Как в СССР по приказу Сталина создали футуристичную малолитражку, и почему она не пошла в серию

В СССР автопром развивался довольно масштабно, а потому его история имеет немало занятных страниц. Особенно если это касается нетривиальных, но так и не реализованных концептов. Ярким примером такого является малолитражка под индексом РЭАФ-50: она была создана по личному заказу вождя народов, и могла стать настоящим новатором своего времени. Вот только в серийное производство её так и не пустили, а загадки этой машины продолжают будоражить любителей советской автомобильной истории.

Как в СССР по приказу Сталина создали футуристичную малолитражку, и почему она не пошла в серию

Одна из самых загадочных советских малолитражек. /Фото: drom.ru

Появлением этой машины мы обязаны довольно таинственной фигуре в среде советских конструкторов. Звали его Всеволод Бахчиванджи, который работал главным конструктором Рижской экспериментальной автомобильной фабрики (РЭАФ). Информации о нём осталось не так много, то даже то, что есть, поражает: согласно сохранившимся документам, на его считу около полутысячи самых разных изобретений, вот только никакой информации о том, чтобы хоть какие-то из них были реализованы и получили билет в жизнь, нет.


Всеволод Евгеньевич Бахчиванджи с одной из своих опытных машин. /Фото: pikabu.ru

Самое странное, что при столь неоднозначной репутации как профессионала своего дела, он умудрялся на протяжении многих лет пользоваться авторитето у партийной номенклатуры и даже армейских чиновников. Среди них внезапно оказался и Иосиф Виссарионович Сталин - именно он составил заказ на разработку нового малолитражного автомобиля под индексом REAF. Впрочем, выбор самого производства, которое и должно было воплотить задумку в жизнь, был как раз неслучайным, ведь РЭАФ имел исключительные по качеству станки и другое оборудование на то время.


Команда разработчиков взялась за амбициозный проект. /Фото: pikabu.ru

Сам же автомобильный концепт, предложенный к разработке, должне был обладать оригинальной конструкцией. И инженеры, судя по всему, с этой задачей справились. Как минимум в том, что касается коробки передач: по информации редакции novate.ru, если бы эта модель всё-таки оказалась на конвейере, то стала бы первым советским автомобилем на автоматической коробке, то есть новатором была бы уже РЭАФ, а не ГАЗ-12 ЗИМ, как оно в итоге получилось.


Это мог быть новатор среди советских машин, однако не случилось. /Фото: drom.ru

Интересен также внешний вид разработанной Всеволодом Бахчиванджи машины - при том, что она кузовов довольно похожа на легендарную «Победу», обладала довольно футуристичными деталями для своей эпохи. Речь идёт о прямоугольных фарах и широких молдингах из алюминия. На конец сороковых годов прошлого столетия это было настоящим новаторством, потому что в трендах автомобильного дизайна такие элементы оказались только через два десятилетия.


Один из опытных образцов, вид сзади. /Фото: cars.photo

Самое интересное, что этой машины вообще не должно было случиться под руководством Бахчиванджи, если бы не его популярность среди верхушки КПСС. А всё потому, что ранее в середине 1949 года ему поручили другой проект, также непосредственно от Сталина - на годовщину Октябрьской революции, то есть за четыре месяца, он должен был презентовать в Москве модель REAF-600. Но несмотря на спешку, успеть не получилось, но конструктор никакого личного наказания за это по неизвестным причинам не понёс, хотя для многих других его коллег подобные промахи это заканчивалось плачевно.


Единственный сохранившийся экземпляр малолитражки из Риги. /Фото: techinsider.ru

Справедливости ради, та история ему всё-таки аукнулась: во время работы над REAF-50, которая началась ещё до REAF-600 команде Бахчиванджи существенно сократили финансирование. Но машину он, к его чести, закончил, уже через год. В итоге столичные специалисты получили на оценку два опытных образца в разных модификациях - седана и кабриолета. Но несмотря на положительную оценку самого концепта, пускать машину в серию не стали. Причиной тому оказались недоработки по конструкции и той самой новаторской АКП, которую посчитали слишком «сырой». Так что о проекте быстро забыли, а до наших дней сохранилась одна из друх опытных машин: вторая сломалась по дороге в Ригу, где и была брошена своими же авторами.
Источник: https://novate.ru/
Печать

Коментарии (0)