Самые мощные неядерные взрывы, от которых пострадали целые города
Всего пару месяцев назад мир облетели жуткие кадры взрыва в порту Бейрута, где из-за нарушения правил безопасности погибли более 200 человек. Город был разрушен и на его восстановление в это не легкое время уйдет не один год. О самых мощных взрывах, произошедших не из-за геополитики, а из-за нарушения правил безопасности - читайте в нашем репортаже.

Бейрут


Катастрофа в порту Бейрута произошла 4 августа 2020 года: два взрыва подняли на воздух 2750 тонн аммиачной селитры. Расследование относительно основных причин трагедии еще продолжается, но уже ясно, что главной версией стала преступная халатность.
Самые мощные неядерные взрывы, от которых пострадали целые города


Еще в 2013 году азотное удобрение было конфисковано с судна «Rhosus». Груз принадлежал бизнесмену из России – Игорю Гречушкину: селитра предназначалась для продажи заводу в Мозамбике. В ноябре 2013 из-за проблем с двигателем судно пришвартовывалось в Бейруте, там-же оно было признано непригодным для дальнейшего плавания.


Время шло: судовладелец разорился, корабль привезший селитру затонул в 2018 году, моряков репатриировали на родину, а дорогостоящий груз поместили на склад в порту Бейрута.


Руководители ливанской таможни более 6 раз обращались в суд с заявлениями о возможной опасности хранения взрывчатых веществ на территории порта. Незадолго до взрыва, инспекция приняла решение освободить доступ на склад, и на месте начали проводиться сварочные работы.


Позже следствие предположит, что именно эти работы и стали причиной взрыва: от искр загорелись петарды, также хранившиеся на складе, а следом за “салютами” сдетонировала и селитра.


Первый взрыв больше напоминал фейерверк в облаке серого дыма, а в 18:08 произошла детонация второго взрыва, сотрясшая весь Бейрут. Селитра подняла на воздух грибовидное облако пыли и породила сейсмическую волну магнитудой 3,3.


Дома на расстоянии 10 километров от порта были практически полностью разрушены, а взрыв услышали даже на Кипре, на расстоянии свыше 240 километров. Место взрыва превратилось в 70-метровый кратер.


По своей мощности 2750 тонн нитрата аммония приравнивается почти к 1000 тонн тротила в свежем состоянии. Из-за деградирования соли во влажном климате на протяжении 6 лет мощность селитры составила около 200 тонн тротила, что близко к 1/10 от взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.


5 августа правительство Бейрута признало город зоной стихийного бедствия, после чего было введено чрезвычайное положение на всей территории. В результате трагедии погибло более 200 человек, пострадали более 6000, порядка 300 000 человек остались без жилья. Общая оценка ущерба составила 15 миллиардов долларов.


Арзамас


Арзамасская железнодорожная катастрофа произошла 4 июня 1988 года на подходе к станции Арзамас 1 Горьковской железной дороги. Три вагона грузового поезда следовали по направлению из Дзержинска в Казахскую ССР и перевозили вторичное взрывчатое вещество – гексоген для горных предприятий.


В общей сложности, в составе находились три вагона со 120 тоннами взрывчатки. На железнодорожном переезде произошел взрыв, среди сдетонировавшей взрывчатки были 30 тонн тротиловых шашек, 25 тонн аммонала, 5 тонн аммонита, 30 тонн гексогена, 27 тонн окатогена и некоторые другие вещества.


После взрыва на перегоне образовалась воронка глубиной 4,5 метра и диаметров 26 и 76 метров. Трагедия унесла жизни более 90 человек, 1500 пострадали, около 800 семей остались без дома.


Основной причиной признали нарушение правил безопасности при перевозке взрывчатого груза. Одной из версий следствия рассматривали террористический акт и диверсию со стороны иностранных спецслужб.


На месте трагедии на станции Арзамас-1 были построены мемориал с именем погибших и часовня. Ежегодно в день трагедии – 4 июня в городе проходят траурные мероприятия. Для пострадавших от взрыва на юге города построили микрорайон, куда пересилили людей оставшихся без крова.


Галифакс


Взрыв в гавани канадского города Галифакс произошло 6 декабря 1917 года. Два иностранных судна – французский военный корабль “Монблан” со взрывчаткой на борту столкнулся с норвежским пароходом “Имо”, который вел продовольствие в Бельгию.


Узкий пролив не мог уместить сразу два корабля: “Монблан” заходил в порт, а “Имо” пытался выйти, оба превышали скорость и командиры обоих кораблей рассчитывали на то, что другой уступит. В результате корабли сошлись так близко, что столкновение было неизбежно.


После столкновения, на “Монблане” начался пожар, что привело к взрыву, разрушившего целый порт и городской район Ричмонд, прилежавший к гавани.


Погибли почти 2 тысячи человек: сотни детей были уничтожены прямо во время занятий в школах. Более 10 тысяч человек пострадали, люди наблюдавшие трагедию слишком близко – лишились зрения из-за взрывной волны, несшей осколки битого стекла.


По мнению историка Джека Уайта, трагедия 1917 года в Галифаксе стала самым мощным взрывом до появления ядерного оружия. Один из врачей, прибывших на место трагедии вспоминал: “Мы пробирались по улицам и путям, заваленными обломками. Тут и там виднелись мертвые тела на грудах из черного вещества.”


По результатам расследования, суд постановил, что команды обоих кораблей равно виновны в столкновении.


Оппау


Аммиачная селитра взрывалась и раньше. В 1921 году в немецком городке Оппау на химическом заводе концерна BASF произошел взрыв. Запасы с взрывчаткой, отравляющими газами и удобрениями подрывались там регулярно, а всему виной не проработанная заранее система безопасности.


Все взрывоопасные удобрения складировали в глиняных карьерах, где они со временем затвердевали. Достать весь объем селитры из карьеров было невозможно и слишком опасно, рабочие рисковали быть похороненными заживо.


Техническое решение проблемы было не самым безопасным: селитру доставали с помощью небольших секторных взрывов. Даже знания об особых рисках не изменили решения руководства, ведь какое-то время подход “работал”.


21 сентября 1921 года очередная “секторная” детонация привела к детонации 4,5 тонн сульфата и нитрата аммония. Многие эксперты до сих пор считают, что из тех запасов могли взорваться лишь 10%, но и этого взрыва “хватило” для полного разрушения 3/4 рабочего города.


В результате трагедии на химическом заводе погибли 600 человек, больше 2000 были ранены. Этот взрыв планировали как штатный: он ничем не отличался от 20 000 уже проведенных ранее подрывов.


Эксперты склонялись к особым факторам, которые могли повлиять на развитие трагических событий: ими могли стать жаркое лето, ошибки в складировании и обработке взрывоопасных веществ и недооценка мощности детонации аммиачной селитры.


Спустя двое суток после катастрофы в New York Times напишут: “Тридцать шесть часов спустя из похожей на воронку зияющей дыры на месте завода “Бадише” продолжают раздаваться стоны и плач раненых”.


Порт-Чикаго


Взрыв в Порт-Чикаго произошел 17 июля 1944 года, в самый разгар Второй мировой войны. Матросы ВМС США грузили более 10 килотонн боеприпасов, среди которых были и бомбы, и взрывчатка. Погрузка производилась на два транспортных корабля США в калифорнийском порту.


Именно в момент погрузки на одном из кораблей произошел мощный взрыв, убивший всех 320 моряков на обоих кораблях, и уничтоживший сам город Порт-Чикаго. Свыше 400 человек во всей округе порта были ранены.


В начале августа порт возобновил свою работу, тогда 258 чернокожих матросов отказались грузить боеприпасы, объясняя отказ страхом перед новым взрывом и отсутствием профподготовки для особенной погрузки. Это событие вошло в историю как “Бунт в Порт-Чикаго”.


Позже 208 матросов будут с позором уволены с флота, а остальные 50 предстали перед военным судом: их приговорили к срокам от 8 до 15 лет каторжных работ, через пару лет сроки сократили и большая часть из бунтовавших матросов все-таки вышли на свободу. Причины взрыва в Порт-Чикаго так и не установили.


Тексас-сити


Еще одна трагедия в порту – Тексас-сити. Этот взрыв произошел 16 апреля 1947 года в результате возгорания на корабле “Гранкан” во время погрузки удобрений, и снова аммиачная селитра – более 2 тысяч тонн было уже на корабле в момент пожара, можно представить как быстро взлетело на воздух французское судно.


Тексас-сити принято считать одну из самых смертоносных техногенных катастроф в истории США: погибли более 580 человек, почти 3,5 тысячи пострадали.


В ходе расследования стало понятно, что причиной возгорания могла стать обычная сигарета. Дополнительными факторами, усугубившими скорость возгорания стали ошибки при тушении пожара и нарушение прав безопасности.


В итоге, пострадавшие от взрыва подали первый в истории штатов коллективный иск против федерального правительства. Несмотря на то, что суд иск отклонил, конгресс все-же принял закон о выплате компенсаций пострадавшим.


Тяньцзин


Взрыв в порту китайского города Тяньцин вошел в список самых смертоносных аварий с участием химикатов.


Трагедия произошла в августе 2015 года и началась она с пожара в порту: перегревшиеся на солнце контейнеры воспламенились и привели к взрыву аммиачной селитры и прочих химикатов, хранившихся на складе.


В результате взрыва погибли почти 200 человек, пострадали 800, пожар уничтожил автомобили и близлежащие здания.


Отвечать за трагедию пришлось по всей строгости Китайских законов: в 2016 году суд приговорил главного председателя логистической компании к смертной казни, его признали виновным в даче взяток за незаконное размещение химикатов на территории порта.


Более 40 чиновников также были осуждены за взятки и злоупотребление служебными полномочиями.

Источник: https://www.topnews.ru/
Печать

Коментарии (0)