
Среди выдающихся живописцев Северного Возрождения Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх» занимает особое место. Искусствоведы и историки по сей день бьются над расшифровкой символов, изображенных на его картинах, пытаясь понять, кем же был Босх. Одни считают его добропорядочным католиком, другие же — приверженцем катарской ереси. «Вокруг света» неоднократно в деталях рассказывал об известных триптихах Босха, а в этом материале мы составили гид по разборам картин живописца.
Художник превратил библейский сюжет в историю о превращении неблагородных металлов в золото при помощи алхимии.
«Поклонение волхвов», 1494–1495
Источник: Vidimages via Legion Media
Некоторые исследователи считают, что художник выставил алхимиков, которых порой подозревали в ереси и подделке монет, в дурном свете с помощью их же символики. Другие сомневаются, что Босх так разбирался бы в искусстве, которое не одобрял. Алхимические образы для него — еще один символический язык, дающий новое измерение, например, евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу как будущему Царю Иудейскому.

«Сад земных наслаждений», 1490–1500 (1500–1510)
Источник: Wikimedia Commons
На левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает искусствовед Линда Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

«Искушение святого Антония», ок. 1501
Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media
В средней части триптиха помещаются две сюжетные группы: «Черная месса» и «Бегство в Египет», полностью составленные из алхимических символов. Антоний находится в центре первой, невозмутимо взирая на все, что происходит вокруг него. Во второй использован любимый алхимиками библейский сюжет, поскольку считалось, что алхимическое искусство пришло из Египта. Босх явно приложил все усилия, чтобы показать зрителям, сколь далеко зашли алхимики в своей еретической интерпретации Священного Писания.

«Воз сена», 1512–1515
Источник: ART Collection via Legion Media
Падение нравов во всех слоях общества Босх объяснял происками нечистой силы: слабый духом человек не может устоять перед ее соблазнами. Нечисть тащит воз сена, то есть преходящих мирских благ — денег и плотских удовольствий. Впряженные в повозку черти переходят из мира людей в ад, где всех соблазнившихся ждет расплата.
Если правая створка посвящена адскому пеклу, то левая отдана райским кущам. Здесь Босх показал происхождение греха и первопричину того, что изображено на центральной панели, — падение ангелов и искушение первых людей.
Триптих «Поклонение волхвов»
Художник превратил библейский сюжет в историю о превращении неблагородных металлов в золото при помощи алхимии.

«Поклонение волхвов», 1494–1495
Источник: Vidimages via Legion Media
Некоторые исследователи считают, что художник выставил алхимиков, которых порой подозревали в ереси и подделке монет, в дурном свете с помощью их же символики. Другие сомневаются, что Босх так разбирался бы в искусстве, которое не одобрял. Алхимические образы для него — еще один символический язык, дающий новое измерение, например, евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу как будущему Царю Иудейскому.
Триптих «Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений», 1490–1500 (1500–1510)
Источник: Wikimedia Commons
На левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает искусствовед Линда Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.
Триптих «Искушение святого Антония»

«Искушение святого Антония», ок. 1501
Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media
В средней части триптиха помещаются две сюжетные группы: «Черная месса» и «Бегство в Египет», полностью составленные из алхимических символов. Антоний находится в центре первой, невозмутимо взирая на все, что происходит вокруг него. Во второй использован любимый алхимиками библейский сюжет, поскольку считалось, что алхимическое искусство пришло из Египта. Босх явно приложил все усилия, чтобы показать зрителям, сколь далеко зашли алхимики в своей еретической интерпретации Священного Писания.
Триптих «Воз сена»

«Воз сена», 1512–1515
Источник: ART Collection via Legion Media
Падение нравов во всех слоях общества Босх объяснял происками нечистой силы: слабый духом человек не может устоять перед ее соблазнами. Нечисть тащит воз сена, то есть преходящих мирских благ — денег и плотских удовольствий. Впряженные в повозку черти переходят из мира людей в ад, где всех соблазнившихся ждет расплата.
Если правая створка посвящена адскому пеклу, то левая отдана райским кущам. Здесь Босх показал происхождение греха и первопричину того, что изображено на центральной панели, — падение ангелов и искушение первых людей.
Источник: https://www.vokrugsveta.ru/history/sploshnye-sekrety-izuchaem-4-znamenitykh-triptikha-ieronima-boskha-i-zashifrovannye-v-nikh-simvoly-id6335518/
Коментарии (0)