В давние времена на Руси было принято приглашать на похороны профессиональных плакальщиц. Их задачей было провожать усопшего в последний путь горестными криками и слезами. Этих женщин, наделяемых особыми способностями общаться с потусторонним миром, называли по-разному: иногда вопленицами, а порой — раскосмаченными. Традиция была широко распространена, плач и стенания считались необходимой частью прощания с усопшим.
Кто такие раскосмаченные
Плакальщицами всегда были женщины./ Фото: https://www.perunica.ru/
В старину на похоронах на Руси не было принято видеть мужчин в роли плакальщиков. Эту честь возлагали исключительно на женщин, которые символизировали домашний очаг и землю, дающую жизнь и принимающую тела людей после смерти.
Женщин, оплакивавших покойника, называли раскосмаченными. Это название было таким, потому что полагалось выражать скорбь с распущенными волосами. Раскосмаченные безудержно плакали и приговаривали, мотая головами и порой рвали или даже стригли свои волосы. Это необычное поведение было связано с языческим обрядом, который существовал до принятия христианства. В те времена плакальщицы выдергивали волосы как знак разрыва связи покойного с миром живых. Однако и после крещения Руси эта традиция не исчезла полностью, хотя церковь пыталась пресекать ее. В народной среде раскосмаченные по-прежнему пользовались уважением и не оставались без работы.
В каждом селе и деревне находились женщины-вопленицы, знавшие, когда и как следует рыдать, и умевшие петь причитания. Они обучались этому искусству с раннего возраста и гордились им всю жизнь, даже если плакали неискренне — ведь это была их работа.
Народ высоко ценил их талант. Они могли и спеть над покойниками, и заработать деньги, и поесть за поминальным столом. Особо выделяли тех "воплениц-раскомаченных", кто обладал способностью импровизировать в своих причитаниях и складывать их в особые песнопения без особой подготовки.
Влияние христианства на традиции
Иногда плакальщиц приглашали из-за отсутствия родственников./ Фото: https://geoglob.ru/
До 15 века православные священники призывали мирян к соблюдению христианских норм, считая распущенные волосы у женщин недопустимыми, так как они ассоциировались с падением нравов и непотребством. Отсюда идет запрет находиться непокрытой головы для девиц и жен, который до сих пор существует в некоторых консервативных кругах.
Аргументируя свою позицию, церковнослужители ссылались на слова архиепископа Иоанна Златоуста, осуждавшего плакальщиц и воплениц как противоречащих христианским учениям, в частности, теме воскресения мертвых. Вместо шумных похоронных обрядов он предлагал провожать усопших тихими молитвами, священными песнопениями и обрядом отпевания.
Однако в народе сохранились древние обычаи, сочетающие христианские и языческие традиции. Поэтому плакальщицы и по сей день оплакивают покойников с такой же искренностью и эмоциональностью, но уже с прикрытыми головами. Они приглашаются не только на похороны, но и на поминальные трапезы, где им полагается задавать вопросы родственникам усопшего.
В некоторых случаях плакальщиков приглашают из-за отсутствия родственников, которые могли бы почтить память умершего, но чаще всего это делается по традиции. Историки отмечают, что раскосмаченные видели свою миссию не как работу за деньги, а как служение обществу, которое они выполняли от всего сердца.
Требования к профессиональным плакальщицам
Плакальщицы были настоящими актрисами.
В старину профессиональные плакальщицы, или раскосмаченные, были настоящими мастерицами своего дела. Они обладали прекрасным актерским мастерством, убедительной речью, мощным голосом и знали множество похоронных и поминальных причитаний, которые назывались "причетной речью".
Традиционные плачи-причитания были самобытным жанром народного искусства, передаваемым из поколения в поколение. В каждом уголке страны существовали свои уникальные песнопения, отражавшие характерную жизнь местных жителей, и каждая раскосмаченная исполняла их неповторимо.
Согласно мнению фольклористов, искусные вопленицы владели особыми дыхательными техниками, которые позволяли им проникать в самую душу родственников и близких умершего, помогая справиться с болью утраты.
Этнографы, собирающие похоронные, надгробные и надмогильные стихи-плачи с характерным ритмическим строем, утверждают, что, зависимости от того, кем был покойник, раскосмаченная выбирала соответствующие причитания. Например, оплакивая безвременно ушедшую дочь, она пела: «В небесах гаснет свет, жизнь покидает нас. Уходит дитя, будто солнце за тучи. Месяц угасает, встречая утро, звезды меркнут, скорбя о нашем горе. Летит моя лебедушка белая, вдаль, где путь неизвестен и опасен». Плакальщицы не только пели, облегчая переход покойного в мир иной, но и брали на себя роль распорядителя ритуала, указывая каждому участнику его место и помогая ему исполнить предназначенную роль.
Кстати, профессия плакальщицы не является уникальной для Древней Руси. Эта традиция присутствовала и в других культурах. В Древней Греции и Риме, облачившись в лохмотья, они пели погребальные песни, испускали стоны отчаяния.В Египте плакальщицы олицетворяли богиню Изиду и сопровождали усопшего до гробницы, неся дары. В Ассирии плакальщицы рыдали и посыпали голову пеплом, возглавляя похоронную процессию.
Эта традиция сохранилась и в некоторых современных культурах. Плакальщицы встречаются в Сербии, Бразилии, Испании, Греции. В Китае их роль исполняют артистические труппы, которые помогают родственникам выплеснуть скорбь и смириться с утратой. В Гане и других африканских странах оплакиванием покойников занимаются только овдовевшие женщины.
Однако не во всех культурах эта традиция приветствуется. Например, шариат осуждает эту практику, и она запрещена во многих исламских государствах. Власти Таджикистана даже ввели закон, запрещающий вырывание волос, царапание лица и громкие крики на траурных церемониях.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/301024/61956/
Коментарии (0)