Машиностроение, как отрасль, насчитывает не одно столетие развития. С момента появления первых машин произошли существенные изменения в конструкции автомобилей. Неизбежным стала и модернизация главной движущей силы авто — двигателя внутреннего сгорания. В последние годы особенно актуальным стал так называемый даунсайзинг — переход от габаритных и увесистых агрегатов к моторам небольшого объема с 4, 3, а то и 2 цилиндрами. Все чаще на автомобильном рынке можно встретить транспортные средства с атмосферными и турбированными силовыми установками, а также гибридные двигатели или агрегаты с механическим компрессором.
В 1885 году Карл Бенц представил миру свое изобретение — Benz Patent-Motorwagen — первый в мире автомобиль с ДВС. Транспортное средство было оснащено четырехтактной силовой установкой с одним цилиндром и объёмом 954 см/куб. Через 9 лет было выпущено 25 авто с таким же двигателем, но мощностью 1.5-3 «лошадей».
Долгие годы одноцилиндровые моторы использовались на легковом автотранспорте, однако наибольшее распространения они получили в мире мототехники.
РПД или двигатель Ванкеля (не путать с роторным беспоршневым) приобрел известность, благодаря бренду Mazda (в частности, модели RX-3, RX-7 и RX-8). Идея изобретения принадлежит Вальтору Фройде, а воплотил ее в жизнь его соавтор инженер-самоучка из Германии Феликс Ванкель. Разработки велись в стенах компании NSU Motorenwerke AG, впоследствии купленной концерном Volkswagen Group.
Такими двигателями оснащались не только автомобили, но и мотоциклы Norton и Suzuki.
В 1991-м Mazda 787B, оснащенная четырех-роторным двигателем мощностью в 700 лошадиных сил одержала победу в «24 часах Ле-Мана», став единственным авто, сумевшим обойти соперников, имея под капотом РПД. Это был первый и последний триумф роторно-поршневого мотора — годом позже болидам, оснащенным данным типом ДВС запретили участие в соревнованиях.
Примечательно, что и АвтоВАЗ вел разработки РПД. Даже успел выпустить несколько небольших серий.
Данный тип двигателя не выдержал конкуренции со стороны 8 и 12-цилиндровых моторов, имеющих схожие по мощности характеристики.
Первым V16 стал устанавливать Cadillac в 30 гг XX столетия. Затем эстафетную палочку подхватили спорткары Cizeta V16T. Использовали 16-цилиндровые силовые установки и на седанах 7-й серии BMW 767iL series Е32, болидах Alfa Romeo Tipo 316 и 162, а также Auto Union.
V-образный мотор с 2 цилиндрами хорошо знаком любителям байков Harley-Davidson, Indian, Suzuki, Honda, Aprilia, Kawasaki и Yamaha.
Но мало кто знает, что в 20-х гг XX века он устанавливался на легковом автотранспорте. В 60-е годы Mazda выпустила ситикар R360 с V2. Сейчас такой оригинальной силовой установкой может похвастаться лишь трицикл Morgan 3 wheeler с «двойкой» на бампере.
Пришло время упомянуть иные типы двигателя — газотурбинные, ярким представителем семейства которых является мотор A-831, установленный под капотом купе «Chrysler» 1963-64 гг компании Carrozzeria Ghia S.p.A.
Было выпущено 55 машин, из которых 5 — прототипы. Все автомобили имели оригинальный кузов и стали известны как Chrysler Turbine Car.
Примечательно, что машина могла ездить на любом топливе, способным воспламеняться: от бензина с соляркой, до алкоголя и парфюма. Мощность двигателя достигала 130 л. с., а турбина могла разгоняться до 60 тысяч оборотов в минуту.
Автомобили успешно прошли испытания, однако Крайслер был вынужден снять продукцию с конвейера. Дальнейшая работа над проектом стала невозможной из-за финансовых проблем завода, а также введения правительством жестких норм по ограничению токсичных выбросов выхлопных газов.
Такие именитые европейские бренды, как Audi, Volvo, Mercedes-Benz и Fiat довольно часто ставили на свои модели моторы с 5 цилиндрами. Причем все они были однорядными. V-образную форму 5-цилиндрового двигателя можно встретить редко.
Так, в 1997 году Volkswagen использовал собственный 2.3-литровый силовой агрегат VR5, развивающий мощность в 150 «лошадей». Был и более мощный движок в 170 «лошадок», на каждом цилиндре которого было 4 клапана. Агрегат не смог показать себя с лучшей стороны, поэтому им были оснащены лишь некоторые модели Golf, Bora и Seat Toledo.
На пороге XX века двигатели подобного типа использовали часто, особенно в США. Однако со временем автопроизводители начали отдавать предпочтения более компактным V-образным моторам.
На европейском континенте 8-цилиндровый однорядный движок сначала опробовала компания Daimler. Постепенно эту тенденцию переняли Bugatti и Opel, Duesenberg и Alfa Romeo. С «восьмеркой» под капотом был и прославленный Mercedes-Benz 300 Sport Leicht-Rennen (SL-R) — тот самый, управляя которым сэр Стирлинг Крофард Мосс одержал победу в гонке на выносливость Mille Miglia в 1955-м.
Один из редчайших представителей семейства силовых установок. Тем не менее, ряд автопроизводителей устанавливал 4-цилиндровые моторы на свою продукцию. В числе пионеров стал спорткар Mors. Чуть позже подобные двигатели начали использовать на Lancia Lambda и Fulvia. Также такие агрегаты были установлены на модели 1962-82 гг Ford Taunus и Saab. Если брать отечественный рынок, то конечно это «Запорожцы», имеющие силовые установки с воздушным охлаждением.
В числе последних был Porsche, использующий движки объемом 2 л в гибридных агрегатах. Именно на таком двигателе знаменитый 919 Hybrid смог выиграть гонку «24-часов Ле-Мана».
Изобретение принадлежит British Racing Motors и представляет собой H-образную установку из двух оппозитных двигателей.
Именно такой агрегат стоял на болиде Формулы-1 BRM P83 сезонов 1966-67, которым управляли пилоты Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Подобной установкой был оборудован и Lotus 43/1, пилотируемый Джимом Кларком. В 1966-м ему удалось одержать победу в Гран-При США.
Изначально данное расположение цилиндров использовал концерн Volkswagen Group. Так, W-образным мотором с 12 цилиндрами и объемом 6 л оснащались Volkswagen Phaeton, Touareg, Audi A8 и Bentley Continental GT.
В 2002-м технологию переняли немцы, оснастив подобным агрегатом полноприводный «Passat». Мотор имел объём 4 л и развивал мощность в 270 «лошадей» с крутящим моментом 370 Нм. Конструктивно, это была комбинация из двух V-блоков с 4 цилиндрами каждый. Задумка интересная, вот только надежность подвела.
1. Одноцилиндровый двигатель
В 1885 году Карл Бенц представил миру свое изобретение — Benz Patent-Motorwagen — первый в мире автомобиль с ДВС. Транспортное средство было оснащено четырехтактной силовой установкой с одним цилиндром и объёмом 954 см/куб. Через 9 лет было выпущено 25 авто с таким же двигателем, но мощностью 1.5-3 «лошадей».
Долгие годы одноцилиндровые моторы использовались на легковом автотранспорте, однако наибольшее распространения они получили в мире мототехники.
2. Роторно-поршневой двигатель
РПД или двигатель Ванкеля (не путать с роторным беспоршневым) приобрел известность, благодаря бренду Mazda (в частности, модели RX-3, RX-7 и RX-8). Идея изобретения принадлежит Вальтору Фройде, а воплотил ее в жизнь его соавтор инженер-самоучка из Германии Феликс Ванкель. Разработки велись в стенах компании NSU Motorenwerke AG, впоследствии купленной концерном Volkswagen Group.
Такими двигателями оснащались не только автомобили, но и мотоциклы Norton и Suzuki.
В 1991-м Mazda 787B, оснащенная четырех-роторным двигателем мощностью в 700 лошадиных сил одержала победу в «24 часах Ле-Мана», став единственным авто, сумевшим обойти соперников, имея под капотом РПД. Это был первый и последний триумф роторно-поршневого мотора — годом позже болидам, оснащенным данным типом ДВС запретили участие в соревнованиях.
Примечательно, что и АвтоВАЗ вел разработки РПД. Даже успел выпустить несколько небольших серий.
3. V16
Данный тип двигателя не выдержал конкуренции со стороны 8 и 12-цилиндровых моторов, имеющих схожие по мощности характеристики.
Первым V16 стал устанавливать Cadillac в 30 гг XX столетия. Затем эстафетную палочку подхватили спорткары Cizeta V16T. Использовали 16-цилиндровые силовые установки и на седанах 7-й серии BMW 767iL series Е32, болидах Alfa Romeo Tipo 316 и 162, а также Auto Union.
4. V-Twin (V2)
V-образный мотор с 2 цилиндрами хорошо знаком любителям байков Harley-Davidson, Indian, Suzuki, Honda, Aprilia, Kawasaki и Yamaha.
Но мало кто знает, что в 20-х гг XX века он устанавливался на легковом автотранспорте. В 60-е годы Mazda выпустила ситикар R360 с V2. Сейчас такой оригинальной силовой установкой может похвастаться лишь трицикл Morgan 3 wheeler с «двойкой» на бампере.
5. Газотурбинный мотор
Пришло время упомянуть иные типы двигателя — газотурбинные, ярким представителем семейства которых является мотор A-831, установленный под капотом купе «Chrysler» 1963-64 гг компании Carrozzeria Ghia S.p.A.
Было выпущено 55 машин, из которых 5 — прототипы. Все автомобили имели оригинальный кузов и стали известны как Chrysler Turbine Car.
Примечательно, что машина могла ездить на любом топливе, способным воспламеняться: от бензина с соляркой, до алкоголя и парфюма. Мощность двигателя достигала 130 л. с., а турбина могла разгоняться до 60 тысяч оборотов в минуту.
Автомобили успешно прошли испытания, однако Крайслер был вынужден снять продукцию с конвейера. Дальнейшая работа над проектом стала невозможной из-за финансовых проблем завода, а также введения правительством жестких норм по ограничению токсичных выбросов выхлопных газов.
6. V5
Такие именитые европейские бренды, как Audi, Volvo, Mercedes-Benz и Fiat довольно часто ставили на свои модели моторы с 5 цилиндрами. Причем все они были однорядными. V-образную форму 5-цилиндрового двигателя можно встретить редко.
Так, в 1997 году Volkswagen использовал собственный 2.3-литровый силовой агрегат VR5, развивающий мощность в 150 «лошадей». Был и более мощный движок в 170 «лошадок», на каждом цилиндре которого было 4 клапана. Агрегат не смог показать себя с лучшей стороны, поэтому им были оснащены лишь некоторые модели Golf, Bora и Seat Toledo.
7. Однорядный 8-цилиндровый
На пороге XX века двигатели подобного типа использовали часто, особенно в США. Однако со временем автопроизводители начали отдавать предпочтения более компактным V-образным моторам.
На европейском континенте 8-цилиндровый однорядный движок сначала опробовала компания Daimler. Постепенно эту тенденцию переняли Bugatti и Opel, Duesenberg и Alfa Romeo. С «восьмеркой» под капотом был и прославленный Mercedes-Benz 300 Sport Leicht-Rennen (SL-R) — тот самый, управляя которым сэр Стирлинг Крофард Мосс одержал победу в гонке на выносливость Mille Miglia в 1955-м.
8. V4
Один из редчайших представителей семейства силовых установок. Тем не менее, ряд автопроизводителей устанавливал 4-цилиндровые моторы на свою продукцию. В числе пионеров стал спорткар Mors. Чуть позже подобные двигатели начали использовать на Lancia Lambda и Fulvia. Также такие агрегаты были установлены на модели 1962-82 гг Ford Taunus и Saab. Если брать отечественный рынок, то конечно это «Запорожцы», имеющие силовые установки с воздушным охлаждением.
В числе последних был Porsche, использующий движки объемом 2 л в гибридных агрегатах. Именно на таком двигателе знаменитый 919 Hybrid смог выиграть гонку «24-часов Ле-Мана».
9. H16
Изобретение принадлежит British Racing Motors и представляет собой H-образную установку из двух оппозитных двигателей.
Именно такой агрегат стоял на болиде Формулы-1 BRM P83 сезонов 1966-67, которым управляли пилоты Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Подобной установкой был оборудован и Lotus 43/1, пилотируемый Джимом Кларком. В 1966-м ему удалось одержать победу в Гран-При США.
10. W8
Изначально данное расположение цилиндров использовал концерн Volkswagen Group. Так, W-образным мотором с 12 цилиндрами и объемом 6 л оснащались Volkswagen Phaeton, Touareg, Audi A8 и Bentley Continental GT.
В 2002-м технологию переняли немцы, оснастив подобным агрегатом полноприводный «Passat». Мотор имел объём 4 л и развивал мощность в 270 «лошадей» с крутящим моментом 370 Нм. Конструктивно, это была комбинация из двух V-блоков с 4 цилиндрами каждый. Задумка интересная, вот только надежность подвела.
Коментарии (0)