Давида Микеланджело часто называют самой красивой скульптурой человека в мире (и, несомненно, одной из самых известных скульптур). Она была создана между 1501 и 1504 годами, когда Микеланджело было всего 26 лет. Хотя скульптурный гений Микеланджело уже был очевиден двумя годами ранее, когда он завершил Пьету для базилики Святого Петра в Ватикане, именно Давид поместил молодого художника на карту мира.
Его слава не угасает и сегодня, через 500 лет после завершения работы, и привлекает любознательных путешественников со всего мира во Флоренцию, чтобы увидеть его величие.
Мы собрали много информации об этом шедевре Микеланджело. Предлагаем вам десять избранных фактов о статуе Давида, которые позволят вам заглянуть за ее идеальную лакировку.
1. Она размером с двухэтажный дом или взрослого жирафа
На создание этой статуи Микеланджело вдохновила библейская история о Давиде, история молодого пастуха, который спас израильтян, убив великана-воина Голиафа только с помощью пращи и горсти камней. В этой классической истории о неудачнике фигурирует слабый мальчик, но Давид Микеланджело является вершиной мужского совершенства. Этот стройный юноша весит почти 5,7 тонн при высоте 5,2 м (для тех, кто хорошо воспринимает визуальный образ, это примерно эквивалентно двухэтажному дому или взрослому жирафу).
Размер статуи не является результатом преувеличенного художественного эго (хотя Микеланджело, как известно, был очень темпераментным), а простой логистикой: статуя изначально предназначалась для размещения в нише потолка Флорентийского собора и должна была быть достаточно большой, чтобы ее можно было видеть со скамеек внизу.
2. По всему миру существует 30 копий Давида в натуральную величину
Если бы имитация была самой чистой формой лести, Микеланджело бы покраснел: статуя Давида была воспроизведена бесчисленным количеством способов, от рисунков в книгах на столах до маленьких копий всех форм и цветов до кухонных фартуков. Кроме этих безделушек, в мире существует 30 копий Давида в натуральную величину, самая известная из которых находится во Флоренции. Первая находится на площади Синьории перед Палаццо Веккьо, где изначально была установлена статуя Давида; вторая – на площади Микеланджело и отлита из бронзы.
Одна из наших любимых копий находится в Англии и была прислана в подарок Великим герцогом Тосканским королеве Виктории в 1857 году. Когда королева получила статую, она ужаснулась, потому что полная нагота статуи глубоко оскорбила ее викторианские чувства. Королева была настолько напугана, что отлила из гипса фиговый листок, чтобы защитить скромных придворных дам. Эта копия Давида до сих пор выставлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
3. Грубая плита мрамора, был превращен в статую
В течение примерно 35 лет Давид был просто грубой мраморной плитой, которая считалась непригодной для скульптуры, пока Микеланджело не совершил свое волшебство. Статуя Давида была первоначально заказана Оперой-дель-Дуомо в 1464 году как часть серии больших статуй. Статуи должны были быть размещены на полу, а затем расставлены в нишах на трибунах собора на высоте 80 м.
Сначала проект поручили Агостино ди Дуччо, но он не имел опыта работы с большими скульптурами. Дуччо поехал в соседний мраморный карьер в Каррари, чтобы выбрать мраморную глыбу, но недостаток опыта сбил его с толку: он вытесал высокую, но узкую глыбу, полную неровностей, маленьких отверстий и видимых прожилок. В карьере изо всех сил пытались подготовить и перевезти огромную глыбу, и когда она наконец прибыла во Флоренцию, Дуччо понял, что допустил ошибку, и отказался от проекта.
Блок оставался нетронутым в течение 10 лет, пока Антонио Росселлино не попытался его спасти. Он очень быстро признал мрамор бесполезным, и блок остался во дворе Оперы дель Дуомо на 25 лет.
4. Статуя непропорциональна из-за мраморной глыбы, которую раньше считали непригодной
Микеланджело был мастером пропорций, но когда ему поручили изваять Давида в 1501 году, он унаследовал мраморную глыбу, которая была вырезана, обтесана и, в конце концов, признана непригодной для использования. Определенные черты статуи Давида – в частности, стройная, искривленная фигура – могут быть связаны с формой мраморной глыбы до того, как Микеланджело начал работу.
Поскольку на Давида должны были смотреть снизу, Микеланджело отклонился от идеальных пропорций и вместо этого вырезал голову, руки и кисти, которые были намного больше туловища и ног. Это создает иллюзию, что Давид готов к действию, особенно если смотреть снизу. Глубоко нахмуренный лоб преувеличен, а правая рука очень большая, возможно, как намек на библейский эпитет manu fortis – сильная рука.
5. Микеланджело решил порвать с традицией изображения Давида
Микеланджело вступил на испытанную территорию скульптурных изображений Давида – тему, которую также исследовали великие флорентийские художники, такие как Гиберти, Верроккьо и Донателло. Но до Микеланджело все изображения библейской истории сосредотачивались на моменте победы Давида с головой Голиафа у его ног. Микеланджело решил нарушить традицию и вместо этого показал момент перед битвой.
Давид стоит высоко в центре сцены в классическом стиле контрапункта, с очень маленькой и незначительной пращой на левом плече – кивок на идеал эпохи Возрождения, что победа человека происходит от ума и уверенности, а не от грубой силы.
6. Взгляд статуи Давида немного перекошен – возможно, намеренно
Хотя история Давида взята из Библии, Микеланджело основал физическую форму статуи на принципах древнеримской скульптуры – в частности, на изображениях героя Геракла, который долгое время символизировал независимый город Флоренцию. Сотни лет статую Давида изображали как символ совершенства, но Стэнфордский цифровой проект “Микеланджело” показывает, что на самом деле Давид косоглазый.
Левый глаз статуи смотрит вперед, а правый – всматривается вдаль. Эксперты предполагают, что Микеланджело намеренно наделил Давида небольшими изъянами, чтобы почтить древнеримских мастеров и показать, что его работа не была призвана заменить их в каноне совершенства.
7. Потребовалось четыре дня и 40 мужчин, чтобы перенести статую
Когда статуя приняла форму и благоговейный Давид появился из мрамора, комитет решил, что этот шедевр слишком красив и слишком тяжел, чтобы разместить его на верхушке собора. Скульптуру решили разместить на площади Синьории, заменив ею Юдифь и Олоферна Донателло у входа в Палаццо Веккьо.
Чтобы перенести статую Давида на полкилометра от мастерской Микеланджело до площади, понадобилось четыре дня и сорок мужчин. Статуя была подвешена на веревках к деревянным лесам и мягко покачивалась, когда ее тянули и толкали вдоль ряда стволов деревьев, уложенных поперек тротуара. Когда статуя была установлена на пьедестал, Микеланджело взял свои самые маленькие стамески и завершил последние детали своего шедевра на том месте, где она будет стоять следующие 369 лет.
8. Статую Давида несколько раз повреждали
Флорентийцы полюбили статую Давида сразу, но это не спасло скульптуру от повреждений. В течение первого года, когда она стояла на площади, Давида забрасывали камнями.
Вскоре после этого, в 1527 году, площадь заполонили жестокие протестующие, которые выступали против правления семьи Медичи. Из окна выбросили скамейку, которая разбила левую руку Давида на три части. Кроме своей знаменитой битвы с Голиафом, Давид боролся с землетрясениями, ударами молний и голубями во время своего длительного пребывания на улице.
9. Дэвид переехал в Галерею Академии по просьбе обеспокоенных граждан
По настоянию неравнодушных граждан и любителей искусства, Давид был перенесен в Галерею Академии в 1873 году. Но даже на территории музея и под охраной Давид не был в полной безопасности.
Известен случай 1991 года, когда итальянский художник по имени Пьеро Канната вошел в Академию с маленьким молотком, спрятанным под пальто. Когда он оказался возле статуи, он начал разбивать левую ногу Дэвида, успев сломать ему палец на ноге, прежде чем посетители музея смогли его успокоить. Сейчас Давид защищен оргстеклом, которое защищает его от рук и молотков.
Хотя статуя Давида теперь защищена от человеческого вмешательства, она все еще находится в опасности. Флоренция подвержена сейсмической активности, и даже незначительные толчки могут еще больше повредить нежные лодыжки Давида (или, в худшем случае, повалить всю статую). Тем больше причин, по нашему мнению, посетить статую как можно скорее.
10. Статуя Давида представляет город Флоренцию
Давид Микеланджело приобрел новое значение вскоре после своего создания, как символ Возрождения и олицетворение самого города. Флорентийская республика сталкивалась с “Голиафом” со всех сторон, как со стороны семьи Медичи, так и с бесконечными угрозами со стороны могущественных соседних государств.
Статуя Давида стала символом независимости и гражданских прав Флоренции, а глаза Давида бросают грозный взгляд на Рим как предостережение тем, кто осмелился бросить вызов городу. Микеланджело создал символ независимости и силы, объединенных в идеальном образе молодой красоты.
Источник: https://geografishka.ru/
Коментарии (0)