Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий. С глубокой древности два противоположных начала проявлялись не только как светлое и темное, но и как мужское и женское, твердое и податливое, верх и низ, пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».
Ян - сильное, мужское, творческое начало - ассоциировалось с Небом, а инь - темное, женское, восприимчивое и материнское - с Землей. Небо наверху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь - покой и неподвижность. В области человеческого мышления тоже есть такие соответствия: инь - сложный интуитивный женский ум, ян - четкий рациональный рассудок мужчины.
Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян - созидательной деятельности правителя. Динамический характер взаимоотношений инь и ян можно проиллюстрировать при помощи древнего китайского символа Тайцзи-ту, или «Символа Великого Предела» (монада). Оно характеризуется симметричным соотношением темного и светлого полей, изображающих соответственно инь и ян, но симметрия не статична. Это симметрия вращения, предполагающая постоянное движение по кругу.
Ян вновь и вновь возвращается к своему началу. Инь достигает максимума и уступает место ян.
Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже готово отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность.
Противопоставление инь и ян присутствует во всей китайской культуре и определяет традиционный китайский образ жизни. Чжуан-цзы утверждал, что жизнь - гармоничное сочетание инь и ян. Народ-земледелец издавна был знаком с движением по небосводу Солнца и Луны и сменой времен года. Поэтому сезонные изменения, как и обусловленные ими явления роста и увядания в природе, воспринимались как очевидные проявления чередования инь и ян, холодной темной зимы и яркого жаркого лета.
Сезонное чередование противоположностей отражается и на нашей пище. Для китайца здоровая диета - прежде всего баланс инь и ян. Традиционная китайская медицина тоже исходит из представления о равновесии инь и ян в теле человека, и любое заболевание рассматривается как его нарушение. Тело человека разделяется на органы инь и ян. Внутренняя часть нашего тела - ян, а его поверхность - инь; задняя сторона тела - ян, передняя инь; внутри тела находятся органы инь и ян.
Равновесие между всеми этими частями поддерживается при помощи постоянного потока ци, жизненной энергии, текущей по целой системе «меридианов», на которых находятся точки акупунктуры. Меридианы ян соединены с органами инь и наоборот. Если остановить течение ци, возникает заболевание, которое можно излечить, воздействуя иглами на точки акупунктуры, чтобы восстановить и усилить потоки энергии.
Ждем ваших комментариев по данной статье!
Ян - сильное, мужское, творческое начало - ассоциировалось с Небом, а инь - темное, женское, восприимчивое и материнское - с Землей. Небо наверху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь - покой и неподвижность. В области человеческого мышления тоже есть такие соответствия: инь - сложный интуитивный женский ум, ян - четкий рациональный рассудок мужчины.
Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян - созидательной деятельности правителя. Динамический характер взаимоотношений инь и ян можно проиллюстрировать при помощи древнего китайского символа Тайцзи-ту, или «Символа Великого Предела» (монада). Оно характеризуется симметричным соотношением темного и светлого полей, изображающих соответственно инь и ян, но симметрия не статична. Это симметрия вращения, предполагающая постоянное движение по кругу.
Ян вновь и вновь возвращается к своему началу. Инь достигает максимума и уступает место ян.
Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже готово отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность.
Противопоставление инь и ян присутствует во всей китайской культуре и определяет традиционный китайский образ жизни. Чжуан-цзы утверждал, что жизнь - гармоничное сочетание инь и ян. Народ-земледелец издавна был знаком с движением по небосводу Солнца и Луны и сменой времен года. Поэтому сезонные изменения, как и обусловленные ими явления роста и увядания в природе, воспринимались как очевидные проявления чередования инь и ян, холодной темной зимы и яркого жаркого лета.
Сезонное чередование противоположностей отражается и на нашей пище. Для китайца здоровая диета - прежде всего баланс инь и ян. Традиционная китайская медицина тоже исходит из представления о равновесии инь и ян в теле человека, и любое заболевание рассматривается как его нарушение. Тело человека разделяется на органы инь и ян. Внутренняя часть нашего тела - ян, а его поверхность - инь; задняя сторона тела - ян, передняя инь; внутри тела находятся органы инь и ян.
Равновесие между всеми этими частями поддерживается при помощи постоянного потока ци, жизненной энергии, текущей по целой системе «меридианов», на которых находятся точки акупунктуры. Меридианы ян соединены с органами инь и наоборот. Если остановить течение ци, возникает заболевание, которое можно излечить, воздействуя иглами на точки акупунктуры, чтобы восстановить и усилить потоки энергии.
Коментарии (0)