Что будет, если в самолет попадет молния?
Сейчас, когда вы читаете это предложение, в воздухе во всем мире находятся 11-12 тысяч пассажирских авиалайнеров. За сутки их число достигает 200 тысяч. Разумеется, не все они находятся в благоприятных условиях. Где-то пилотов подстерегает плотная облачность, где-то высокая турбулентность, а где-то и гроза. Что будет, если в самолет во время полета попадает молния? Стоит ли этого бояться пассажирам?

Забегая наперед, скажем, что пассажиры в салоне авиалайнера могут даже не понять, что в самолет ударила молния. Экипаж в кабине, скорее всего, услышит приглушенный хлопок. То есть, никаких последствий удар атмосферного электричества в самолет иметь не будет. Разумеется, если техника полностью исправна. Но как инженерам удается добиться такого уровня безопасности?


Идеальный способ обеспечить воздушному судну безопасность в грозу — облететь ее стороной. Но так получается далеко не всегда. Самолет, попавший в грозовое облако, буквально притягивает к себе молнии. Это происходит из-за статического электричества, накапливающегося на его обшивке из-за трения о воздух, в котором содержатся частицы пыли. Согласно статистике, на каждые 2500-3000 часов полета, приходится как минимум один удар молнии. А это значит, что каждый год в такой ситуации оказываются тысячи самолетов. При этом мы не видим новостей о катастрофах, связанных с этим явлением. Наибольшую опасность для авиалайнеров представляет искра, возникшая в топливной системе из-за удара молнии. Но есть и другие риски, связанные с атмосферным электричеством. Например, молния может вызвать сильное электромагнитное поле, от которого пострадают люди и электроника авиалайнера. Могут оплавиться лопасти винтов или лопатки турбин.


Способы защиты от молнии


Основной способ защиты самолета от молнии — это снятие статического заряда. Он позволяет значительно уменьшить вероятность попадания молнии и ее силу. Для этого на кромках крыльев предусмотрены молниеотводы. Кроме этого, самолеты покрывают особой краской, в состав которой входят антистатические компоненты. Еще в современных воздушных судах есть специальное оборудование, генерирующее заряд обратной полярности.

Он помогает компенсировать статическое электричество. Точно известно, что чаще всего молния попадает в носовую часть самолета. Инженеры конструируют эту часть лайнера так, чтобы заряд пробегал по обшивке, не причиняя вреда жизненно важным системам. Когда-то фюзеляжи самолетов изготавливали из легких сплавов, и это помогало решать проблему. Но сегодня все чаще используются композитные материалы, хорошо накапливающие статические заряды. Поэтому приходится искать нестандартные решения и разрабатывать новые технологии. Например, в состав композита добавляют металлические волокна. Двигатели, кабину и топливные баки защищают сетками из металлов, имеющих хорошую проводимость. Для этих целей идеально подходит медь.

Что будет, если в самолет попадет молния?

Это тоже элементы молниезащиты

Серьезную проблему представляли пустеющие по мере расхода топлива баки. Пустой объем собирал взрывоопасные пары горючего. Эту проблему тоже решили. В современных самолетах пустота заполняется безопасными инертными газами, которые не горят. Так что во время полета можно не бояться молний. Гораздо опаснее для самолета сильная турбулентность, возникающая при его попадании в плотную облачность.
Печать

Коментарии (0)