Ученые обнаружили 16 новых странных видов паразитоидных ос во Вьетнаме

Недавние исследования во Вьетнаме привели к интересным открытиям в мире паразитоидных ос. Ученые из Университета Кюсю и Национального музея природы Вьетнама выявили 16 ранее неизвестных видов Loboscelidia - особой группы паразитоидных ос. Это открытие позволило расширить глобальное число известных видов на 30%. Кроме того, исследователи впервые наблюдали уникальное паразитическое поведение самки одного из видов, Loboscelidia squamosa, которая в неволе рыла яму в почве, чтобы спрятать яйцо хозяина.

Паразитоидные осы, часто оставаясь незамеченными человеком, играют важную роль в регулировании экосистемы. В отличие от охотничьих ос, таких как желтопузики, которые более знакомы нам своими черно-желтыми полосами и болезненными укусами, осы-паразитоиды составляют большинство видов ос. Как правило, они очень миниатюрны: длина тела ос Loboscelidia составляет 2-5 мм, что меньше, чем длина карандашного стержня.

Доцент Тошихару Мита (Toshiharu Mita) из сельскохозяйственного факультета Университета Кюсю, возглавлявший исследование, объясняет, что осы-паразитоиды действуют как паразиты других насекомых. Они откладывают свои яйца в тела или яйца хозяев, в результате чего те погибают. Несмотря на их экологическую важность, о многих группах паразитоидных ос, в том числе и о Loboscelidia, известно очень мало. В данном исследовании впервые наблюдалось их паразитическое поведение.

Исследовательская группа провела полевые исследования в шести местах по всему Вьетнаму, используя ловушки и сети для отлова крошечных паразитоидных ос. Во время одного из исследований они поймали живую самку одного из недавно описанных видов - Loboscelidia squamosa. Они выпустили ее в контейнер с почвой и поместили внутрь яйцо палочковидного насекомого. Самка осы проколола яйцо, отложила внутрь собственное яйцо, а затем принялась искать место для захоронения паразитированного яйца. С помощью головы она выкапывает в почве ямку, помещает в нее яйцо хозяина и засыпает вход землей.

Такое поведение очень развито и сходно с поведением при строительстве гнезд, наблюдаемым у одиночных охотящихся ос. Исследователи считают, что дальнейшее изучение ос Loboscelidia может дать представление о том, как такое поведение развилось у других видов ос. Это также может помочь объяснить уникальное специализированное строение головы ос Loboscelidia, которое помогает им рыть норы в почве.

Это новаторское исследование пролило свет на биологию и поведение ос Loboscelidia - группы, которая оставалась в значительной степени загадочной на протяжении более 150 лет. Расширяя наши знания об этих неуловимых насекомых, мы сможем лучше понять их роль в экосистеме и, возможно, сделать новые интересные открытия в области их эволюционной истории.