Хорошо ли вы знаете нашу, славянскую мифологию? Держу пари, что древнегреческую вы знаете лучше. И Зевс вам знаком больше, чем дохистианский верховный бог славян.
В древние-древние времена славяне поклонялись многим богам, а главным из них был Перун. Бог грома, он защитил мир от змее-демонов. Перун владел топором под названием «Мьёльнир» и был важным божеством для славянской Киевской Руси, связанной с викингами. Несмотря на очевидные параллели с Тором, Перун, похоже, был славянским божеством до того, как викинги начали сюда прибывать.
Восточноримский историк VI века Прокопий сообщает нам, что славяне поклонялись одному богу, превыше всех остальных, создателю молний, ??который был владыкой всего и которому приносили в жертву быков и других животных. Хотя он не называет конкретно бога, это, должно быть, Перун! Согласно летописям XII в, в 980 г киевский князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом пять статуй языческих богов.
Главным из них был Перун, изображенный с серебряными волосами и золотыми усами. Статуи были снесены менее чем через десятилетие, когда Владимир обратился в христианство и заставил большую часть населения креститься. Дядя Владимира Добрыня, правивший в Новгороде, также воздвиг святилище Перуна. Позже оно было преобразовано в монастырь, но по-прежнему носило имя языческого бога.
Многое из того, что мы знаем о славянском Перуне, исходит из сравнительных исследований и более современных народных сказок, особенно из русских источников.
Рисунок русского мирового древа на сундуке, Северная Двина, Россия, 1688 г.
Они предполагают, что славянская культура представляла вселенную как сидящую вокруг могучего мирового дерева, похожего на Иггдрасиль в скандинавской мифологии. Мир людей существует вокруг ствола дерева, а мир богов — в его ветвях. Подземный мир находится среди корней. Перуна иногда описывают как орла, сидящего на вершине дерева.
Рукопись с изображением князя Владимира Киевского из Радзивилловской летописи, XV век. Источник: Библиотека Российской академии наук
Одна русская народная сказка может поведать историю происхождения Перуна. Она предполагает, что он сын богини Лады, богини красоты и плодородия, и бога Сварога, бога неба.
Но его рождение стало возможным только после того, как Лада съела рыбу-щуку, содержащую воплощение Рона, таинственного бога-творца.
Статуя, которая, как полагают, представляет Перуна, Збруч, Польша, 10 век. Археологический музей Кракова
Кажется, было какое-то пророчество о том, что сын Сварога будет чрезвычайно могуществен и сможет победить змея (и не одного) из подземного мира.
И вот один могущественный змей похитил новорожденного Перуна и его трех сестер. Он поместил Перуна в тайную темницу и забрал трех девушек в свой дом в подземном мире. Прошло 300 лет, но Лада не бросала поиски детей и, в конце концов, обнаружила, где был заточен ее сын. Он глубоко спал, ей пришлось использовать жидкость, полученную от птицы Гамаюн — мифической птицы с пророческими способностями — чтобы разбудить сына.
Картина «Гамаюн», Виктор Васнецов, 1898
Он спал первые 300 лет своей жизни, во сне вырос (еще бы, за 300 лет) и поклялся отомстить. После долгих приключений, которые я пропущу, Перун сталкивается со змеем. Змей не признал Перуна, полыхнул пламенем и очень удивился, когда огонь не спалил Перуна.
Между ними завязалась могучая битва, которая длится несколько дней, но змей верил, что только сын Сварога имеет силу убить его, а он-то надежно заключен в тюрьму.
Но змей ошибался и понял это в последние мгновения перед смертью - Перун раскрыл свою личность прямо перед тем, как пустить смертоносную стрелу из могучего лука.
Затем он использует тело змеи, чтобы создать Кавказские горы, которые использует как путь, чтобы вернуться на небеса и занять свое положение правителя богов.
Рисунки славянских топоров в натуральную величину (верхний ряд) в сравнении с их миниатюрными подвесками (нижний ряд), X-XII вв.
Перун был в основном божеством плодородия, но считался и богом войны, а его благосклонность могла изменить ход сражений. Как воин, он имел больше забавного оружия, чем большинство современных супергероев.
Молнии Перуна, вызывающие гром, были камнями и каменными стрелами. Славяне верили, что фульгуриты — комки почвы, песка и земли, расплавленные молнией — были остатками оружия бога. Старые каменные орудия также считались оставленными Перуном, и считалось, что они могут защитить от неудач, злой магии и болезней.
У Перуна также была «супер-молниеносная бомба», которая представляла собой золотое яблоко, которое можно было бросить и убить сотни людей за раз. Одна народная песня из Черногории описывает, как Перун бросил три золотых яблока на свадебном торжестве, сначала убив жениха и невесту, затем священника и, наконец, всех 600 гостей. Никого не осталось в живых, чтобы рассказать эту историю.
Перун также часто изображался в колеснице, запряженной лошадьми или козлами, как и Тор, и у него был топор, который назывался Мьёльнир, тот же молот, который носит Тор.
Примеры подвесок-топоров сохранились с 11-го и 12-го веков, и считается, что их, возможно, носили как символы защиты, так же, как викинги носили подвески-молоты Тора.
Утверждение мирного договора Руси с греками в 907 году; присяга мужей князя Олега оружием и богом Перуном. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Изображения Перуна в данной летописи не являются аутеничными
Другим очень важным аспектом Перуна в славянской культуре было освящение клятв.
Согласно записям, в 907 году князь Олег из Киевской Руси заключил договор с византийским правителем. Чтобы скрепить договор, его люди отправились к святилищам Перуна, где поклялись на своем оружии и Перуне. Тот же процесс повторил князь Игорь в 945 году. Формула, по-видимому, включала просьбу к Перуну поразить клятвопреступников их же оружием, если они нарушат клятву.
Рельеф Перуна, сражающегося с Велесом, Зрновница, Хорватия, VIII век.
Его противовесом является Велес, хтонический бог, связанный с водами.
Перун огненный и сухой и правит живым миром из своей цитадели, которая находится на вершине самой высокой ветви Мирового Древа, Велес является хтоническим богом, связанным с водами, правящим из корней Мирового Древа.
Он земной и влажный, поскольку он является владыкой Подземного мира, правящим царством мертвых.
Считается, что победив в героичесой битве, Перун решил не убивать Велеса, а отправить его в Подземный мир, мир мертвых, где ему действительно место.
Бог - Символ
Перун продолжал играть важную роль среди славян даже после повсеместного обращения в христианство.
В древние-древние времена славяне поклонялись многим богам, а главным из них был Перун. Бог грома, он защитил мир от змее-демонов. Перун владел топором под названием «Мьёльнир» и был важным божеством для славянской Киевской Руси, связанной с викингами. Несмотря на очевидные параллели с Тором, Перун, похоже, был славянским божеством до того, как викинги начали сюда прибывать.
1. Итак, Перун — древнеславянское божество.
Восточноримский историк VI века Прокопий сообщает нам, что славяне поклонялись одному богу, превыше всех остальных, создателю молний, ??который был владыкой всего и которому приносили в жертву быков и других животных. Хотя он не называет конкретно бога, это, должно быть, Перун! Согласно летописям XII в, в 980 г киевский князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом пять статуй языческих богов.
Главным из них был Перун, изображенный с серебряными волосами и золотыми усами. Статуи были снесены менее чем через десятилетие, когда Владимир обратился в христианство и заставил большую часть населения креститься. Дядя Владимира Добрыня, правивший в Новгороде, также воздвиг святилище Перуна. Позже оно было преобразовано в монастырь, но по-прежнему носило имя языческого бога.
Многое из того, что мы знаем о славянском Перуне, исходит из сравнительных исследований и более современных народных сказок, особенно из русских источников.
Рисунок русского мирового древа на сундуке, Северная Двина, Россия, 1688 г.
Они предполагают, что славянская культура представляла вселенную как сидящую вокруг могучего мирового дерева, похожего на Иггдрасиль в скандинавской мифологии. Мир людей существует вокруг ствола дерева, а мир богов — в его ветвях. Подземный мир находится среди корней. Перуна иногда описывают как орла, сидящего на вершине дерева.
Рукопись с изображением князя Владимира Киевского из Радзивилловской летописи, XV век. Источник: Библиотека Российской академии наук
2. Перун был похищен младенцем
Одна русская народная сказка может поведать историю происхождения Перуна. Она предполагает, что он сын богини Лады, богини красоты и плодородия, и бога Сварога, бога неба.
Но его рождение стало возможным только после того, как Лада съела рыбу-щуку, содержащую воплощение Рона, таинственного бога-творца.
Статуя, которая, как полагают, представляет Перуна, Збруч, Польша, 10 век. Археологический музей Кракова
Кажется, было какое-то пророчество о том, что сын Сварога будет чрезвычайно могуществен и сможет победить змея (и не одного) из подземного мира.
И вот один могущественный змей похитил новорожденного Перуна и его трех сестер. Он поместил Перуна в тайную темницу и забрал трех девушек в свой дом в подземном мире. Прошло 300 лет, но Лада не бросала поиски детей и, в конце концов, обнаружила, где был заточен ее сын. Он глубоко спал, ей пришлось использовать жидкость, полученную от птицы Гамаюн — мифической птицы с пророческими способностями — чтобы разбудить сына.
Картина «Гамаюн», Виктор Васнецов, 1898
Он спал первые 300 лет своей жизни, во сне вырос (еще бы, за 300 лет) и поклялся отомстить. После долгих приключений, которые я пропущу, Перун сталкивается со змеем. Змей не признал Перуна, полыхнул пламенем и очень удивился, когда огонь не спалил Перуна.
Между ними завязалась могучая битва, которая длится несколько дней, но змей верил, что только сын Сварога имеет силу убить его, а он-то надежно заключен в тюрьму.
Но змей ошибался и понял это в последние мгновения перед смертью - Перун раскрыл свою личность прямо перед тем, как пустить смертоносную стрелу из могучего лука.
Затем он использует тело змеи, чтобы создать Кавказские горы, которые использует как путь, чтобы вернуться на небеса и занять свое положение правителя богов.
Рисунки славянских топоров в натуральную величину (верхний ряд) в сравнении с их миниатюрными подвесками (нижний ряд), X-XII вв.
Перун был в основном божеством плодородия, но считался и богом войны, а его благосклонность могла изменить ход сражений. Как воин, он имел больше забавного оружия, чем большинство современных супергероев.
Молнии Перуна, вызывающие гром, были камнями и каменными стрелами. Славяне верили, что фульгуриты — комки почвы, песка и земли, расплавленные молнией — были остатками оружия бога. Старые каменные орудия также считались оставленными Перуном, и считалось, что они могут защитить от неудач, злой магии и болезней.
У Перуна также была «супер-молниеносная бомба», которая представляла собой золотое яблоко, которое можно было бросить и убить сотни людей за раз. Одна народная песня из Черногории описывает, как Перун бросил три золотых яблока на свадебном торжестве, сначала убив жениха и невесту, затем священника и, наконец, всех 600 гостей. Никого не осталось в живых, чтобы рассказать эту историю.
Перун также часто изображался в колеснице, запряженной лошадьми или козлами, как и Тор, и у него был топор, который назывался Мьёльнир, тот же молот, который носит Тор.
Примеры подвесок-топоров сохранились с 11-го и 12-го веков, и считается, что их, возможно, носили как символы защиты, так же, как викинги носили подвески-молоты Тора.
Утверждение мирного договора Руси с греками в 907 году; присяга мужей князя Олега оружием и богом Перуном. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Изображения Перуна в данной летописи не являются аутеничными
4 . Перун освятил клятвы
Другим очень важным аспектом Перуна в славянской культуре было освящение клятв.
Согласно записям, в 907 году князь Олег из Киевской Руси заключил договор с византийским правителем. Чтобы скрепить договор, его люди отправились к святилищам Перуна, где поклялись на своем оружии и Перуне. Тот же процесс повторил князь Игорь в 945 году. Формула, по-видимому, включала просьбу к Перуну поразить клятвопреступников их же оружием, если они нарушат клятву.
Рельеф Перуна, сражающегося с Велесом, Зрновница, Хорватия, VIII век.
5 . Перун победил Велеса
Его противовесом является Велес, хтонический бог, связанный с водами.
Перун огненный и сухой и правит живым миром из своей цитадели, которая находится на вершине самой высокой ветви Мирового Древа, Велес является хтоническим богом, связанным с водами, правящим из корней Мирового Древа.
Он земной и влажный, поскольку он является владыкой Подземного мира, правящим царством мертвых.
Считается, что победив в героичесой битве, Перун решил не убивать Велеса, а отправить его в Подземный мир, мир мертвых, где ему действительно место.
Бог - Символ
Перун продолжал играть важную роль среди славян даже после повсеместного обращения в христианство.
Коментарии (0)