Mitsuoka — самая эксцентричная японская автомобильная марка
Япония — это не только самурайские мечи, аниме и умная говорящая сантехника, но и своеобразная автомобильная культура. Взять те же причудливые кей-кары, заполонившие улицы японских городов. Но чтобы лучше понять ценности автомобильной Японии, необходимо взглянуть и на творения компании Mitsuoka, которая черпает вдохновение из прошлого, при этом удивительным образом совмещая эпатаж и «издевку» над внешностью машин.

Компанию зимой 1968 года основал Сусуму Мицуока в Тояме, что примерно в 300 км от Токио. И поначалу это была не более чем ремонтная мастерская, специализировавшаяся на обслуживании автомобилей иностранных марок. С конца 60-х и вплоть до начала 80-х годов в Японии, уже ставшей ведущей автомобильной державой, все еще были популярны модели европейских брендов.

Однажды к Мицуоке обратился клиент, которому понадобился ремонт микрокара, произведенного в Италии. Нужных запчастей найти не удалось, и Сусуму, недолго думая, решил построить автомобиль с нуля.


Впрочем, автомобиль — громко сказано, ведь появившийся в 1982 году 3-колесный Bubu Shuttle-50, оснащенный 50-кубовым моторчиком, оказался эдакой японской версией немецких мотоколясок вроде Fuldamobil S-1 и BMW Isetta.


Тем не менее у Mitsuoka наконец-то появилась машинка собственной, так сказать, разработки, за которой последовала целая модельная серия игрушечных с виду микроавтомобилей, включая Bubu 501, 502, 503 и 504.


После того как на японском рынке микрокаров произошел спад, Мицуока приступил к освоению новой ниши, которая, как оказалось, помогла небольшой компании не только удержаться на плаву, но и стала приносить хороший доход. Речь о создании репликаров по мотивам легендарных моделей прошлого (преимущественно немецких и британских марок).


В 1990 году Mitsuoka громко заявила о себе, представив модель Le-Seyde на основе Nissan Silvia в кузове S13. Своей запоминающейся и смелой внешностью этот монументальный образец неоклассики не оставил равнодушным никого — все 500 собранных машин разошлись как горячие пирожки. Под длиннющим капотом экзотического купе, за руль которого так и просится злодейка Круэлла де Виль, располагалась рядная атмосферная «четверка» 1.8 (135 л. с.). В 1991-м последовала открытая модификация Le-Seyde Dore, стеклопластиковый кузов которой скрывал более серьезную начинку — шасси Ford Mustang с 4,9-литровым V8.


Сам Мицуока был большим поклонником британских автомобилей, подтверждением чему служит появившийся в 1993 году Viewt — по сути, Nissan Micra (она же March в Японии) с «лицом» классического Jaguar Mark 2 60-х годов. Благодаря этой модели, которая сменила несколько поколений, Mitsuoka стала известна не только в узких кругах автомобильных энтузиастов. В 2005-м было представлено второе поколение седана, третье подоспело спустя семь лет.


Концепция Viewt не менялась вплоть до нынешнего года, когда японцы показали модель четвертого поколения. Теперь это мультяшного вида хетчбэк под названием Viewt Story и длиной без малого 4 метра, за основу которого взята Toyota Yaris. Технику исходника в Mitsuoka не трогали — у модели имеются версии с 3-цилиндровыми атмосферными моторами 1.0 (69 л. с.) и 1.5 (120 л. с.) и гибридная модификация, силовая установка которой состоит из 1,5-литрового «атмосферника», электромотора и вариатора. Цены на Viewt Story в Японии начинаются от 3 000 000 иен (21 000 долларов в пересчете).


В 1994 году Mitsuoka представила спорткар Zero-1 — копию Lotus Seven с алюминиевым кузовом и ходовой частью от Mazda MX-5, от которой юркому родстеру также досталась 131-сильная «четверка» 1.8. У себя на родине машина удостоилась ряда наград и успешно прошла краш-тесты, а Mitsuoka получила официальный статус автопроизводителя — 10-го по счету и самого молодого в Японии.


В 2001 году компания впервые явилась на Токийский автосалон, где провела премьеру построенного на шасси от Honda NSX среднемоторного спорткара Orochi с 3,3-литровым V6 Toyota в связке с 5-ступенчатым «автоматом». Шоукар сразу же привлек к себе внимание благодаря вычурной и вместе с тем шокирующей внешности — на дизайнеров посыпались гневные упреки в отсутствии хорошего вкуса. В итоге новинка попала в список «самых уродливых автомобилей в мире». На рынок Orochi вышла в 2006-м — было изготовлено 400 экземпляров купе.


Современная же гамма Mitsuoka кроме вышеупомянутого Viewt включает еще несколько диковинных моделей. Родстер Himiko, например, словно пародирует британский Morgan. Первое поколение дебютировало в 2008 году — базой для него послужила Mazda MX-5 третьей генерации (с заводским индексом NC).


В 2018-м была представлена «двухместка» на базе MX-5 нынешнего поколения (серии ND). Длиннющий капот, укороченный задний свес и практически никакого сходства с исходником, но наметанный глаз сразу обнаружит «подвох» — двери с зеркалами Himiko второго поколения достались от оригинальной MX-5, равно как и интерьер, где новым можно считать разве что логотип на руле.


Штучным эксклюзивом является и показанный в 2018 году родстер Rock Star с кузовом, стилизованным под Corvette Stingray 60-х годов. Под капотом здесь тоже скрываются агрегаты Mazda MX-5 (ND) — 1,5-литровый бензиновый 4-цилиндровый мотор Skyactiv-G (132 л. с.) в паре с 6-ступенчатыми «механикой» или «автоматом». В прошлом году выпуск «рок-звезды» завершился — всего собрано 200 единиц родстера.


Также в модельном ряду Mitsuoka имеются вполне обычные (по меркам компании) седаны Ryugi (с атмосферным мотором 1.5 от Toyota Corolla Axio) и Galue (бывшая Nissan Teana, сейчас в строю пятое поколение модели), передок которых гротескно замаскирован под Bentley и Rolls-Royce.


Внешность кроссовера Toyota RAV4 дизайнеры Mitsuoka посчитали довольно скучной, а посему из него было решено сделать своего рода «кавер» на тему рамных внедорожников Chevrolet 70-х и 80-х годов (в частности, K5 Blazer). Перелицованный паркетник получил имя Buddy («приятель», «дружище» в переводе с английского), и покупателям такая переделка пришлась по вкусу — к моменту старта продаж летом 2021-го срок ожидания составлял примерно два года.


В общем, этот «приятель» мигом стал бестселлером Mitsuoka. На японском рынке Buddy предлагается с 2-литровым двигателем (171 л. с.) или гибридной установкой (до 222 л. с.) на основе атмосферного мотора 2.5.

Напоследок отметим, что на фирме работает 45 мастеров, занятых неторопливым ручным трудом. Лишь немногие из собираемых ими автомобилей покидают Японию — в Европу и Америку продукция Mitsuoka попадает в основном по «серым» схемам, хотя компания официально занималась экспортными поставками, например, в Великобританию и Канаду.

В случае с небольшой, но гордой японской компанией уместно сказать, что нестандартное ретро все еще уместно в автопроме. Адепты автомобильного косплея, ориентирующиеся в основном на британскую классику прошлого столетия, работают вот уже более полувека — веселое и безудержное творчество Mitsuoka продолжается.
Источник: https://auto.onliner.by/
Печать

Коментарии (0)