Скорее 7000 лет назад, в древних землях между реками Тигр и Евфрат, расположилась таинственная цивилизация — шумеры. Они стали ключевыми участниками в истории человеческой эволюции, но до сих пор их происхождение и даже язык, на котором они общались, остаются загадкой...
Загадка первая - язык шумеров
В давние времена долину Месопотамии заселяли племена семитов, которые были скотоводами. Впоследствии, эти земли были завоеваны загадочными шумерами, которые вытеснили семитов и заняли их место. Шумеры не имели семитского происхождения и даже их собственное происхождение остается неясным. Мы не знаем ни места, откуда они пришли, ни лингвистической семьи, к которой принадлежал их язык.
Нам повезло, что шумеры оставили после себя множество письменных документов. Именно благодаря этим артефактам мы узнаем, что соседи называли этот народ "шумерами", но сами шумеры называли себя "санг-нгига", что переводится как "черноголовые".
Их собственный язык назывался "благородным языком" и считался единственно достойным для человека, в отличие от менее "благородных" семитских языков, на которых разговаривали соседи шумеров. Однако шумерский язык не был однородным, он имел особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Точное произношение шумерского языка до сих пор неизвестно, но большое количество омонимов подразумевает, что язык был тоновым, где смысл зависел от интонации, подобно современному китайскому языку.
После упадка шумерской цивилизации, их язык оставался изучаемым в Месопотамии, так как на нем было написано большинство религиозных и литературных текстов.
Загадка вторая - прародина шумеров
Одной из наиболее увлекательных загадок истории остается прародина шумеров. Ученые, опираясь на археологические находки и письменные источники, ведут разнообразные гипотезы, пытаясь раскроить эту таинственную тайну.
Насколько нам известно, эта неизвестная азиатская страна должна была находиться у моря. Это предположение основано на факте, что шумеры прибыли в Месопотамию по водным путям рек, и их ранние поселения возникли в южной части долины, в дельтах Тигра и Евфрата.
Исходно численность шумеров была невелика, что неудивительно, учитывая ограничения по количеству людей, которых можно разместить на корабле. Из этого можно заключить, что они были опытными мореплавателями, способными подниматься вверх по незнакомым рекам и находить подходящие места для поселения.
Ученые также предполагают, что шумеры происходили из горных районов. Это можно объяснить тем, что в их языке слова "страна" и "гора" записываются одинаково. Кроме того, шумерские храмы, известные как "зиккураты", внешне напоминают горы: они представляют собой ступенчатые сооружения с широкими основаниями и узкими пирамидальными вершинами, где располагались святилища.
Важным условием является наличие развитых технологий в предполагаемой прародине шумеров. Этот народ считается одним из самых передовых своего времени. Они были первыми во всем Ближнем Востоке, кто использовал колесо, создал систему ирригации и разработал уникальное письмо.
Согласно одной из версий, эта легендарная прародина могла находиться на юге Индии, и этот аргумент поднимает еще больше интереса к загадке шумеров.
Шумеры и потоп
Шумеры справедливо выбрали долину Междуречья в качестве своего нового дома. Истоки Тигра и Евфрата, расположенные в Армянском нагорье, приносили с собой плодородные осадки и минеральные соли в эту долину. Почва в Месопотамии была чрезвычайно плодородной, благодаря чему здесь процветали фруктовые деревья, злаки и овощи.
Дополнительным бонусом было обилие рыбы в реках, на водопоях собирались дикие животные, а на береговых лугах предоставлялась пища для скота.
Однако такое изобилие имело свою темную сторону. Весной, когда снег в горах таял, реки Тигр и Евфрат превращались в неукротимые потоки. В отличие от регулярных ниловских наводнений, разливы Тигра и Евфрата были непредсказуемыми и часто разрушительными.
Эти стихийные бедствия, вероятно, вдохновили шумеров на создание легенды о Зиусудре. По этой легенде, боги решили уничтожить всё человечество, но бог Энки сжалился над царем Зиусудрой. Он велел Зиусудре построить огромный корабль и спасти семью, животных, и мастеров, чтобы сохранить знания и технологии. Когда потоп начался, корабль выдержал шестидневный страшный дождь и ветер, и после, когда вода отступила, Зиусудра и его жена были наделены бессмертием в награду за их верность богам.
Эта легенда о Зиусудре напоминает библейскую историю о Ноевом ковчеге и, вероятно, послужила источником для библейской версии этой легенды. Удивительно, что первые известные поэмы о потопе уходят корнями еще в XVIII век до н.э., делая эту легенду одной из самых древних историй человечества.
Шумерские цери - строители и жрецы
Шумерские территории никогда не образовывали единое национальное государство. Фактически, они представляли собой совокупность городов-государств, каждое со своей системой законов, казной, правителями и армией. Их общими чертами были язык, религия и культура. Города-государства могли поддерживать враждебные отношения, торговать между собой и заключать военные союзы.
В каждом городе-государстве были три царя. Главным из них был "эн", или царь-жрец (которым иногда могла быть даже женщина). Основной обязанностью царя-эна было проведение религиозных обрядов, включая праздничные процессии и жертвоприношения. Кроме того, он был ответственен за управление храмовым имуществом и иногда даже всем общим имуществом.
Важной сферой в древней Месопотамии было строительство. Шумеры считаются изобретателями обожженного кирпича, который был использован для возведения прочных стен городов, храмов и амбаров. За строительство и обслуживание водоснабжения, включая каналы, шлюзы и плотины, отвечали жрец-строитель, или "энси", так как это позволяло хотя бы частично контролировать непредсказуемые разливы.
Во время военных действий шумеры выбирали военного лидера, или "лугаля". Самым известным из них был Гильгамеш, чьи подвиги запечатлены в древнем эпосе "Эпос о Гильгамеше". В этой эпической истории великий герой вызывает богов, сражается с чудовищами, доставляет драгоценное кедровое дерево в свой родной город Урук и даже совершает путешествие в загробный мир.
Боги шумеров
В шумерской культуре, религия играла значительную роль. Особое почитание уделялось трем богам: богу неба Ану, богу земли Энлиль и богу воды Энси. Кроме того, каждый город имел своего бога-покровителя. Например, древний город Ниппур особенно почитал бога Энлиля.
Жители Ниппура считали, что Энлиль даровал им важные изобретения, такие как мотыга и плуг, а также научил их строить города и возводить вокруг них стены.
Солнце (Уту) и луна (Наннар) также занимали важное место в пантеоне шумеров, сменяя друг друга на небосклоне. Однако, одной из наиболее выдающихся фигур шумерской религии была богиня Инанна, которую ассирийцы назвали Иштар, а финикийцы – Астартой.
Инанна олицетворяла любовь и плодородие, а также войну. Она представляла плотскую любовь и страсть. Обычай "божественного брака" существовал во многих шумерских городах, где цари проводили ночь с верховной жрицей Инанну, чтобы обеспечить плодородие земли, скота и людей.
Как и многие древние боги, Инанна была капризной и изменчивой. Она часто влюблялась в смертных героев, и неудачно тому, кто отвергал богиню!
Шумеры верили, что боги создали человека, смешав свою кровь с глиной. После смерти, души умерших попадали в загробный мир, который считался местом лишь с глиной и пылью, на которой питались души усопших. Для улучшения жизни своих предков в загробном мире, шумеры приносили в жертву еду и напитки.
Загадочная клинопись
Шумерская цивилизация, несмотря на завоевания соседей с севера, продолжала внушать восхищение своими достижениями в культуре, языке и религии, которые были позднее заимствованы сначала Аккадом, а затем Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают заслуги в изобретении колеса, кирпичей и даже пива (хотя, вероятно, их ячменный напиток был приготовлен по иному рецепту). Однако безусловным вершиной их творчества была уникальная система письма - клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы символов, оставленных тростниковой палочкой на влажной глине, наиболее распространенном материале для письма.
Истоки шумерской письменности исходили из системы учета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свою стадо, он создавал глиняные шарики, каждый представляющий определенное животное, и помещал их в коробку, делая пометки на коробке, чтобы указать количество. Поскольку в стаде были животные разного пола и возраста, на шариках появлялись специфические метки, соответствующие каждому животному.
В итоге, каждую овцу стали обозначать рисунком - пиктограммой. Тем не менее, использование тростниковой палочки для рисования было неудобным, и пиктограммы преобразились в схематические символы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинов. В конечном итоге, эти идеограммы стали обозначать не только отдельные предметы (например, овцу, что на шумерском "уду"), но и слоги, используемые в составе сложных слов.
Поначалу клинопись была применяется для ведения хозяйственной документации. От древних жителей Месопотамии до наших дней дошли огромные архивы. Однако с течением времени шумеры начали записывать и художественные произведения, а затем появились полные библиотеки, состоящие из глиняных табличек, устойчивых даже к пожарам. Именно благодаря пожарам, разрушившим шумерские города, в которых затем жили воинственные аккадцы, нам удалось узнать уникальные детали о этой древней цивилизации.
Коментарии (0)