В 1824 году в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге поступил учиться Казимир Черновский, сын небогатого помещика из-под Минска. Студент был уже не молод, на тот момент ему исполнилось 33 года, увлечен революционными идеями, что было не редкостью для того времени даже в дворянской среде. Неудивительно, что Черновский не закончил академию, а в 1829 году оказался в камере Шлиссельбургской крепости за вольнодумство.
Вскоре на стол императору Николаю Первому легло необычное письмо, в котором автор сообщал, что несколько лет работает над проектом подводного судна. Черновский, автор данного письма, уверял самодержца, что, при наличии достаточного количества материала и рабочих, он готов за 40 дней изготовить подводную лодку, с помощью которой можно будет опускаться на морское дно для сбора жемчуга и растений.
Кроме того, автор отдельно подчеркивал незаменимость «потайной» лодки в военном деле: она может незаметно подкрадываться к кораблям неприятеля и уничтожать их, оставаясь незамеченной. Ничего подобного в военно-морском флоте других стран не было. Император заинтересовался проектом, и потребовал от узника предоставить подробный план строительства данной лодки. Уже через три недели на его столе лежала рукопись «Описание подводных судов». Что же содержалось в этой работе?
Черновский предлагал изготовить цилиндрический корпус лодки из железа, обтянув его изнутри кожей для того, чтобы сохранять тепло внутри. Передвигалось данное судно с помощью семи пар весел с кожаными манжетами, предохраняющих от попадания воды внутрь корпуса. Погружение лодки и подъем на поверхность обеспечивали 28 резервуаров. При погружении они заполнялись водой, а при всплытии вода выдавливалась с помощью специальных рычагов. Черновский разработал еще и мину, которая устанавливалась на днище неприятельского судна.
Проект был одобрен императором, который передал его Павлу Базену – генералу Корпуса путей сообщения, высшего технического учебного заведения России. Именно ему было поручено продолжить работу над созданием подводной лодки. А дальше произошло нечто странное – получив на руки все чертежи, Базен вдруг объявил данное изобретение бесполезным, а вскоре уехал на родину – во Францию. Вероятно, увез с собой и все документы.
А сам Черновский, вероятно отчаявшись выйти на свободу, предпринял попытку самоубийства, но надзирателям удалось спасти его. Его амнистировали и отправили в ссылку в Архангельск, где ему удалось даже получить должность мелкого чиновника в губернском управлении. Но, как видно, от вольнодумства Черновский так и не избавился, он планировал захватить военное судно и отправиться на нем в Италию, помогать местным революционерам.
Черновский снова был арестован и отправлен в город Сарапул Вятской губернии, где и провел последние годы жизни. Изобретатель, чьи планы так и не осуществились, скончался в Сарапуле в 1847 году в возрасте 56 лет. Кстати, его идея была далеко не первой. Еще в 1718 году некий Ефим Никонов обращался к Петру Первому с проектом строительства “потаенного судна».
Источник: https://i-fakt.ru
Вскоре на стол императору Николаю Первому легло необычное письмо, в котором автор сообщал, что несколько лет работает над проектом подводного судна. Черновский, автор данного письма, уверял самодержца, что, при наличии достаточного количества материала и рабочих, он готов за 40 дней изготовить подводную лодку, с помощью которой можно будет опускаться на морское дно для сбора жемчуга и растений.
Кроме того, автор отдельно подчеркивал незаменимость «потайной» лодки в военном деле: она может незаметно подкрадываться к кораблям неприятеля и уничтожать их, оставаясь незамеченной. Ничего подобного в военно-морском флоте других стран не было. Император заинтересовался проектом, и потребовал от узника предоставить подробный план строительства данной лодки. Уже через три недели на его столе лежала рукопись «Описание подводных судов». Что же содержалось в этой работе?
Черновский предлагал изготовить цилиндрический корпус лодки из железа, обтянув его изнутри кожей для того, чтобы сохранять тепло внутри. Передвигалось данное судно с помощью семи пар весел с кожаными манжетами, предохраняющих от попадания воды внутрь корпуса. Погружение лодки и подъем на поверхность обеспечивали 28 резервуаров. При погружении они заполнялись водой, а при всплытии вода выдавливалась с помощью специальных рычагов. Черновский разработал еще и мину, которая устанавливалась на днище неприятельского судна.
Проект был одобрен императором, который передал его Павлу Базену – генералу Корпуса путей сообщения, высшего технического учебного заведения России. Именно ему было поручено продолжить работу над созданием подводной лодки. А дальше произошло нечто странное – получив на руки все чертежи, Базен вдруг объявил данное изобретение бесполезным, а вскоре уехал на родину – во Францию. Вероятно, увез с собой и все документы.
А сам Черновский, вероятно отчаявшись выйти на свободу, предпринял попытку самоубийства, но надзирателям удалось спасти его. Его амнистировали и отправили в ссылку в Архангельск, где ему удалось даже получить должность мелкого чиновника в губернском управлении. Но, как видно, от вольнодумства Черновский так и не избавился, он планировал захватить военное судно и отправиться на нем в Италию, помогать местным революционерам.
Черновский снова был арестован и отправлен в город Сарапул Вятской губернии, где и провел последние годы жизни. Изобретатель, чьи планы так и не осуществились, скончался в Сарапуле в 1847 году в возрасте 56 лет. Кстати, его идея была далеко не первой. Еще в 1718 году некий Ефим Никонов обращался к Петру Первому с проектом строительства “потаенного судна».
Источник: https://i-fakt.ru
Коментарии (0)