Какие бывают поцелуи и зачем они нужны человеку (6 фото)
Мы целуем друг друга в знак приветствия или прощания, чтобы выразить радостные эмоции или попросить прощения, в качестве признания в любви или сексуальной прелюдии. Поцелуй — один из самых распространенных сюжетов в мировой художественной культуре. Но как людям вообще пришло в голову целоваться и где искать корни этой практики? Историю одного из самых позитивных видов человеческой деятельности на «Ноже» рассказывает Алиса Загрядская.

Из истории поцелуев


Древнейшие упоминания любовных поцелуев — в том числе, как бы мы сейчас сказали, «французских» — можно встретить в шумерской и древнеегипетской поэзии. Древнегреческий историк Ксенофонт в жизнеописаниях персидского царя Кира упоминает об обычае персов целоваться в губы при прощании. Разные типы персидских приветствий, в зависимости от статуса целующих, приводил Геродот: равные целовались в губы, а в случае, если один был по положению выше, — в щеку. В древнеиндийской «Махабхарате» встречается братское лобзание («в голову»), которым приветствуют друг друга сыновья царя Панду.

«Встреченный приветливо троими (братьями) — Арджуной и обоими близнецами, поцелуй их в голову и побеседуй с ними ласково, о царь!»

Махабхарата «Книга пятая. Удьйогапарва, или Книга о старании»

Также в эпосе можно встретить описание романтического поцелуя между влюбленными. Техническая сторона вопроса рассматривается в «Камасутре», которая выделяет разные типы и методики этого действия (раздел «О любовном соединении»). Древний трактат довольно прозорливо отмечает: каким будет поцелуй, зависит от желания партнеров и локальных культурных установок.


Целуют в лоб, в щеки, в губы, локоны, грудь, соски, внутреннюю часть рта. У жителей Латы также — подмышки, низ живота, в место соединения бедер.

«В силу влечения и местных обычаев бывают поцелуи в те или иные места, но их не должен применять каждый».
Ватсьяяна Малланага «Камасутра»

Библейские персонажи в разных социальных ситуациях также обмениваются поцелуями. Самые горячие из них — в «Песни Песней» Соломона, которая начинается с того, что Суламита восклицает: «О пусть он целует меня поцелуями уст своих! Ибо лучше вина твои ласки!». А наиболее дурная репутация — у новозаветного поцелуя Иуды, с помощью которого тот указал стражникам на Спасителя. Римляне выделяли несколько видов поцелуев, которые имели как любовно-романтическое, так и статусное значение. Поцелуй руки или щеки называли osculum, поцелуй в губы — basium, а поцелуй страсти — suavium.

Несмотря на то, что прикосновение губами к губам другого человека распространено в разных обществах и отражено в древней литературе различных стран, в некоторых туземных культурах оно не было общей практикой и появилось под влиянием европейцев. В качестве примера приводят коренные народы Австралии, Таити, африканские племена, эскимосов и полинезийцев. Чарлз Дарвин описывал малайский поцелуй:

«Женщины присели на корточки, подняв лицо кверху; спутники наши нагнулись к ним, приложились переносицами к их носам под прямым углом и стали нажимать. Продолжалась эта церемония несколько дольше, чем наше обычное дружеское рукопожатие».

По мнению некоторых исследователей, даже на Западе поцелуи вошли в употребление не сразу. Рост их популярности связывают с индийским походом Александра Македонского, который покорил некоторые царства, откуда впоследствии распространилась эта практика. И это при том, что в современной Индии за публичные поцелуи можно попасть под арест (по статье Уголовного кодекса «О непристойных действиях в общественном месте») или получить удар палкой от местных блюстителей морали. Те считают такое поведение как раз следствием насаждения западных ценностей. С таким положением вещей борются активисты местного движения Kiss of Love («Поцелуй любви»), которые выходят на митинги и, конечно, целуются.

Кстати, в классическом индийском кино, которое снимается для внутреннего рынка, тоже не встретишь откровенных лобзаний — максимум целомудренное прикосновение губами ко лбу. Кинематографическим влюбленным остается выражать любовное чувство только посредством танца.

Схожего мнения о тлетворном влиянии Запада придерживаются и некоторые авторитетные издания в Китае.

В 1990 году пекинская газета Workers’ Daily писала, что «агрессивные европейцы принесли в Китай обычай поцелуев, вульгарную практику, которая наводит на мысли о каннибализме».


Однако Запад долго был достаточно строг и к себе самому. В 1896 году мировая общественность была шокирована немым фильмом «Поцелуй». На пленке в течение 18 секунд мужчина скорее пытается поцеловать, чем целует свою кокетствующую даму сердца. Тем не менее фильм вызвал большой резонанс и был осужден лидерами мнений и религиозными организациями. В течение долгого времени после этого такие непристойные действа на экранах не появлялись.

В современную массовую культуру откровенные поцелуи проникли после отмены в конце 1960-х годов кодекса Хейса, который запрещал показ любых вольностей. До этого звезды классического Голливуда имели право соприкасаться губами не дольше, чем на пару секунд, «сухим» способом. Поэтому именно так, в духе невинного первого поцелуя детей, выражают свои чувства Скарлетт и Ретт Батлер в «Унесенных ветром» — либо происходящее просто заслоняется от зрителя, как в знаменитой сцене у подножия лестницы.

Смысл и символическая роль поцелуев


Поцелуи выполняют разные функции в зависимости от ситуации: как правило, мы отлично понимаем, чем целомудренный поцелуй отличается от страстного, а романтический — от ритуального.

С поцелуями романтическими всё более-менее понятно: это выражение чувственной любви и страсти. Этот сюжет — один из самых частых в искусстве, будь то изображение Амура и Психеи, Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески или безымянных влюбленных Климта, олицетворяющих саму любовь. Другой — не менее распространенный сюжет — нежный родительский поцелуй, который дарит ребенку, как правило, мать.

Любопытно, что в иконографии Богородицы, как католической, так и православной, сюжет, в котором Дева Мария целовала бы младенца Христа, практически не встречается (вероятно, это объясняется нежеланием заслонять лик Спасителя и уменьшать его значимость).

Выражающие привязанность, симпатию и радость поцелуи распространены между родственниками, друзьями и другими близкими людьми. Как правило, к ним прибегают в особые моменты или после долгой разлуки. Такие поцелуи упоминаются еще в Библии, например, когда Иаков вернулся в Палестину к брату Исаву, тот бросился «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его…» (Бытие. 33:4). Когда Одиссей вернулся домой, он поцеловал сына Телемаха и жену Пенелопу. А служившие ему пастухи Эвмей и Филотий покрыли поцелуями его руки и ноги.

Прикосновение губами может быть жестом приветствия. В европейском мире оно во многом имеет религиозные и обрядовые корни. Лиминальные (пороговые) ритуалы, связанные с гостеприимством, предполагали демонстрацию добрых намерений и временное принятие гостя в дом в качестве «своего». Это позволяло сторонам поверить, что никто никого не заколет ночью и в целом смириться с чужим этосом, проведя его через собственные ритуалы. Лобзание гостя — один из таких ритуалов принятия, как и совместная трапеза.

Подобные ритуальные поцелуи, обозначающие гостеприимство или политический союз, благополучно дожили до XX века. Например, Брежнев щедро одаривал поцелуями политиков и известных персон.

Генсек любил дважды облобызать человека в щеки и припечатать финальным поцелуем в губы. Неясно, сколько в этом было радушия, а сколько — желания доминировать, но вступать в такую близость с широкобровым лидером Страны Советов хотели далеко не все: Николае Чаушеску наотрез отказался, а Фидель Кастро оборонялся сигарой.


Лиминальное значение и сегодня проявлено в поцелуе, которым скрепляют союз новобрачные. Несмотря на то, что в современном мире жених, скорее всего, неоднократно целовал невесту до свадьбы, именно этот поцелуй имеет особый смысл. Поцелуи как инициатическое действие практиковались и в различных тайных обществах. Символика поцелуя, обладающего мистической силой и помогающего переходу, сформировалась еще в народных верованиях и нашла отражение в легендах и сказках. Чудовище после поцелуя героини превращается в принца, а Спящая красавица, наоборот, пробуждается от поцелуя принца — всё это истории о новой жизни, которая начинается в любовном союзе.

Также поцелуй может стать спонтанным выражением ликования и торжества перед лицом объединяющего людей радостного чувства, которое бросает в объятия друг к другу даже незнакомцев. Например, в день, когда закончилась война.

Фотограф Альфред Эйзенштадт рассказывал о появлении знаменитого снимка «День Победы над Японией на Таймс-сквер» с медсестрой и моряком: «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру».


Схожим образом целуются члены победившей спортивной команды или ликующие болельщики, причем зачастую отбрасывая половые ограничения.

Особая группа поцелуев связана не с человеческими отношениями, а с переживанием возвышенного и священного. Предметом целования в этом случае оказывается то, что историк религии Мирча Элиаде называл иерофанией, — зримое воплощение сакрального. Тот же Одиссей, вернувшись домой, в первую очередь поцеловал не семью, а землю родной Итаки.

Поцелуи почтения и благоговения так или иначе присутствуют во многих религиозных ритуалах, в особенности христианских. В знак почитания прикладываются к иконам, мощам и другим священным реликвиям. В католической церкви до второй половины ХХ века существовал обычай целования папских ног, в православной прикасаются губами к руке священнослужителя при благословении. Отголоски сакрального почитания есть и в традиционных воинских ритуалах — поцелуй знамени или оружия.

У благоговейных поцелуев святых предметов есть и нечестивый брат-близнец — так называемый срамный поцелуй, который, по преданиям, практиковался на шабашах ведьм.

Предполагалось, что дьяволу лобзают ягодицы или анус, закрепляя таким образом союз с нечистым.

Такая практика была одной из популярных статей обвинения в ведовских процессах. В целовании зада дьяволу, который при этом принимал облик черного кота, в средневековых трактатах обвиняли катаров (если вы давно хотели узнать, что значит название группы Kiss The Anus Of A Black Cat, то вот ответ). Кроме того, «срамный поцелуй» в отношении магистра инкриминировали в числе прочих непотребных деяний рыцарям ордена тамплиеров.

Трактовки поцелуев в науке


Физиология поцелуев достаточно прозрачна: на губах и языке имеется множество нервных окончаний, которые делают процесс по-настоящему увлекательным. В нем задействованы черепные нервы, которые обрабатывают сенсорную информацию и влияют на деятельность мозга. Куда менее понятно, являются ли поцелуи специфически человеческим явлением и как возникает желание целоваться.

Часть исследователей полагают, что это интуитивное поведение, которое уходит корнями в практики кормления у животных и проверку здоровья потенциального партнера.

Другие настаивают на том, что целоваться многие народы научились в ходе культурного обмена, а значит, это поведение, которое вырабатывается социальным научением.


Одну из первых исторических работ об этом явлении написал в XVII веке немецкий литератор Мартин фон Кемпе. Он создал своего рода энциклопедию поцелуев, разделив их на 20 видов в зависимости от ситуации. Кемпе сопроводил работу ссылками на примеры из античной и христианской культуры, медицинских трактатов и юридических документов.

Другое исследование типов и происхождения поцелуя принадлежит датскому филологу Кристоферу Нюропу. В книге «О поцелуях» Нюроп смотрит на этот феномен с точки зрения истории культуры и анализирует отражение поцелуев в религии и искусстве. Уже в 1897 году Нюроп задается вопросом: «Есть ли поцелуй акт первобытный, естественный, или нет?»

Автор связывает поцелуи со вкусом и обонянием, предполагая, что первичны как раз поцелуи взасос, которые имели целью попробовать на вкус и уловить запах, а потом редуцировались до выражения разных чувств: благодарности, восхищения, смирения или стали формой приветствия.

А принятый у диких племен поцелуй носа рассматривает как аналог европейскому, не забывая отметить, что последний стоит выше — ведь, вступив в контакт с развитыми племенами, туземцы оставляют свою практику и переходят к «цивилизованным» поцелуям рта.

Говоря о теме, связанной с близостью и сексуальностью, трудно было бы обойтись без мнения Зигмунда Фрейда (которое, впрочем, достаточно предсказуемо). Отец психоанализа связывал поцелуи с сосательным рефлексом, который вырабатывается у ребенка при прикосновении к материнской груди. Также во «Введении в психоанализ» он называет поцелуй символической заменой генитального контакта:

«Явления возбуждения, ощущения и иннервации, даже процессы эрекции, присущие гениталиям, переносятся на другие области тела (например, вверх, на голову и лицо)».

Поцелуй, таким образом, как и все прочие проявления эротического, не ведущие к продолжению рода, является отклонением от генитальной «линии партии».

Некоторые этологи возводят поцелуи к кормлению детенышей и самок (половые игры животных зачастую строятся из тех же «кирпичиков», что и детско-родительские схемы поведения). У многих видов практикуется премастикация — не слишком аппетитный с людской точки зрения, но широко использующийся в природе тип кормления, при котором детеныш получает пережеванную родителем пищу изо рта в рот. Так поступают, в частности, наши ближайшие родственники шимпанзе. У птиц в ходе брачных церемоний самцы приносят самкам угощение и передают его прямо в клюв. У некоторых эта практика уже не связана с кормлением напрямую. Например, тотемные животные свадеб, голуби, соприкасаются клювами в процессе ухаживания.

Многие млекопитающие просто облизывают морды друг друга, а раскованные бонобо практически целуются «по-французски».


Одно из исследований поцелуев провел психолог Гордон Гэллап-младший, тот самый, который разработал «зеркальный тест», определяющий, узнают ли животные себя в зеркале (если вкратце, то некоторые — да, и из этого можно сделать вывод о наличии у них модели своего «я»). Гэллап с коллегами устроили тестирование, в ходе которого задавали вопросы студентам Университета Олбани. Ученые сделали вывод, что поцелуи имеют биологические основания в качестве адаптивного брачного ритуала и играют важную роль в процессе выбора партнера. Вкусовые рецепторы и возможность вдыхать запах другого человека добавляют информации о нем, которая играет роль в определении генетической совместимости. Кроме того, при поцелуе вырабатывается окситоцин, который влияет на формирование привязанности, и появляется сексуальное желание.

Еще Гэллап и соавторы отметили, что женщины придают больше значения поцелуям как способу оценки партнера, тогда как мужчины, похоже, используют их, чтобы увеличить шансы на секс.

В то же время ученик Конрада Лоренца этолог Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт сделал вывод, что 10% людей во всём мире не практикуют привычные нам любовные поцелуи. Не так давно ученые из Института имени Кинси, занимающиеся социальными и поведенческими науками, провели исследование, которое, по их мнению, доказывает неуниверсальность поцелуев. Были проанализированы крупные базы данных с этнографическими материалами и информация, полученная от этнографов и антропологов. Всего изучили 168 культур, как современных цивилизованных, так и живущих первобытным укладом. Романтически-сексуальный поцелуй был обнаружен только в 46% культур. Кроме того, исследователи отметили взаимосвязь между поцелуями и устройством общества: чем сложнее устроен социум, тем чаще в нем целуются. Оказалось, что больше всего любят целоваться на Ближнем Востоке, а меньше всего — в Центральной и Южной Америке.

Если основывать теорию поцелуев на этих данных, можно сделать вывод, что поцелуи распространяются по всему миру, как другие полезные изобретения, которые по достоинству оценили многие народы. Если же учитывать все данные, то поцелуи, вероятно, это врожденное поведение, которое у некоторых народов развивается в поцелуи с языком, а у некоторых — нет: им хватает вдыхания запахов друг друга при соприкосновении тел. Можно только добавить, что, согласно французскому путешественнику и натуралисту Альфреду Грандилье, «поцелуй носов» на Мадагаскаре объясняли тем, что воздух, проходящий через нос, считается «испарением души» — это архаично-поэтичное определение объединяет и физическую составляющую процесса, и символическую значимость поцелуя.
Печать