10 древних артефактов, которые музеи получили в колониальный период
Споры вокруг возвращения древних артефактов привлекают все больше внимания, поскольку страны требуют репатриации важных культурных ценностей, которые были вывезены с их родных земель в результате грабежа и торговли. Многие из этих ценных предметов сегодня хранятся в таких престижных культурных учреждениях, как Британский музей и Метрополитен-музей, где они были приобретены в результате колониальной эксплуатации.

В последнее время правительства и активисты движения за репатриацию требуют возвращения таких известных предметов, как Розеттский камень, Бенинские бронзы и мраморные скульптуры Парфенона. Недавно Метрополитен-музей попал в заголовки газет, объявив о своем решении вернуть 16 кхмерских скульптур в Камбоджу и Таиланд. Эти скульптуры были связаны с коллекционером, которого обвинили в незаконной продаже артефактов в 2019 году.

Давайте разберемся в деталях десяти конкретных культурных артефактов, которые в настоящее время являются предметом жарких споров между странами.

1. Спор Египта и Великобритании по поводу Розеттского камня


Розеттский камень, который в настоящее время хранится в Британском музее, является одним из самых известных артефактов в мире. Он сыграл важнейшую роль в расшифровке иероглифов Древнего Египта. По мнению ученых, камень был обнаружен солдатами армии Наполеона Бонапарта в Египте в 1799 году.

После поражения Наполеона британцы заявили о своих правах на Розеттский камень и в 1802 году увезли его в Англию. В последние годы Египет все чаще требует возвращения камня.

Многие египтяне воспринимают обладание камнем Британским музеем как символ западного культурного насилия над Египтом. Однако эксперты сомневаются, что Британский музей добровольно расстанется с одним из своих самых ценных приобретений.

2. Требование Греции о репатриации мраморных скульптур Парфенона


Мраморные скульптуры Парфенона, также известные как мраморы Элгина, представляют собой еще один спорный вопрос для Британского музея. Во время прибывания лорда Элгина в Греции в качестве британского посла в Османской империи он получил разрешение снять примерно половину скульптур с руин Парфенона и вывезти их в Великобританию.

Греция долгое время оспаривала эти действия и добивалась возвращения этих мраморных скульптур. Однако Британский музей неизменно отказывается возвращать артефакты на родину. В 2019 году директор музея вызвал споры, назвав изъятие мраморов «творческим актом».

Между Грецией и Британским музеем до сих пор ведутся переговоры о возможном решении проблемы, но пока никакого соглашения достигнуто не было.

Это лишь два примера продолжающихся споров о культурных артефактах. Многие другие страны также борются за возвращение ценных предметов, которые были отняты у них в прошлом. Поскольку спрос на репатриацию растет, такие культурные учреждения, как Британский музей, сталкиваются с проблемой поиска баланса между удовлетворением этих требований и возможностью поделиться своими коллекциями с аудиторией по всему миру.

3. Американские индейцы добиваются возвращения останков их предков, хранящихся в музеях


В XIX веке правительство США насильно переселило коренных американцев с их земель, что привело к разграблению их останков из древних захоронений, домов и мест поклонения археологами и музейными коллекционерами. В 1990 году был принят Закон о защите захоронений коренных американцев и их репатриации, требующий возвращения останков коренных американцев племенам или их потомкам. Тем не менее в музеях и других учреждениях до сих пор хранятся останки более 110 000 предков коренных народов Америки.

Совсем недавно, в 2022 году, 250 коробок с останками и артефактами коренных американцев были обнаружены в Университете Северной Дакоты, который согласился их вернуть. Гарвардский университет, напротив, хранит тысячи останков коренных американцев и не ответил на просьбу прокомментировать свои намерения.

4. Эфиопия требует от Англии вернуть корону Макдала


Во время захвата британцами горной крепости Эфиопии Макдала в 1868 году было изъято множество предметов, в том числе более тысячи рукописей и богато украшенная золотая корона. Корона, которая, как считается, была подарена королем Иясу II и императрицей Ментевваб одной из эфиопских церквей, в настоящее время хранится в Музее Виктории и Альберта в Англии.

Изготовленная из золота с замысловатой филигранью и украшенная изображениями 12 апостолов и четырех евангелистов, корона с 2007 года является предметом официального требования эфиопского правительства о ее возвращении. Хотя некоторые артефакты были возвращены, корона остается в музее Виктории и Альберта. Музей заявляет, что рассматривает требования о реституции в индивидуальном порядке и открыт для налаживания культурного партнерства и совместных исследований.

5. Египет добивается репатриации 3000-летнего бюста Нефертити из Германии


Бюст Нефертити, царицы и жены египетского фараона Эхнатона, является известным произведением древнеегипетского искусства. Известняковый бюст, датируемый 1345 годом до нашей эры, был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом в 1913 году. Борхардт нарушил правила и тайно вывез бюст из Египта, спрятав его под слоем глины.

В настоящее время бюст выставлен в Новом музее в Берлине, но с момента его обнаружения в Германии в 1924 году египетские власти неоднократно требовали его возвращения. Германия утверждает, что бюст был получен законным путем, и заявляет, что он слишком хрупкий для транспортировки. В Новом музее утверждают, что нынешний статус бюста остается неизменным.

6. Индия добивается от британцев возвращения трона махараджи Ранджит Сингха


В XIX веке Махараджа Ранджит Сингх правил Сикхской империей, и великолепный золотой трон был изготовлен ювелиром Хафизом Мухаммадом Мултани. Трон, покрытый толстыми листами золота, украшали два яруса лепестков лотоса, символизирующих чистоту.

Когда в 1849 году Британская Ост-Индская компания аннексировала Пенджаб, она завладела сокровищницей сикхов, в том числе и троном. Позднее трон был отправлен в Лондон на выставку, где в настоящее время находится в Музее Виктории и Альберта.

Индийское правительство выразило намерение потребовать возвращения трона, а также других артефактов, таких как алмаз Кох-и-Нур. Однако Музей Виктории и Альберта продолжает владеть этими предметами.

7. Франция удерживает статую королевы Бангвы


Королева Бангва — деревянная скульптура, имеющая огромное духовное значение для народа бангва в Камеруне, Африка. Эти скульптуры, известные как лефем, представляли особых предков и символизировали власть.

В конце XIX века немецкие солдаты вывезли «Королеву бангва» и другие скульптуры из дворца Фонтема Асонганьи. В итоге статуя попала в Этнологический музей Берлина, а затем была продана коллекционеру произведений искусства Елене Рубинштейн.

Фонд Даппера во Франции приобрел статую у Рубинштейн в 1930-х годах, и с тех пор народ бангва добивается ее возвращения. Однако дискуссии о репатриации статуи зашли в тупик.

8. Турция просит вернуть сокровища Трои из России


Сокровища Приама — это удивительная коллекция золота и других артефактов, обнаруженная археологами на месте исторической Трои. В нее входят такие предметы, как серебряные ножи, терракотовые кубки и две золотые диадемы, известные как «Драгоценности Елены».

В 1870-х годах археологи Фрэнк Калверт и Генрих Шлиман обнаружили тысячи артефактов, которые Шлиман назвал «Сокровищами Приама». Шлиман тайно переправил часть сокровищ в Германию, что привело к конфликту с правительством Османской империи.

Во время Второй мировой войны советская армия тайно забрала оставшиеся сокровища Приама в качестве военных репараций Германии. В 1994 году Пушкинский музей признал, что сокровища принадлежат ему, заявив, что они были получены по праву.

9. Остров Пасхи добивается возвращения статуй моаи из Британского музея


Статуи моаи — это монументальные каменные скульптуры, которые являются отличительной чертой острова Пасхи, также известного как Рапа-Нуи. В настоящее время в Британском музее хранятся две статуи моаи, которые, как считается, были вырезаны между 1000 и 1600 годами нашей эры.

1868 году команда британского корабля HMS Topaze доставила статуи моаи с острова Пасхи в Англию. В 2017 году народ Рапа-Нуи получил право на самоуправление и начал добиваться возвращения статуй в 2018 году.

Несмотря на их усилия, Британский музей сохранил статуи моаи за собой. Другие музеи, такие как Смитсоновский институт и музеи Парижа, Новой Зеландии и Бельгии, также имеют статуи моаи в своих коллекциях.

10. Нигерия добивается возвращения из Британии королевских регалий


Британские солдаты сожгли и разграбили дворец Королевства Бенин в 1897 году, который сейчас является современной Нигерией, и забрали королевские сокровища, включая бронзовые и латунные скульптуры и королевские регалии. Эти сокровища предназначались для алтарей прошлых королей и королев-матерей и использовались в ритуалах. Медные таблички были важными историческими записями королевства.

В Британском музее в настоящее время хранится более 900 таких бронзовых изделий, которые считаются «спорными объектами» наряду с другими известными артефактами, такими как мрамор Парфенона и моаи острова Пасхи. Нигерия требует возвращения этих украденных артефактов с момента обретения независимости в 1960 году.

Хотя некоторые учреждения в Англии и Германии вернули свои коллекции бенинской бронзы, Британский музей еще не сделал этого. Однако они утверждают, что сотрудничают с нигерийскими партнерами, такими как правительство Нигерии, Национальная комиссия по музеям и памятникам, Королевский дворец Бенина и Фонд музея западноафриканского искусства. Они участвуют в Бенинской диалоговой группе и инициативе «Цифровой Бенин» и отдают приоритет исследованиям, культурному обмену и своей программе «История и наследие Африки».
Источник: https://geografishka.ru/
Печать

Коментарии (0)