В самом начале своего развития танки считались настоящим чудом техники, способным творить чудеса, и размер при этом имел большое значение. Почему-то считалось, что огромная и неповоротливая техника будет грозой на поле боя и сможет показать огромный боевой потенциал. Родившаяся из таких соображений бронетехника по большей части так и осталась нереализованными проектами, но некоторые танки всё-таки построили, хоть они и не показали чудес на поле боя.
Сверхтяжёлый танк O-I./ Фото: wikipedia.org
Наверное, все занимавшиеся танкостроительством державы попробовали свои силы в создании супертанка, способного изменить в лучшую сторону ситуацию на поле боя. Япония в этом не была исключением, ещё в 1939 году по инициативе полковника Хидэо Ивакуро началась работа над семейством сверхтяжёлых танков, среди которых модификация O-I считалась основной. Курировал разработку глава 4-го научно-исследовательского института, а собирали танк на заводе Mitsubishi. Изначально планировали использовать сверхтяжёлый танк в качестве мобильного ДОТа, но дальше одного прототипа работа не продвинулась.
Сверхтяжёлый танк O-I./ Фото: alternathistory.ru
Это была огромная машина длиной 10 и шириной 4,2 метра, а его расчётный вес должен был составить 100 тонн. Причём это был удешевлённый вариант с меньшей массой. Изначально его должны были вооружить 150-миллиметровым орудием, но впоследствии заменили на гаубицу калибром 100 миллиметров. Впрочем, до вооружения так и не добрались. Сверхтяжёлый танк получился слишком уж неуклюжим, а в его способности самостоятельно передвигаться были большие сомнения. По твёрдой дороге он, может быть, и проехал бы, но вот по мягкому грунту вряд ли, а тем более по мостам. По здравому размышлению от дальнейшего осуществления проекта отказались, всю проектную документацию уничтожили, а недоделанный прототип разобрали и переплавили. Согласно различным источникам, от огромного танка остался единственный гусеничный трак, который впоследствии выставили в музее.
«Мышь» Panzerkampfwagen VIII./ Фото: rambler.ru
Назвать этот танк «Мышью» было настоящим кощунством: его экипаж составлял шесть человек, а боевая масса – 188,9 тонны. Это был настоящий бронированный монстр, предназначенный для прорыва обороны противника. Защитные сооружения в обязательном порядке усиливались артиллерией, причём в огромном количестве, поэтому в атакующих летели тонны снарядов. Так называемый «танк прорыва» должен был подойти к линии укреплений и начать её методичное разрушение, а для этого он просто обязан был обладать потрясающей прочностью. Работу над проектом Panzerkampfwagen VIII «Maus» начали ещё в 1942 году, но по вполне понятным причинам его создание сильно затягивалось. В итоге заводы Krupp смогли собрать только два экземпляра, но в боевых действиях им принять участие так и не довелось. Из разбитых в ходе войны останков собрали единственную машину, которая находится в России и выставляется в музее.
«Мышь» Panzerkampfwagen VIII./ Фото: dzen.ru
Единственное, что представляло интерес в этом танке, так это сам факт его постройки, уж очень нестандартным он получился. При этом по целому ряду причин монструозный танк был совершенно непригоден для боевых действий. Передвигаться по пересечённой местности он не умел, поскольку по самое днище вяз в земле. К моменту его создания уже существовали более эффективные и ничем ему не уступающие танки, имевшие в три раза меньшую массу. Несмотря на мощную силовую установку, передвигался он крайне медленно, а манёвренности у него вообще никакой не было. Тем не менее в Panzerkampfwagen VIII вложили немало интересных технологий, таких как дизель-электрическая силовая установка, электрическая трансмиссия, система охлаждения двигателя и конструкция гусеничной тележки.
TOG II./ Фото: flickr.com
По окончании Первой мировой войны приверженное традициям британское военное руководство пришло к интересному выводу, что следующая уже назревавшая война с Германией тоже будет вестись в окопах, то есть сведётся к оборонительной стратегии. По их мнению, военная техника должна была остаться на том же самом уровне развития, то есть обязана была выполнять роль бронированного малоподвижного сарая. Эта точка зрения была принята в качестве опорной для разработки нового танка TOG II.
TOG II./ Фото: vc.com
В техническом задании на него значилось, что танк просто обязан был преодолевать бездорожье, грязь и траншеи, что в прошлом стало большой проблемой. К тому же ему должны были обеспечить отличную защиту, то есть TOG II должен был стать крайне тяжёлым. Основой для него послужил изначальный TOG, разработанный для Первой мировой войны. Танк получился очень большим, его длина составила более 10 метров, вес – около 80 тонн, а на ровной и твёрдой дороге он развивал скорость до 13 км/ч. Его вооружили 17-фунтовым орудием и пулемётом калибра 7,92 миллиметра. Правда, все усилия оказались тщетными, когда внезапно выяснилось, что Германия отдала предпочтение высокомобильной бронетехнике и отсидеться в окопах не получится.
Танк Т29./ Фото: vc.com
Когда во Вторую мировую войну Соединённые Штаты столкнулись с новыми немецкими тяжёлыми танками, они не смогли противопоставить им равноценную технику и были вынуждены приступить к разработке новой тяжёлой машины. В 1944 году стартовал проект по созданию целого семейства тяжёлых танков, одним из которых и был Т29.
Танк Т29./ Фото: pinterest.com
Правда, настолько масштабный проект требовал много времени для реализации, и до её окончания танк готов не был, а когда в 1947 году завершили сборку первого прототипа, тот уже был никому не нужен. По разным данным, всего успели собрать от 5 до 8 прототипов, имевших разное вооружение и модификации. Были различия в ходовой части, в трансмиссии, в силовой установке и, конечно, в вооружении. Последний из прототипов получил усовершенствованную систему управления огнём и 120-миллиметровую экспериментальную пушку. Готовый к бою танк имел массу 75 тонн и длину с пушкой 11,57 метра.
Танк K-Wagen./ Фото: steamcommunity.com
Во время Первой мировой войны немецкое командование тоже пошло на поводу у фантазий по созданию монструозного танка, предназначенного для «сокрушения» обороны противника. По всей видимости, немецкие военные видели сверхтяжёлый танк K-Wagen в роли тарана для создания брешей в оборонительных сооружениях. Другое предположить очень сложно. Как бы то ни было, весной 1917 года военное командование запустило в работу проект сверхтяжёлого танка, который должен был стать настоящей передвижной крепостью.
Танк K-Wagen./ Фото: pinterest.com
По сравнению с современным танком, экипаж был просто неимоверно большим, в него входило 18 человек. Вооружение составляли 4 пушки калибра 77 миллиметров, пулемёты MG-08 и огнемёт. Правда, когда посчитали общий вес вместе с бронированием и вооружением, инженеры схватились за голову и стали искать более мощные двигатели. Вес танка составил 120 тонн, из которых 3 тонны отводилось только под топливо. Всего собирались построить 10 сверхтяжёлых танков, но проигрыш в Первой мировой войне поставил крест на проекте. Впрочем, один из них почти завершили и в таком состоянии пустили на металлолом.
1. Японский 100-тонный O-I
Сверхтяжёлый танк O-I./ Фото: wikipedia.org
Наверное, все занимавшиеся танкостроительством державы попробовали свои силы в создании супертанка, способного изменить в лучшую сторону ситуацию на поле боя. Япония в этом не была исключением, ещё в 1939 году по инициативе полковника Хидэо Ивакуро началась работа над семейством сверхтяжёлых танков, среди которых модификация O-I считалась основной. Курировал разработку глава 4-го научно-исследовательского института, а собирали танк на заводе Mitsubishi. Изначально планировали использовать сверхтяжёлый танк в качестве мобильного ДОТа, но дальше одного прототипа работа не продвинулась.
Сверхтяжёлый танк O-I./ Фото: alternathistory.ru
Это была огромная машина длиной 10 и шириной 4,2 метра, а его расчётный вес должен был составить 100 тонн. Причём это был удешевлённый вариант с меньшей массой. Изначально его должны были вооружить 150-миллиметровым орудием, но впоследствии заменили на гаубицу калибром 100 миллиметров. Впрочем, до вооружения так и не добрались. Сверхтяжёлый танк получился слишком уж неуклюжим, а в его способности самостоятельно передвигаться были большие сомнения. По твёрдой дороге он, может быть, и проехал бы, но вот по мягкому грунту вряд ли, а тем более по мостам. По здравому размышлению от дальнейшего осуществления проекта отказались, всю проектную документацию уничтожили, а недоделанный прототип разобрали и переплавили. Согласно различным источникам, от огромного танка остался единственный гусеничный трак, который впоследствии выставили в музее.
2. «Мышь» Panzerkampfwagen VIII
«Мышь» Panzerkampfwagen VIII./ Фото: rambler.ru
Назвать этот танк «Мышью» было настоящим кощунством: его экипаж составлял шесть человек, а боевая масса – 188,9 тонны. Это был настоящий бронированный монстр, предназначенный для прорыва обороны противника. Защитные сооружения в обязательном порядке усиливались артиллерией, причём в огромном количестве, поэтому в атакующих летели тонны снарядов. Так называемый «танк прорыва» должен был подойти к линии укреплений и начать её методичное разрушение, а для этого он просто обязан был обладать потрясающей прочностью. Работу над проектом Panzerkampfwagen VIII «Maus» начали ещё в 1942 году, но по вполне понятным причинам его создание сильно затягивалось. В итоге заводы Krupp смогли собрать только два экземпляра, но в боевых действиях им принять участие так и не довелось. Из разбитых в ходе войны останков собрали единственную машину, которая находится в России и выставляется в музее.
«Мышь» Panzerkampfwagen VIII./ Фото: dzen.ru
Единственное, что представляло интерес в этом танке, так это сам факт его постройки, уж очень нестандартным он получился. При этом по целому ряду причин монструозный танк был совершенно непригоден для боевых действий. Передвигаться по пересечённой местности он не умел, поскольку по самое днище вяз в земле. К моменту его создания уже существовали более эффективные и ничем ему не уступающие танки, имевшие в три раза меньшую массу. Несмотря на мощную силовую установку, передвигался он крайне медленно, а манёвренности у него вообще никакой не было. Тем не менее в Panzerkampfwagen VIII вложили немало интересных технологий, таких как дизель-электрическая силовая установка, электрическая трансмиссия, система охлаждения двигателя и конструкция гусеничной тележки.
3. Тихоходный TOG II
TOG II./ Фото: flickr.com
По окончании Первой мировой войны приверженное традициям британское военное руководство пришло к интересному выводу, что следующая уже назревавшая война с Германией тоже будет вестись в окопах, то есть сведётся к оборонительной стратегии. По их мнению, военная техника должна была остаться на том же самом уровне развития, то есть обязана была выполнять роль бронированного малоподвижного сарая. Эта точка зрения была принята в качестве опорной для разработки нового танка TOG II.
TOG II./ Фото: vc.com
В техническом задании на него значилось, что танк просто обязан был преодолевать бездорожье, грязь и траншеи, что в прошлом стало большой проблемой. К тому же ему должны были обеспечить отличную защиту, то есть TOG II должен был стать крайне тяжёлым. Основой для него послужил изначальный TOG, разработанный для Первой мировой войны. Танк получился очень большим, его длина составила более 10 метров, вес – около 80 тонн, а на ровной и твёрдой дороге он развивал скорость до 13 км/ч. Его вооружили 17-фунтовым орудием и пулемётом калибра 7,92 миллиметра. Правда, все усилия оказались тщетными, когда внезапно выяснилось, что Германия отдала предпочтение высокомобильной бронетехнике и отсидеться в окопах не получится.
4. Американец Т29
Танк Т29./ Фото: vc.com
Когда во Вторую мировую войну Соединённые Штаты столкнулись с новыми немецкими тяжёлыми танками, они не смогли противопоставить им равноценную технику и были вынуждены приступить к разработке новой тяжёлой машины. В 1944 году стартовал проект по созданию целого семейства тяжёлых танков, одним из которых и был Т29.
Танк Т29./ Фото: pinterest.com
Правда, настолько масштабный проект требовал много времени для реализации, и до её окончания танк готов не был, а когда в 1947 году завершили сборку первого прототипа, тот уже был никому не нужен. По разным данным, всего успели собрать от 5 до 8 прототипов, имевших разное вооружение и модификации. Были различия в ходовой части, в трансмиссии, в силовой установке и, конечно, в вооружении. Последний из прототипов получил усовершенствованную систему управления огнём и 120-миллиметровую экспериментальную пушку. Готовый к бою танк имел массу 75 тонн и длину с пушкой 11,57 метра.
5. Железный Капут K-Wagen
Танк K-Wagen./ Фото: steamcommunity.com
Во время Первой мировой войны немецкое командование тоже пошло на поводу у фантазий по созданию монструозного танка, предназначенного для «сокрушения» обороны противника. По всей видимости, немецкие военные видели сверхтяжёлый танк K-Wagen в роли тарана для создания брешей в оборонительных сооружениях. Другое предположить очень сложно. Как бы то ни было, весной 1917 года военное командование запустило в работу проект сверхтяжёлого танка, который должен был стать настоящей передвижной крепостью.
Танк K-Wagen./ Фото: pinterest.com
По сравнению с современным танком, экипаж был просто неимоверно большим, в него входило 18 человек. Вооружение составляли 4 пушки калибра 77 миллиметров, пулемёты MG-08 и огнемёт. Правда, когда посчитали общий вес вместе с бронированием и вооружением, инженеры схватились за голову и стали искать более мощные двигатели. Вес танка составил 120 тонн, из которых 3 тонны отводилось только под топливо. Всего собирались построить 10 сверхтяжёлых танков, но проигрыш в Первой мировой войне поставил крест на проекте. Впрочем, один из них почти завершили и в таком состоянии пустили на металлолом.
Источник: https://novate.ru/blogs/230924/70908/
Коментарии (0)