
Музей Лувр, где хранится «Мона Лиза», является всемирно известной сокровищницей искусства, ежегодно привлекающей миллионы посетителей. Хотя «Мона Лиза», несомненно, привлекает всеобщее внимание, истинная красота Лувра заключается в его глубине и разнообразии. Помимо толпы людей, окружающих знаменитый портрет, вас ждет множество шедевров, каждый из которых рассказывает свою уникальную историю и демонстрирует эволюцию искусства на протяжении веков и культур. Давайте отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с 14 самыми известными картинами Лувра, вникая в их историю и значение.
Где: Обычно в крыле Ришелье, на втором этаже, зал 818.
Картина «Мадонна канцлера Ролена», выполненная около 1435 года, является краеугольным камнем ранней нидерландской живописи. Ян ван Эйк, мастер масляной живописи, демонстрирует свое непревзойденное мастерство и скрупулезное внимание к деталям в этой культовой работе.
На картине изображен Николя Ролен, канцлер Бургундии, преклонивший колени в молитве перед Девой Марией и Младенцем Христом. Декорация — тщательно выполненный интерьер с захватывающим дух пейзажем, открывающимся из окон. Мастерство Ван Эйка проявляется в замысловатых деталях – богатой фактуре одежды персонажей, тонкой игре света на их лицах и детально переданном пейзаже. Особого внимания заслуживает использование света, создающего ощущение божественного присутствия и освещающего роскошные текстуры и поверхности по всей сцене.
Эта работа выходит за рамки религиозной живописи; это портрет власти. Статус и благочестие Ролена очевидны в его позе и одежде, отражающих социальный и политический ландшафт того времени. Реставрация картины в период с 2021 по 2024 год подчеркнула красоту искусства, а весной 2024 года в Лувре была организована специальная выставка.
Где: Обычно в крыле Ришелье – 2–й этаж, зал 809.
Этот автопортрет, написанный в 1493 году, когда Дюреру было всего 22 года, демонстрирует его не по годам развитый талант и уверенность в себе, что является поворотным моментом в искусстве эпохи Возрождения. Дюрер был на уровне, сравнимом с Леонардо да Винчи.
На картине Дюрер изображен элегантно одетым, держащим в руках веточку эрингиума (которую часто принимают за чертополох), символизирующую верность. Мастерство Дюрера в технике рисования маслом проявляется в поразительном реализме и детализации — от тонких оттенков кожи до тонко прорисованных складок одежды. Его проницательный взгляд и ракурс в три четверти создают интимную связь со зрителем.
Внешность художника отражает ренессансные идеалы культурного человека, передавая чувство самосознания. Этот автопортрет демонстрирует техническое мастерство Дюрера и подчеркивает его художественную индивидуальность. Ее присутствие в Лувре подчеркивает важность Дюрера как ключевой фигуры, соединяющей традиции Северной Европы и итальянского Возрождения. Он поддерживал контакты с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля, Джованни Беллини и Леонардо да Винчи.
Где: Обычно в крыле «Денон», 1–й этаж, зал 711 (Государственный зал).
«Пасторальный концерт», который когда-то приписывался Джорджоне, в настоящее время считается ранним шедевром Тициана, датируемым примерно 1509 годом. Это один из краеугольных камней венецианского ренессанса, представляющий творчество основателей этого движения.
Не пропустите: Опасные туристы: Почему музеи Парижа переполнены?
На картине изображены двое элегантно одетых молодых людей, беседующих на фоне безмятежного, залитого солнцем пейзажа, в сопровождении двух обнаженных женских фигур, напоминающих муз поэзии и музыки. Загадочная аллегория завораживала зрителей на протяжении веков. Одна женщина наливает воду из хрустального кувшина, а другая играет на флейте.
Позже Мане шокирует Париж, поместив современных обнаженных женщин рядом с современными джентльменами в своей картине “Завтрак на траве”, превратив эту ренессансную аллегорию в социальный комментарий. Сегодня это шедевральное произведение продолжает очаровывать зрителей гармоничным сочетанием реализма и поэтической аллегории.

Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 814.
Эта картина Квентина Матсиса, написанная в 1514 году, является прекрасным образцом искусства фламандского Возрождения. Она демонстрирует внимание Матсиса к деталям и его способность придавать повседневным сценам глубокий моральный смысл.
На картине изображены меняла и его жена, тщательно взвешивающие и пересчитывающие монеты. Тщательная передача Матсисом текстур и поверхностей, от сверкающего металла монет до мягкого меха рукавов, демонстрирует техническую виртуозность фламандской живописи.
Помимо реалистичности, картина несет в себе моральный и религиозный подтекст. Раскрытый молитвенник и озабоченность пары деньгами указывают на конфликт между мирскими и духовными заботами. Картина призывает задуматься об искушениях жадности и важности духовных ценностей.
Где: Обычно в крыле Denon, на 1–м этаже, в зале 711 (Государственный зал).
«Женщина перед зеркалом» (фр. «La Femme au miroir») — свидетельство мастерства Тициана в изображении красоты эпохи Возрождения. Созданная около 1515 года, она запечатлела момент интимного размышления: золотистые волосы героини ниспадают каскадом на изумрудное бархатное платье, когда она изучает свое лицо.
Картина вызвала бурные споры своего времени, и Тициан продемонстрировал, как живопись может превзойти скульптуру, изображая несколько точек зрения одновременно. Работа Тициана также известна в истории искусства, поскольку ее интерпретация учеными до сих пор остается предметом споров. Некоторые видят в этом размышление о тщеславии, аллегорию благоразумия или торжество любви и красоты. Некоторые видят в этом визуальную метафору брака, в то время как другие интерпретируют это как сложное утверждение о природе видения и того, что тебя видят.
Работы Тициана часто остаются незамеченными посетителями из-за популярности «Моны Лизы», но это квинтэссенция мастерства художника и культурных нюансов эпохи Возрождения. Тициан, вероятно, родился в 1488 году, через 5 лет после Рафаэля, но умер в 1576 году, в возрасте 88 лет, через 56 лет после него.
Где: Обычно крыло Денона занимает 1–й уровень – зал 712 (Большая галерея).
На этом мастерском портрете, написанном Рафаэлем в 1515 году, изображен Бальдассаре Кастильоне, выдающийся итальянский дипломат, военный и писатель. Картина известна своим глубоким изображением и технической виртуозностью, воплощая идеалы Высокого Возрождения.
Рафаэль представляет Кастильоне в трехчетвертном ракурсе, который смотрит прямо на зрителя с безмятежным выражением лица. Идеальный баланс и гармония композиции, а также приглушенная цветовая палитра создают ощущение сдержанной элегантности, отражающей утонченный характер Кастильоне.
Портрет особенно важен своей психологической глубиной, он отражает не только физическое сходство Кастильоне, но и его интеллектуальные и духовные качества. Это согласуется с работами самого Кастильоне об идеальном придворном эпохи Возрождения. Картина оказала глубокое влияние на более поздних художников, послужив образцом для многих последующих портретов и продемонстрировав непревзойденную способность Рафаэля передавать внешний облик и внутреннюю сущность своих персонажей.
Где: Обычно в крыле «Денон», 1–й уровень, зал 712 (Большая галерея).
«Весна» Джузеппе Арчимбольдо, написанная в 1573 году, является ярким примером оригинального и причудливого стиля художника. На этом портрете, входящем в его знаменитую серию “Времена года”, изображена человеческая голова, полностью состоящая из весенних цветов и растений.
Не пропустите: Самые лучшие музеи истории викингов в Норвегии
Тщательное внимание Арчимбольдо к ботаническим деталям проявляется во множестве точно прорисованных цветов, которые формируют черты фигуры. Картина демонстрирует уникальную способность художника сочетать натюрморт с портретом, создавая одновременно реалистичный и фантастический образ.
Эта работа отражает интеллектуальный климат позднего Возрождения с его интересом к естественным наукам и визуальным головоломкам. Инновационный подход Арчимбольдо повлиял на художников-сюрреалистов столетия спустя. “Весна” демонстрирует не только техническое мастерство художника, но и его остроумие и фантазию, предлагая зрителям восхитительный визуальный парадокс.
Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 824.
«Габриэль д’Эстре с сестрой» — известная картина, написанная примерно в 1594 году, приписываемая неизвестному художнику, но явно относящаяся ко Второй школе Фонтенбло, периоду позднего маньеризма, завершавшему французское возрождение с 1594 по 1617 год.
Картина знаменита своим интригующим изображением Габриэль д’Эстре, любовницы французского короля Генриха IV, рядом с одной из ее сестер. Интимный момент, запечатленный на картине, раскрывает тонкий символизм, особенно жест сестры, щиплющей Габриэль за сосок, намекая на тему плодородия.
Картина отражает придворную жизнь и художественные пристрастия конца XVI века. Это замечательный образец портретной живописи французского Ренессанса, сочетающий эротизм с политическим подтекстом. Посетители Лувра переносятся в эпоху, когда искусство переплеталось с властью и индивидуальностью.

Где: Обычно крыло Денона занимает 1–й уровень – зал 712 (Большая галерея).
Эта ранняя работа Караваджо, написанная около 1594 года, демонстрирует революционный подход художника к живописи и его мастерство владения светотенью. На картине изображен молодой человек, которому цыганка-гадалка гадает по ладони, а тот тайком снимает кольцо с пальца.
Новаторское использование Караваджо драматического освещения и его акцент на психологическом взаимодействии персонажей ознаменовали отход от идеализированного искусства позднего Возрождения. Реализм картины и выбор современного уличного сюжета были новаторскими для своего времени. Внимание Караваджо к деталям проявляется в разнообразии фактур и тонкой игре выражений, приглашая зрителя разгадать историю обмана, разворачивающуюся перед ним.
Где: Обычно это 2–й этаж в крыле Ришелье, зал 801 (Галерея Медичи).
Эта монументальная картина 1625 года, написанная по заказу в рамках цикла о Марии Медичи, является самой известной из 24 картин этого цикла, которые представлены в отдельном зале Лувра.
На огромном шедевре запечатлена коронация Марии Медичи в аббатстве Сен-Дени, где кардинал де Жуайез возлагает корону. Виртуозная работа художника со светом и цветом, особенно с роскошными красными и золотыми оттенками, подчеркивает священный и царственный характер церемонии.
Динамичная спиральная композиция и тщательное внимание к деталям – от сверкающих церковных облачений до величественной готической архитектуры – превращают этот исторический документ в визуальный праздник.
Коронация, состоявшаяся 13 мая 1610 года, приобрела трагическое значение, когда на следующий день был убит король Франции Генрих IV, что привело к регентству Марии над юным Людовиком XIII. Эта внезапная смена власти вызвала устойчивые слухи о ее причастности к смерти короля, хотя историки по-прежнему расходятся во мнениях относительно теории заговора.
Этот шедевр Питера Пауля Рубенса демонстрирует замечательную композицию, которая позже вдохновила Жака-Луи Давида на создание знаменитой картины “Коронация Наполеона”.
Где: Обычно это 2–й этаж 912–й зал в крыле Сюлли.
Эта картина, написанная между 1634 и 1643 годами, демонстрирует мастерство Жоржа де Латура в области светотени и его уникальный подход к религиозной тематике.
Не пропустите: 16 лучших городов и стран для путешествий в 2020 году
На картине изображены Святая Ирина и ее служанка, ухаживающие за ранами святого Себастьяна, который был ранен стрелами. Бросается в глаза характерное для Де Латура использование драматического освещения: сцена освещается единственным невидимым источником света, создающим мощный контраст между светом и тенью. Композиция удивительно проста, но в то же время мощна: фигуры образуют треугольную группу на темном фоне.
Внимание Де Латура к деталям проявляется в реалистичном изображении ран Себастьяна и тщательной передаче текстуры ткани. Эта картина демонстрирует способность художника сочетать религиозную тематику с глубоко человеческим и чутким подходом, создавая духовно глубокое и эмоционально резонансное произведение.
Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 844.
Этот очаровательный автопортрет, написанный Рембрандтом около 1660 года, является шедевром самоанализа и технического мастерства. Это одна из самых известных картин Золотого века Голландии.
На картине, созданной в конце карьеры художника, Рембрандт изображен за работой, стоящим перед мольбертом с кистями и палитрой в руках. Насыщенные, землистые тона и свободный, выразительный мазок характерны для зрелого стиля Рембрандта.
Картина примечательна своей психологической глубиной и тем, как художник уверенно передает самого себя. Лицо Рембрандта выходит из тени, освещенное мягким светом, подчеркивающим его обветренные черты и проницательный взгляд.
Этот автопортрет является глубоким размышлением о жизни, карьере и художественном творчестве художника. Это свидетельствует о неизменном увлечении Рембрандта автопортретом, жанром, в котором он был пионером и мастером, и оставил после себя визуальную автобиографию, охватывающую всю его карьеру.
Где: Обычно в крыле Denon, 1–й этаж, зал 702 (Salle Daru).
Эта картина, являющаяся квинтэссенцией неоклассического искусства 1784 года, воплощает в себе такие добродетели, как патриотизм и самопожертвование, оказав влияние на поколения художников. Клятва Горациев — это символ революционных настроений в дореволюционной Франции.
На картине изображена сцена из римской истории: три брата клянутся на своих мечах сражаться за Рим, в то время как женщины скорбят, предвидя трагический исход. Дэвид использовал композицию, напоминающую фриз, с фигурами, расположенными параллельно плоскости картины, что создает ощущение монументальности. Четкая скульптурная прорисовка фигур и акцент на линии, а не на цвете, являются отличительными чертами неоклассического стиля. Строгая композиция картины и эффектное освещение оказали влияние на поколения художников.
Где: Обычно в крыле Denon, на 1–м этаже, в зале 702 (Salle Daru).
Эта работа в стиле ориенталистики, написанная в 1814 году, демонстрирует отход Жана-Огюста-Доминика Энгра от строгой анатомической точности в пользу чувственности и экзотики.
На картине изображена наложница в окружении гарема. Намеренное искажение фигуры Энгром, особенно удлиненной спины, вызвало споры, но также и восхищение ее изящными, извилистыми линиями. Богатые ткани, павлиний веер и тюрбан создают экзотическую атмосферу, отражая европейское увлечение Востоком в 19 веке. Эта картина остается ключевой в обсуждении ориентализма и женской обнаженной натуры в западном искусстве.
Изучая эти 14 замечательных картин, посетители могут глубже оценить художественное разнообразие Лувра, эволюцию истории искусства и способность искусства отражать и формировать человеческий опыт. Лувр предоставляет уникальную возможность прикоснуться к прошлому, поучиться у мастеров и вдохновиться красотой и сложностью человеческого творчества.
1. «Мадонна канцлера Ролена», Ян ван Эйк
Где: Обычно в крыле Ришелье, на втором этаже, зал 818.
Картина «Мадонна канцлера Ролена», выполненная около 1435 года, является краеугольным камнем ранней нидерландской живописи. Ян ван Эйк, мастер масляной живописи, демонстрирует свое непревзойденное мастерство и скрупулезное внимание к деталям в этой культовой работе.
На картине изображен Николя Ролен, канцлер Бургундии, преклонивший колени в молитве перед Девой Марией и Младенцем Христом. Декорация — тщательно выполненный интерьер с захватывающим дух пейзажем, открывающимся из окон. Мастерство Ван Эйка проявляется в замысловатых деталях – богатой фактуре одежды персонажей, тонкой игре света на их лицах и детально переданном пейзаже. Особого внимания заслуживает использование света, создающего ощущение божественного присутствия и освещающего роскошные текстуры и поверхности по всей сцене.
Эта работа выходит за рамки религиозной живописи; это портрет власти. Статус и благочестие Ролена очевидны в его позе и одежде, отражающих социальный и политический ландшафт того времени. Реставрация картины в период с 2021 по 2024 год подчеркнула красоту искусства, а весной 2024 года в Лувре была организована специальная выставка.
2. «Автопортрет с чертополохом», Альбрехт Дюрер
Где: Обычно в крыле Ришелье – 2–й этаж, зал 809.
Этот автопортрет, написанный в 1493 году, когда Дюреру было всего 22 года, демонстрирует его не по годам развитый талант и уверенность в себе, что является поворотным моментом в искусстве эпохи Возрождения. Дюрер был на уровне, сравнимом с Леонардо да Винчи.
На картине Дюрер изображен элегантно одетым, держащим в руках веточку эрингиума (которую часто принимают за чертополох), символизирующую верность. Мастерство Дюрера в технике рисования маслом проявляется в поразительном реализме и детализации — от тонких оттенков кожи до тонко прорисованных складок одежды. Его проницательный взгляд и ракурс в три четверти создают интимную связь со зрителем.
Внешность художника отражает ренессансные идеалы культурного человека, передавая чувство самосознания. Этот автопортрет демонстрирует техническое мастерство Дюрера и подчеркивает его художественную индивидуальность. Ее присутствие в Лувре подчеркивает важность Дюрера как ключевой фигуры, соединяющей традиции Северной Европы и итальянского Возрождения. Он поддерживал контакты с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля, Джованни Беллини и Леонардо да Винчи.
3. «Пасторальный концерт», Тициан (ранее приписывавшийся Джорджоне)
Где: Обычно в крыле «Денон», 1–й этаж, зал 711 (Государственный зал).
«Пасторальный концерт», который когда-то приписывался Джорджоне, в настоящее время считается ранним шедевром Тициана, датируемым примерно 1509 годом. Это один из краеугольных камней венецианского ренессанса, представляющий творчество основателей этого движения.
Не пропустите: Опасные туристы: Почему музеи Парижа переполнены?
На картине изображены двое элегантно одетых молодых людей, беседующих на фоне безмятежного, залитого солнцем пейзажа, в сопровождении двух обнаженных женских фигур, напоминающих муз поэзии и музыки. Загадочная аллегория завораживала зрителей на протяжении веков. Одна женщина наливает воду из хрустального кувшина, а другая играет на флейте.
Позже Мане шокирует Париж, поместив современных обнаженных женщин рядом с современными джентльменами в своей картине “Завтрак на траве”, превратив эту ренессансную аллегорию в социальный комментарий. Сегодня это шедевральное произведение продолжает очаровывать зрителей гармоничным сочетанием реализма и поэтической аллегории.
4. «Меняла и его жена», Квентин Массейс

Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 814.
Эта картина Квентина Матсиса, написанная в 1514 году, является прекрасным образцом искусства фламандского Возрождения. Она демонстрирует внимание Матсиса к деталям и его способность придавать повседневным сценам глубокий моральный смысл.
На картине изображены меняла и его жена, тщательно взвешивающие и пересчитывающие монеты. Тщательная передача Матсисом текстур и поверхностей, от сверкающего металла монет до мягкого меха рукавов, демонстрирует техническую виртуозность фламандской живописи.
Помимо реалистичности, картина несет в себе моральный и религиозный подтекст. Раскрытый молитвенник и озабоченность пары деньгами указывают на конфликт между мирскими и духовными заботами. Картина призывает задуматься об искушениях жадности и важности духовных ценностей.
5. «Женщина перед зеркалом», Тициан
Где: Обычно в крыле Denon, на 1–м этаже, в зале 711 (Государственный зал).
«Женщина перед зеркалом» (фр. «La Femme au miroir») — свидетельство мастерства Тициана в изображении красоты эпохи Возрождения. Созданная около 1515 года, она запечатлела момент интимного размышления: золотистые волосы героини ниспадают каскадом на изумрудное бархатное платье, когда она изучает свое лицо.
Картина вызвала бурные споры своего времени, и Тициан продемонстрировал, как живопись может превзойти скульптуру, изображая несколько точек зрения одновременно. Работа Тициана также известна в истории искусства, поскольку ее интерпретация учеными до сих пор остается предметом споров. Некоторые видят в этом размышление о тщеславии, аллегорию благоразумия или торжество любви и красоты. Некоторые видят в этом визуальную метафору брака, в то время как другие интерпретируют это как сложное утверждение о природе видения и того, что тебя видят.
Работы Тициана часто остаются незамеченными посетителями из-за популярности «Моны Лизы», но это квинтэссенция мастерства художника и культурных нюансов эпохи Возрождения. Тициан, вероятно, родился в 1488 году, через 5 лет после Рафаэля, но умер в 1576 году, в возрасте 88 лет, через 56 лет после него.
6. «Портрет Бальдассаре Кастильоне», Рафаэль
Где: Обычно крыло Денона занимает 1–й уровень – зал 712 (Большая галерея).
На этом мастерском портрете, написанном Рафаэлем в 1515 году, изображен Бальдассаре Кастильоне, выдающийся итальянский дипломат, военный и писатель. Картина известна своим глубоким изображением и технической виртуозностью, воплощая идеалы Высокого Возрождения.
Рафаэль представляет Кастильоне в трехчетвертном ракурсе, который смотрит прямо на зрителя с безмятежным выражением лица. Идеальный баланс и гармония композиции, а также приглушенная цветовая палитра создают ощущение сдержанной элегантности, отражающей утонченный характер Кастильоне.
Портрет особенно важен своей психологической глубиной, он отражает не только физическое сходство Кастильоне, но и его интеллектуальные и духовные качества. Это согласуется с работами самого Кастильоне об идеальном придворном эпохи Возрождения. Картина оказала глубокое влияние на более поздних художников, послужив образцом для многих последующих портретов и продемонстрировав непревзойденную способность Рафаэля передавать внешний облик и внутреннюю сущность своих персонажей.
7. «Весна», Джузеппе Арчимбольдо
Где: Обычно в крыле «Денон», 1–й уровень, зал 712 (Большая галерея).
«Весна» Джузеппе Арчимбольдо, написанная в 1573 году, является ярким примером оригинального и причудливого стиля художника. На этом портрете, входящем в его знаменитую серию “Времена года”, изображена человеческая голова, полностью состоящая из весенних цветов и растений.
Не пропустите: Самые лучшие музеи истории викингов в Норвегии
Тщательное внимание Арчимбольдо к ботаническим деталям проявляется во множестве точно прорисованных цветов, которые формируют черты фигуры. Картина демонстрирует уникальную способность художника сочетать натюрморт с портретом, создавая одновременно реалистичный и фантастический образ.
Эта работа отражает интеллектуальный климат позднего Возрождения с его интересом к естественным наукам и визуальным головоломкам. Инновационный подход Арчимбольдо повлиял на художников-сюрреалистов столетия спустя. “Весна” демонстрирует не только техническое мастерство художника, но и его остроумие и фантазию, предлагая зрителям восхитительный визуальный парадокс.
8. «Габриэль д’Эстре с сестрой», неизвестный художник
Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 824.
«Габриэль д’Эстре с сестрой» — известная картина, написанная примерно в 1594 году, приписываемая неизвестному художнику, но явно относящаяся ко Второй школе Фонтенбло, периоду позднего маньеризма, завершавшему французское возрождение с 1594 по 1617 год.
Картина знаменита своим интригующим изображением Габриэль д’Эстре, любовницы французского короля Генриха IV, рядом с одной из ее сестер. Интимный момент, запечатленный на картине, раскрывает тонкий символизм, особенно жест сестры, щиплющей Габриэль за сосок, намекая на тему плодородия.
Картина отражает придворную жизнь и художественные пристрастия конца XVI века. Это замечательный образец портретной живописи французского Ренессанса, сочетающий эротизм с политическим подтекстом. Посетители Лувра переносятся в эпоху, когда искусство переплеталось с властью и индивидуальностью.
9. «Гадалка», Караваджо

Где: Обычно крыло Денона занимает 1–й уровень – зал 712 (Большая галерея).
Эта ранняя работа Караваджо, написанная около 1594 года, демонстрирует революционный подход художника к живописи и его мастерство владения светотенью. На картине изображен молодой человек, которому цыганка-гадалка гадает по ладони, а тот тайком снимает кольцо с пальца.
Новаторское использование Караваджо драматического освещения и его акцент на психологическом взаимодействии персонажей ознаменовали отход от идеализированного искусства позднего Возрождения. Реализм картины и выбор современного уличного сюжета были новаторскими для своего времени. Внимание Караваджо к деталям проявляется в разнообразии фактур и тонкой игре выражений, приглашая зрителя разгадать историю обмана, разворачивающуюся перед ним.
10. «Коронация в Сен-Дени», Питер Пауль Рубенс
Где: Обычно это 2–й этаж в крыле Ришелье, зал 801 (Галерея Медичи).
Эта монументальная картина 1625 года, написанная по заказу в рамках цикла о Марии Медичи, является самой известной из 24 картин этого цикла, которые представлены в отдельном зале Лувра.
На огромном шедевре запечатлена коронация Марии Медичи в аббатстве Сен-Дени, где кардинал де Жуайез возлагает корону. Виртуозная работа художника со светом и цветом, особенно с роскошными красными и золотыми оттенками, подчеркивает священный и царственный характер церемонии.
Динамичная спиральная композиция и тщательное внимание к деталям – от сверкающих церковных облачений до величественной готической архитектуры – превращают этот исторический документ в визуальный праздник.
Коронация, состоявшаяся 13 мая 1610 года, приобрела трагическое значение, когда на следующий день был убит король Франции Генрих IV, что привело к регентству Марии над юным Людовиком XIII. Эта внезапная смена власти вызвала устойчивые слухи о ее причастности к смерти короля, хотя историки по-прежнему расходятся во мнениях относительно теории заговора.
Этот шедевр Питера Пауля Рубенса демонстрирует замечательную композицию, которая позже вдохновила Жака-Луи Давида на создание знаменитой картины “Коронация Наполеона”.
11. «Мученичество святого Себастьяна», Жорж де Латур
Где: Обычно это 2–й этаж 912–й зал в крыле Сюлли.
Эта картина, написанная между 1634 и 1643 годами, демонстрирует мастерство Жоржа де Латура в области светотени и его уникальный подход к религиозной тематике.
Не пропустите: 16 лучших городов и стран для путешествий в 2020 году
На картине изображены Святая Ирина и ее служанка, ухаживающие за ранами святого Себастьяна, который был ранен стрелами. Бросается в глаза характерное для Де Латура использование драматического освещения: сцена освещается единственным невидимым источником света, создающим мощный контраст между светом и тенью. Композиция удивительно проста, но в то же время мощна: фигуры образуют треугольную группу на темном фоне.
Внимание Де Латура к деталям проявляется в реалистичном изображении ран Себастьяна и тщательной передаче текстуры ткани. Эта картина демонстрирует способность художника сочетать религиозную тематику с глубоко человеческим и чутким подходом, создавая духовно глубокое и эмоционально резонансное произведение.
12. «Автопортрет Рембрандта за мольбертом», Рембрандт
Где: Обычно это крыло Ришелье, 2–й этаж, зал 844.
Этот очаровательный автопортрет, написанный Рембрандтом около 1660 года, является шедевром самоанализа и технического мастерства. Это одна из самых известных картин Золотого века Голландии.
На картине, созданной в конце карьеры художника, Рембрандт изображен за работой, стоящим перед мольбертом с кистями и палитрой в руках. Насыщенные, землистые тона и свободный, выразительный мазок характерны для зрелого стиля Рембрандта.
Картина примечательна своей психологической глубиной и тем, как художник уверенно передает самого себя. Лицо Рембрандта выходит из тени, освещенное мягким светом, подчеркивающим его обветренные черты и проницательный взгляд.
Этот автопортрет является глубоким размышлением о жизни, карьере и художественном творчестве художника. Это свидетельствует о неизменном увлечении Рембрандта автопортретом, жанром, в котором он был пионером и мастером, и оставил после себя визуальную автобиографию, охватывающую всю его карьеру.
13. «Клятва Горациев», Жак-Луи Давид
Где: Обычно в крыле Denon, 1–й этаж, зал 702 (Salle Daru).
Эта картина, являющаяся квинтэссенцией неоклассического искусства 1784 года, воплощает в себе такие добродетели, как патриотизм и самопожертвование, оказав влияние на поколения художников. Клятва Горациев — это символ революционных настроений в дореволюционной Франции.
На картине изображена сцена из римской истории: три брата клянутся на своих мечах сражаться за Рим, в то время как женщины скорбят, предвидя трагический исход. Дэвид использовал композицию, напоминающую фриз, с фигурами, расположенными параллельно плоскости картины, что создает ощущение монументальности. Четкая скульптурная прорисовка фигур и акцент на линии, а не на цвете, являются отличительными чертами неоклассического стиля. Строгая композиция картины и эффектное освещение оказали влияние на поколения художников.
14. «Великая одалиска», Жан Энгр
Где: Обычно в крыле Denon, на 1–м этаже, в зале 702 (Salle Daru).
Эта работа в стиле ориенталистики, написанная в 1814 году, демонстрирует отход Жана-Огюста-Доминика Энгра от строгой анатомической точности в пользу чувственности и экзотики.
На картине изображена наложница в окружении гарема. Намеренное искажение фигуры Энгром, особенно удлиненной спины, вызвало споры, но также и восхищение ее изящными, извилистыми линиями. Богатые ткани, павлиний веер и тюрбан создают экзотическую атмосферу, отражая европейское увлечение Востоком в 19 веке. Эта картина остается ключевой в обсуждении ориентализма и женской обнаженной натуры в западном искусстве.
Изучая эти 14 замечательных картин, посетители могут глубже оценить художественное разнообразие Лувра, эволюцию истории искусства и способность искусства отражать и формировать человеческий опыт. Лувр предоставляет уникальную возможность прикоснуться к прошлому, поучиться у мастеров и вдохновиться красотой и сложностью человеческого творчества.
Источник: https://geografishka.ru/top-14-samyh-izvestnyh-kartin-luvra/
Коментарии (0)