеллит вместо гигантской шпинели. Для украшения были использованы свыше 11 тысяч якутских алмазов. Новая корона была представлена в Москве 8 ноября 2012 года, её страховая стоимость составила 100 млн долларов. Поскольку оригинал не может покидать Алмазный фонд и имеет ограниченные возможности экспонирования, копия смоленских мастеров выступает как наглядный образец для ознакомления с российской историей и расцветом «бриллиантового века»
Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Фрагмент портрета царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680 годов Поступил в 1924 году из ГТГ До 1917 года находился в собрании князя Б.А. Куракина в имении Куракино Орловской губернии ГИМ
Золотые рязанские бармы XII века были найдены в раскопках 1822 года, и поэтому являются одновременно памятником археологическим и прикладного искусства. Первоначально они считались сделанными, возможно, в Киеве или даже привезенными из Византии, но ученые доказали, что это местная работа рязанских ювелиров начала XII века, нигде более не встречающаяся. Изображения святых в центре барм выполнено в технике перегородчатой эмали, присутствует также техника скани, по краю медальоны украшены самоцветами и шпинельююБармы прославляют (являясь, повидимому также символом княжеской власти) культ князей Бориса и Глеба, традиционно почитаемых как покровителей Рязани.
Легендарные камни занимают почетные места в Британской короне и в Лувре. Прекрасные самоцветы украшали не только царские уборы, но и предметы религиозного культа, а также ювелирные изделия.
Примером может послужить алтарная композиция «Святая Троица», выполненная французскими мастерами.
Чарка. 1709. Золото, бриллианты, алмазы, эмаль, рубиновая шпинель, ореховый кап, чеканка. Выточена собственноручно Петром I и подарена им Матвею Петровичу Гагарину, московскому губернатору, который заказал для нее оправу.
Свойства камня
Оказывается, шпинели являются представителями большой группы минералов, которые так и называются – шпинели. Иначе говоря, их много и они разные.
Главные их компоненты – алюминий, железо, хром. Те разновидности, в которых находятся хром и железо, являются сырьем для добычи названных металлов, а вот алюмошпинели как раз и представляют интерес для ювелирных изделий. Именно они и есть драгоценные камни.
Шпинель – это окисел магния и алюминия – MgAl2O4. Самоцвет всегда оценивали, сравнивая с рубином. Так вот, шпинель мягче рубина. Ее твердость по шкале Мооса – 8. Чистая шпинель бесцветна, но в природе это редкость.
Характерными признаками шпинели является октаэдрический облик кристаллов и высокая твердость. От других минералов группы шпинели отличается меньшим удельным весом и меньшей величиной параметра ячейки; от корунда — изотропностью; от сходных гранатов — более интенсивной окраской в шлифах, более низкими значениями показателями преломления, меньшим удельным весом
Шпинель — редкий минерал кубической сингонии, смешанный оксид магния и алюминия. Название минерала заимствовано из немецкого языка; немецкое Spinell, по-видимому, происходит от латинского слова spinella — уменьшительное от spina ‘шип, колючка’, что связано с характерной остроконечной формой кристаллов. Есть также версия, что Spinell происходит от греческого ????(?)?? ‘зяблик’ — из-за сходства цвета. В средние века и позже шпинель носила название «лал», объединявшее сразу несколько драгоценных камней красного цвета, но прежде всего — именно шпинель
Шпинель – один из древнейших драгоценных камней. Однако упоминаний о нем вы не найдете, вплоть до середины Средневековья. Да, вы, конечно, догадались, что все это время камень скрывался под другими названиями, а может быть, «выдавал» себя за какие-то другие самоцветы? Обе «версии» абсолютно верны.
Многие века шпинель «выдавала» себя за… рубин. Поэтому в царских сокровищницах некоторые рубины впоследствии оказались шпинелью. Конечно, это происходило по случайности, а именно потому, что шпинель ошибочно считали рубином. Однако, несмотря на это, драгоценный камень служил достойным подарком царям и владыкам мира сего.
В древности все красные камни называли карбункулами (от лат. сarbunculus – «уголек»). Среди них были рубины, гранаты (пиропы, альмандины) и шпинели. В IX – X вв. эти камни стали различать на яхонты (красные – рубины, синие – сапфиры) и лалы, то есть шпинели.
По одной версии имя «лал» шпинель получила от названия горы Кух-и-лал («Гора лала») в районе Бадахшана, где было открыто крупное месторождение самоцвета. Кстати сказать, что и рубины здесь водились в изобилии. Именно в это время и разделили самоцветы на яхонты и лалы, считая последние менее ценной разновидностью рубина.
И так, шпинель – современное название, но оно тоже достаточно старое. Почему так назвали? По-видимому, как предполагают минералоги, это произошло от остроконечной формы кристаллов самоцвета (от лат. spina – «шип»). Есть другая версия – название камень получил благодаря необычайному блеску (греч. «спинтэс» – «искра»).
Держава царя Михаила Федоровича
Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела (Яблоко великодержавное греческого дела) — (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле. «Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году»
Царские нательные кресты
На Руси камни называли лалы за красивый алый цвет. В западной Европе шпинель также оценили по достоинству, она стала там известна в XIII веке после путешествия Марко Поло. Генуэзский купец побывал на Памире и посетил рубиновые копи, он писал, что камни добывались только по разрешению правителя Бадахшана, который продавал их за золото. В своих записях Марко Поло именовал шпинель как «балаш» или бадахшанский лал. И только в 1783 году рубин и шпинель признали разными минералами.
Красивый с необычным блеском камень украсил многие царские сокровищницы и регалии. И не беда, что его принимали за другие камни А когда истина восторжествовала, красота и ценность самоцвета нисколько не пострадала.
Самая крупная шпинель является собственностью иранской казны. Она известна как шпинель из Самарии (в IX – VIII веках до н.э. столица Израильского царства). Это камень кроваво-красного цвета весом 500 карат (100грамм), шириной 5,5см.
В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина
Шапка алмазная Ивана V Алексеевича,шпинель сверху
Шлем Михаила Фёдоровича, мастер Никита Давыдов. 1621. «Шапка Ерихонская краснаго железа Микитина дела Давыдова; венец и наверху венца другой венец и подвершье,Юукрашены 40 яхонтами
Большой наряд» царя Михаила Федоровича из основного собрания Оружейной палаты на снимке пионера цветной фотографии, знаменитого Сергея Михайловича Прокудина-Горского, 10-ые годы XX века. Венец – Москва, мастерские Кремля, 1627 год; скипетр и держава – Западная Европа, около 1600 года.
2003
Астраханский венец,украшены шпинелью
Шапка Казанская
Шапка алмазная Петра I Алексеевича
Вторая по величине драгоценность украшает Большую Императорскую корону Российской империи, которая экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля. Самоцвет весом 398, 72 карата имеет красную окраску, он чист и прозрачен. Его приобрел один из российских дипломатов в Пекине при царе Алексее Михайловиче.
Большая императорская корона.
1762 год. Ювелир И. Позье. Шпинель (398,72 карата), бриллианты, серебро, жемчуг. Высота с крестом 27,5 см. Эта великолепная, знаменитая своим редкостным размером тёмно-красная шпинель когда-то считалась рубином. Она служила украшением короны Екатерины II в 1762 г. Этот камень чист и прозрачен, имеет неправильную форму, сохранившуюся от первоначальной восточной огранки. Теперь этот камень прикреплен вместе с бриллиантом к булавке. Считается одним из исторических камней Алмазного фонда России.
Современная копия короны, 2012
К 250-летнему юбилею Большой императорской короны и 400-летию дома Романовых смоленские мастера создали её реплику. В оформлении использовались австралийские жемчужины, белое золото вместо серебра, рубеллит вместо гигантской шпинели. Для украшения были использованы свыше 11 тысяч якутских алмазов. Новая корона была представлена в Москве 8 ноября 2012 года, её страховая стоимость составила 100 млн долларов. Поскольку оригинал не может покидать Алмазный фонд и имеет ограниченные возможности экспонирования, копия смоленских мастеров выступает как наглядный образец для ознакомления с российской историей и расцветом «бриллиантового века»
Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Фрагмент портрета царя Алексея Михайловича. Конец 1670 - начало 1680 годов Поступил в 1924 году из ГТГ До 1917 года находился в собрании князя Б.А. Куракина в имении Куракино Орловской губернии ГИМ
Бармы царя Алексея Михайловича
Бармы царя Алексея Михайловича
Бармы. Оружейная палата
Золотые рязанские бармы XII века были найдены в раскопках 1822 года, и поэтому являются одновременно памятником археологическим и прикладного искусства. Первоначально они считались сделанными, возможно, в Киеве или даже привезенными из Византии, но ученые доказали, что это местная работа рязанских ювелиров начала XII века, нигде более не встречающаяся. Изображения святых в центре барм выполнено в технике перегородчатой эмали, присутствует также техника скани, по краю медальоны украшены самоцветами и шпинельююБармы прославляют (являясь, повидимому также символом княжеской власти) культ князей Бориса и Глеба, традиционно почитаемых как покровителей Рязани.
Легендарные камни занимают почетные места в Британской короне и в Лувре. Прекрасные самоцветы украшали не только царские уборы, но и предметы религиозного культа, а также ювелирные изделия.
Примером может послужить алтарная композиция «Святая Троица», выполненная французскими мастерами.
Чарка. 1709. Золото, бриллианты, алмазы, эмаль, рубиновая шпинель, ореховый кап, чеканка. Выточена собственноручно Петром I и подарена им Матвею Петровичу Гагарину, московскому губернатору, который заказал для нее оправу.
Так что же за камень эта благородная шпинель?
Свойства камня
Оказывается, шпинели являются представителями большой группы минералов, которые так и называются – шпинели. Иначе говоря, их много и они разные.
Главные их компоненты – алюминий, железо, хром. Те разновидности, в которых находятся хром и железо, являются сырьем для добычи названных металлов, а вот алюмошпинели как раз и представляют интерес для ювелирных изделий. Именно они и есть драгоценные камни.
Шпинель – это окисел магния и алюминия – MgAl2O4. Самоцвет всегда оценивали, сравнивая с рубином. Так вот, шпинель мягче рубина. Ее твердость по шкале Мооса – 8. Чистая шпинель бесцветна, но в природе это редкость.
Характерными признаками шпинели является октаэдрический облик кристаллов и высокая твердость. От других минералов группы шпинели отличается меньшим удельным весом и меньшей величиной параметра ячейки; от корунда — изотропностью; от сходных гранатов — более интенсивной окраской в шлифах, более низкими значениями показателями преломления, меньшим удельным весом
Красная Шпинель в мраморе
Коментарии (0)