Как я жил и встретил каббалу
Когда ребёнок появляется на свет, для него начинается интереснейший процесс освоения мира. И первые впечатления всегда самые яркие, потому что с возрастом. теряется острота ощущений. Я помню себя, года в четыре, летний отпуск с родителями, синие губы, дрожу, как осиновый лист, но вытащить меня из моря задача посильная только для папы.

А как было интересно!.. В общем, первые двадцать с мелочью лет, включая пять лет университета, все мои мысли крутились исключительно вокруг нашего бренного мира, и только годам к двадцати пяти в моей голове и моём лексиконе стали осознанно появляться выражения «духовный мир», «душа». Что-то магическое, манящее было в них, что-то, что, казалось, заставляло по-новому биться сердце. Сразу появилось много вопросов, и начался новый этап моей жизни – пятнадцатилетний поиск смысла жизни среди философских учений, восточных практик и религий, поиск ответа на вопрос для чего я живу, который сопровождался бурными эмоциями, и перемежался плотскими удовольствиями.

В конце концов, когда в моей голове образовалась каша из кусков информации, особенно после того, как столкнулся с тем, что существует понятие витальной, или по-другому, животной души, и души божественной, в общем, вопросов стало столько, что я окончательно запутался. И как обычно, ответ пришёл неожиданно. Однажды, когда я со знакомым кришнаитом обсуждал «идеологическую» составляющую кашрута и ведического питания, я увидел у него книгу, которая, судя по названию, не имела никакого отношения к Международному обществу сознания Кришны.

«М. Лайтман. Наука Каббала» стояло на гладкой коричневой обложке. Мой интерес к этой книге вызвал, почему-то, у моего собеседника искреннюю радость, и он продал мне её за смешную цену.

Можно было, конечно, написать что, прочитав книгу, я получил ответы на все вопросы сразу, но нет! Вопросов, наоборот, стало ещё больше, но зато они приобрели довольно чёткую направленность, и я срочно поехал на книжный рынок. И вот в моих руках следующая книга профессора Лайтмана – «Постижение высших миров».

Первая книга вызвала во мне такой сильный эмоциональный подъём, что я даже не подумал поинтересоваться кто он, кем были его учителя? И сейчас, когда первые эмоции прошли, я обратился к краткой биографии автора.

Как и у многих молодых людей в СССР в жизни Михаэля Лайтмана сначала была школа в родном Витебске, потом Ленинградский политехнический институт. В семидесятые он эмигрирует в Израиль, где становится учеником великого каббалиста Баруха Ашлага, сына и последователя другого великого каббалиста Иегуды Ашлага.
Раньше я не мог понять, почему так много говорят о душе, но никто толком не знает ни что это такое, ни «где это находится». Именно у Лайтмана я впервые услышал фразу «у судьи нет больше, чем видят его глаза». Сразу появилось много вопросов «кто мы?», «как мы воспринимаем окружающий мир?», «что такое объективная реальность?».

Ежедневно мы наблюдаем картину окружающего мира. Но о чём реально, если подходить с научной точки зрения мы можем говорить? Только о том, что есть в природе силы, которые, воздействуя на мои органы чувств, рождают визуальные образы, ощущение тепла и холода, запахи. Внешнее воздействие в виде импульсов распространяется по нервной системе, рисуя в мозге, как на экране цветные, звучащие и пахнущие картинки.
И представьте себе мир, в котором живёт слепой от рождения человек, мир без света, без зрительных образов, в котором остальные чувства, наоборот, обострены. Это будет другой мир, но вокруг-то ничего не изменилось.

Каббала говорит, что реальность создаём мы сами своим отношением к миру. Если мы относимся эгоистически, по принципу «весь мир для меня», то мы ощущаем своё тело, которому отведено на этой Земле семьдесят-восемьдесят лет бренной жизни, тело, подверженное болезням, депрессии, ненависти. Силы, которые приводят в действие тело, и которые мы ощущаем как наслаждения и страдания это будет животная душа.
Если же мы стараемся выстроить альтруистическое отношение к окружающему миру, мотивируясь правилом «не делай другому того, чего не желаешь себе», то начинаем ощущать другую, гармоничную реальность без депрессии и ненависти, полную любви и заботы. Мы начинаем ощущать причастность к ней, свою неразрывную связь с ней. Вот это и есть божественная душа.

То есть это не философская категория, и поэтому бесполезно спорить о ней, представлять её в каких-то материальных образах. Это ощущение, которое возникает в результате взаимодействия человека с окружающим миром, с обществом. Если эти отношения эгоистические, то мы ощущаем смертное физическое тело, если альтруистические, то ощущаем бессмертную душу.
Подробнее о каббале и книгах про смысл жизни на сайте kbooks.ru
Игорь Шейнин
Печать

Коментарии (0)