Первые найденные яйца динозавра, 1923 год
Наверняка ископаемые яйца ящеров маячили перед глазами людишек на протяжении всей истории человечества, просто им не придавали особого значения. Люди полагали, что это камни или яйца единорога, а если яйцо каменное, то какой с него толк? На яичницу не годится.

Лишь в 1824 году английские геологи получили и изучили образцы странных костей допотопных животных, что и положило начало современной палеонтологии. А спустя почти сто лет, в 1923 году, уже американский исследователь по имени Рой Чепмен Эндрюс нарыл первые настоящие яйца. Произошло это в монгольской пустыне Гоби, которая считалась натуральным Клондайком для палеонтологов.

Эндрюс работал в Нью-Йоркском музее естественной истории и слыл авторитетом в своей профильной науке, в его честь даже назвали одну из вымерших зверушек — протоцератопс Эндрюса. Начинал ученый как исследователь китов и жаждал посвятить им всю жизнь, только его затянула другая трясина: он стал бороздить планету в поисках костей динозавров и даже писать об этом книги.
Первые найденные яйца динозавра, 1923 год

Деньги на путешествия и авантюры ему выделяли лучшие спонсоры Нью-Йорка, такие как Джон Рокфеллер. И вот в 1923-м самое феноменальное открытие: сперва разрозненные обломки окаменевшей скорлупы, а затем, следуя следам и интуиции, Эндрюс обнаружил целую кладку!

Сказать, что для науки это было сенсацией, — ничего не сказать. Сама манера откладывать сразу несколько яиц в кладку, а не вынашивать их поштучно, много говорила о физиологии и образе жизни древних рептилий. Сперва были сделаны выводы о том, что яйца принадлежат все тем же некрупным растительноядным протоцератопсам, ведь вокруг было много их костей. Лишь в 1990-х годах исследование подверглось ревизии, и палеонтологи пришли к консенсусу: легендарная кладка принадлежит более крупным всеядным динозаврам — овирапторам.

Деятельность Эндрюса стала активно освещаться прессой. Как следствие, стало проще собирать средства на экспедиции. Открыватель яиц прожил долгую научную жизнь. Правда, пришлось жениться второй раз: первая супруга не вынесла его бесконечных отлучек.