Мега-кабриолеты из СССР: как работали и куда исчезли автобусы без крыши

В середине пятидесятых открытые автобусы стали достопримечательностью советских югов.

В 1951 году Горьковский завод автобусов выпустил небольшую серию открытых автобусов ГЗА-654.
Предназначались они для работы в курортных зонах Союза в качестве экскурсионных. Общее количество «оригинальных» автобусов ГЗА составило всего 20 штук. Потом производство переняли Центральные авторемонтные мастерские Сочинского автотреста, переделывавшие в экскурсионные машины стандартные грузовики ГАЗ-51, так что всего на югах Союза ездило не менее сотни таких «сафарибусов».
Мега-кабриолеты из СССР: как работали и куда исчезли автобусы без крыши


ГЗА-654 работали одновременно с обычными автобусами, такими как ПАЗ-672.
В народе они получили такие прозвища, как «Рица» и «Торпедо». Первое возникло потому, что самым популярным маршрутом, на котором они работали, была экскурсия к высокогорному озеру Рица в Абхазской АССР. А второе вызывает в памяти открытые кузова типа торпедо начала 20 века.


В шестидесятых ГАЗ начал выпускать новый грузовик ГАЗ-53, а вскоре был представлен открытый автобус на его базе (см. заглавное фото). Появились открытые версии ПАЗов и даже "Икарусов".

А потом они исчезли


В 1991 году мне, тогда ещё маленькому, посчастливилось попасть на тот самый маршрут до озера Рица. Работали на нём обычные ЛАЗы, такие же, как у нас дома в Горьком, а автобусов без крыши я не видел ни разу.

В конце 1960-х в СССР появились новые, более строгие требования к безопасности пассажирского транспорта, и от открытых автобусов пришлось отказаться, несмотря на то, что для экскурсионной работы в тёплых краях они подходили как нельзя лучше. Единственным исключением стали «Икарусы», работавшие в 1970-х в качестве эксперимента, но развития этот опыт не получил.
Источник: https://ekabu.ru/
Печать

Коментарии (0)