![Действительно ли актеров хоронили за оградой кладбища и почему их считали «людьми без души»](/timthumb/timthumb.php?src=https://billionnews.ru/uploads/posts/2024-01/1706250480_1706250509.png&w=940&h=600&zc=1)
Среди театралов бытует мнение, что до революции актёрская профессия была настолько неуважаемой, что актёров даже хоронили за пределами кладбища – на неосвящённой земле, там, где традиционно хоронят самоубийц. Объяснение этому давалось такое – лицедеи постоянно перевоплощаются, а значит, души у них нет, они принимают на себя «чужое естество и чужие грехи». А как же на самом деле относились к актерству и актёрской профессии в былые времена?
В своё время актёр Михаил Ефремов сказал: «Профессия странная, профессия подозрительная. И хоронили актеров всегда за оградой кладбища». Это подогрело интерес к теме и породило споры.
На самом деле это действительно так. С одной стороны, актёрская профессия была весьма востребованной, известные актёры были людьми известными. Вот только в приличном обществе их как равных принимать не хотели, а их моральные принципы ставили под сомнение.
В Древнем Египте театральные представления были весьма популярны.
В Древнем Египте актеры пользовались высоким статусом и пользовались уважением в обществе. Они выступали на церемониях, особенно праздниках и при дворе фараонов. Часто актеры также были священниками и выступали в храмах, в том числе образы богов и покровителей.
В Древней Греции актеры были признанными и уважаемыми членами общества. Их работа на сегодняшний день стала важной и ценной. Они выступали на великих драматических фестивалях, привлекая внимание публики. В некоторых случаях, особенно самым известным актерам, была предоставлена личная охрана города.
![](/uploads/posts/2024-01/1706250499_2.png)
В Древнем Риме отношение к актерам было более противоречивым.
В Древнем Риме отношение к актерам было более противоречивым. С одной стороны актеры пользовались популярностью и востребованностью. Они выступали на главных современных праздниках, включая игры на цирковой арене и театральные спектакли. Однако в то же время актеры рассматривались как низшая социальная группа. Их работа считалась аморальной и деградирующей, а актеры были социально изолированы.
В Древнем Китае актеры также имели смешанный статус. Они выступали на церемониях и имели возможность подняться в социальную иерархию благодаря своему таланту. Однако их профессия также рассматривалась как низшие классы и занятия для низших классов общества. К тому же, некоторые формы театра, такие как оперы и пеньюан (смешанные мужско-женские трупы), были запрещены в Китае из-за их неприемлемости с точки зрения морали.
![](/uploads/posts/2024-01/1706250541_3.png)
Актёры античного китайского театра.
В России зачастую общественное мнение профессию актрис и дам лёгкого поведения не разделяли. И когда в обществе возникали споры о легализации домов терпимости, аргумент с балеринами и актрисами фигурировал постоянно – люди этим занимаются вполне официально и никого это не повергает в шок. И даже в рассказе Чехова «Панихида» отец умершей актрисы подаёт в церковь записку «За упокой рабы божией блудницы Марии»:
«... осуждаешь, поносишь, непристойным словом обзываешь, да еще кого! Усопшую дочь родную! ...
— Но ведь она тово... извините, актерка была! — выговаривает ошеломленный Андрей Андреич.
— Актерка! Да кто бы она ни была, ты всё после ее смерти забыть должен, а не то что на записках писать!
— Это точно... — соглашается лавочник».
Ответ на этот вопрос однозначен: - Нет! Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать на старых кладбищах и почитать надгробные камни. За кладбищенской оградой христианских кладбищ хоронили только людей, которые были отлучены от церкви или самоубийц. Но откуда же тогда пошел этот слух?
![](/uploads/posts/2024-01/1706250521_4.jpg)
Надгробья на могилах актёров на Ваганьковском кладбище в Москве.
Истоки этого мифа уходят во времена раннего христианства, уже тогда церковь впервые сформулировала своё отношение к актёрской профессии. Ещё в античные времена спектакли были своеобразной языческой мистерией или же откровенны зрелищем для взрослых. В то время даже посещение театра считалось грехом, а уж актёрство и вовсе было с христианством несовместимо.
«Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго», - написано в решении Трулльского Вселенского Собора (691 — 692 гг.).
![](/uploads/posts/2024-01/1706250543_5.jpg)
Скоморохов на Руси преследовали.
Этот документ декларировал, что «возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
И такое отношение к актёрам было во всем христианском мире. На Руси даже существовал особый Чин Покаяния для «шпильманов и глумцов», то есть актеров.
И всё же люди без зрелищ не могу. И уже в Средневековой Европе театральные представления из Священной истории уже были дозволены церковью, а осуждению подвергались только развлекательные представления. На Руси ситуация была примерно такой же – скоморохов жестоко преследовали и прогоняли с улиц и рынков, а вот служить в официальном театре уже во времена царя Алексея Михайловича считалось если и не респектабельной должностью, то занятием вполне допустимым. Комедийная хоромина - первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений, было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы
В 1866 году Святейший Синод официально снял устаревшие ограничения, и игра в театре больше не считалась грехом. Что, безусловно, личных грехов актёров не отменяло.
В своё время актёр Михаил Ефремов сказал: «Профессия странная, профессия подозрительная. И хоронили актеров всегда за оградой кладбища». Это подогрело интерес к теме и породило споры.
Была ли профессия актёров в прошлом неуважаемой
На самом деле это действительно так. С одной стороны, актёрская профессия была весьма востребованной, известные актёры были людьми известными. Вот только в приличном обществе их как равных принимать не хотели, а их моральные принципы ставили под сомнение.
![Действительно ли актеров хоронили за оградой кладбища и почему их считали «людьми без души»](/uploads/posts/2024-01/1706250476_1.png)
В Древнем Египте театральные представления были весьма популярны.
В Древнем Египте актеры пользовались высоким статусом и пользовались уважением в обществе. Они выступали на церемониях, особенно праздниках и при дворе фараонов. Часто актеры также были священниками и выступали в храмах, в том числе образы богов и покровителей.
В Древней Греции актеры были признанными и уважаемыми членами общества. Их работа на сегодняшний день стала важной и ценной. Они выступали на великих драматических фестивалях, привлекая внимание публики. В некоторых случаях, особенно самым известным актерам, была предоставлена личная охрана города.
![](/uploads/posts/2024-01/1706250499_2.png)
В Древнем Риме отношение к актерам было более противоречивым.
В Древнем Риме отношение к актерам было более противоречивым. С одной стороны актеры пользовались популярностью и востребованностью. Они выступали на главных современных праздниках, включая игры на цирковой арене и театральные спектакли. Однако в то же время актеры рассматривались как низшая социальная группа. Их работа считалась аморальной и деградирующей, а актеры были социально изолированы.
В Древнем Китае актеры также имели смешанный статус. Они выступали на церемониях и имели возможность подняться в социальную иерархию благодаря своему таланту. Однако их профессия также рассматривалась как низшие классы и занятия для низших классов общества. К тому же, некоторые формы театра, такие как оперы и пеньюан (смешанные мужско-женские трупы), были запрещены в Китае из-за их неприемлемости с точки зрения морали.
![](/uploads/posts/2024-01/1706250541_3.png)
Актёры античного китайского театра.
В России зачастую общественное мнение профессию актрис и дам лёгкого поведения не разделяли. И когда в обществе возникали споры о легализации домов терпимости, аргумент с балеринами и актрисами фигурировал постоянно – люди этим занимаются вполне официально и никого это не повергает в шок. И даже в рассказе Чехова «Панихида» отец умершей актрисы подаёт в церковь записку «За упокой рабы божией блудницы Марии»:
«... осуждаешь, поносишь, непристойным словом обзываешь, да еще кого! Усопшую дочь родную! ...
— Но ведь она тово... извините, актерка была! — выговаривает ошеломленный Андрей Андреич.
— Актерка! Да кто бы она ни была, ты всё после ее смерти забыть должен, а не то что на записках писать!
— Это точно... — соглашается лавочник».
Действительно ли до революции актеров хоронили за оградой кладбища
Ответ на этот вопрос однозначен: - Нет! Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать на старых кладбищах и почитать надгробные камни. За кладбищенской оградой христианских кладбищ хоронили только людей, которые были отлучены от церкви или самоубийц. Но откуда же тогда пошел этот слух?
![](/uploads/posts/2024-01/1706250521_4.jpg)
Надгробья на могилах актёров на Ваганьковском кладбище в Москве.
Истоки этого мифа уходят во времена раннего христианства, уже тогда церковь впервые сформулировала своё отношение к актёрской профессии. Ещё в античные времена спектакли были своеобразной языческой мистерией или же откровенны зрелищем для взрослых. В то время даже посещение театра считалось грехом, а уж актёрство и вовсе было с христианством несовместимо.
«Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго», - написано в решении Трулльского Вселенского Собора (691 — 692 гг.).
![](/uploads/posts/2024-01/1706250543_5.jpg)
Скоморохов на Руси преследовали.
Этот документ декларировал, что «возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
И такое отношение к актёрам было во всем христианском мире. На Руси даже существовал особый Чин Покаяния для «шпильманов и глумцов», то есть актеров.
И всё же люди без зрелищ не могу. И уже в Средневековой Европе театральные представления из Священной истории уже были дозволены церковью, а осуждению подвергались только развлекательные представления. На Руси ситуация была примерно такой же – скоморохов жестоко преследовали и прогоняли с улиц и рынков, а вот служить в официальном театре уже во времена царя Алексея Михайловича считалось если и не респектабельной должностью, то занятием вполне допустимым. Комедийная хоромина - первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений, было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы
В 1866 году Святейший Синод официально снял устаревшие ограничения, и игра в театре больше не считалась грехом. Что, безусловно, личных грехов актёров не отменяло.
Источник: https://kulturologia.ru/
Коментарии (0)