Еще в 1972 году Этторе Соттсасс разработал грандиозную архитектурную схему под названием «Планета как фестиваль». Это был утопический, но дальновидный проект, как и многие другие разработки того времени, поэтому неудивительно, что нашлись энтузиасты, воплотившие в жизнь один из них. Фишка концепта оказалась очень проста – «путешествующие» из города в город и с одного места в другой сборно-разборные павильоны (в данном случае ресторан «Куб»), которые можно устанавливать на крышах высоток или на вершине скалы, когда вздумается и на сколько захочется.
1. Как утопическая идея Этторе Соттсасса, повлияла на многие поколения архитекторов и дизайнеров
Этторе Соттсасс – архитектор, дизайнер, художник и свободный гений, который вывел на первое место стиль жизни, а не функционал.
Итальянский архитектор-бунтарь, промышленный дизайнер и экспериментатор Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass, 1917-2007 гг.) оставил после себя безграничное наследие. Будучи в вечных изысканиях, он искал себя в архитекторе, в промышленном дизайне, пытался быть и художником, издателем, фотографом, теоретиком, керамистом и философом, разработавшим собственную теорию в радикальной архитектуре. Его помнят по удивительным реализованным проектам частных вилл, аэропорта в Милане, разработке футуристических предметов, включая светильники, офисную мебель и оборудования, нереальные стеллажи, эксклюзивную посуду, ювелирные украшения, телевизоры и даже печатные машинки.
Миланский аэропорт, спроектированный Этторе Соттсассом (Италия).
Этторе Соттсасс был вольным художником несмотря на то, что постоянно сотрудничал с множеством различных фирм из разных уголков планеты, создавая тот или иной проект. Учитывая разнообразие интересов и универсальность, он одинаково хорошо справлялся с разработкой проектов крупнейших архитектурных объектов и с изящными аксессуарами. Полная свобода действий позволяла творцу путешествовать по миру, вдохновляясь неповторимой природой и народными традициями той или иной страны.
Бунтарский дух просматривается во всех разработках Этторе Соттсасса.
Так, например, путешествие в Индию вылилось в серию великолепной керамики, которой он до этого никогда не занимался. Исследователи творчества Соттсасса особо отмечают его универсальность и просто невероятную способность лавировать между разработкой дизайна абсолютно любых предметов для массового производства и эксклюзивными, а порой и элитарными вещами. Учитывая вышеперечисленное. Учитывая его умение анализировать, неудивительно, что он задумывался о высшем предназначении человечества в создании лучшего мира. Все эти изыскания он представил в масштабной архитектурной схеме, которая должна была охватить всю землю.
Его концепт позитивной «мигрирующей» архитектуры воплотили современники («Куб» на крыше лондонского Королевского фестивального зала). | Фото: parkassociati.com.
Утопический концепт, который он назвал «Планета как фестиваль», оказался дальновидным, очень радикальным проектом, как и многие другие разработки того времени, вошедшие в историю как эпоха радикальной архитектуры. В описании проекта он выделил основу, для которой необходимо было отменить общепринятые правила и перейти к представлению лучшего архитектурного мира и не только.
Представляя свою идею на страницах итальянского журнала об архитектуре и дизайне продукции Casabella, делающего акцент на современный, радикальный дизайн и архитектуру, Этторе Соттсасса сказал: «Я думал, что для меня не осталось архитектуры, чтобы рисовать эскизы, я имею в виду, что не осталось архитектуры, которую можно было бы предложить «как модель для общества», либо передать в руки общества «как психомоторную деятельность». Поэтому я разрабатывал эти проекты так, как если бы они были предложены кем-то другим — кем-то далеким от траектории мысли, связанной с городом».
«Куб» на триумфальной арке в Брюсселе. | Фото: architizer-prod.imgix.net.
Философия отречения от общепринятых норм городского планирования (от кого бы они не исходили), где все подчиняется «безумной, опасной и агрессивной идее» о том, что люди должны жить только для работы и должны работать, чтобы производить, а затем активно потреблять, стала главной идеей всех проектов утопии «Планета как фестиваль». Кстати сказать, несмотря на утопические размышления, они повлияли на многие поколения прогрессивных архитекторов и дизайнеров, которые стремятся бросить вызов параличу мышления и воображения, не зацикливаясь на функциональности, выводя на первое место «стиль жизни», как это делал Соттсасс.
2. Концепт «доброй и дружелюбной архитектуры»
Добрые и дружелюбные объекты теперь размещают на крышах высоток и памятниках архитектуры (The Cube).
К сожалению, в свое время концептуальный проект «Планета как фестиваль» не был реализован ни в каком виде, кроме как запомнился по публикации в Casabella. Тем не менее Соттсасс представил несколько различных элементов архитектуры, спроектированных как «добрые и дружелюбные объекты», которые можно собирать и разбирать сколько угодно, устанавливая то тут, то там, в любом уголке планеты. И не важно, будет это вершина вулкана или небольшое плато утеса на одной из скалистых стен Гранд-Каньона, памятник, общественное здание или платформа, плавающая среди бурных вод океана или дрейфующая по спокойным речным потокам. Главное, что такой дом или временный павильон бросает вызов статичности, закоренелости мышления, оставляя достаточно места для воображения, внедрения инноваций и эволюции.
3. Ресторан «Куб»: проект, основанный на концепции Этторе Соттсасса
Модульный ресторан, разработанный архитектурной студией Park Associati легко доставить на грузовике и установить на крыше здания с помощью подъемного крана (The Cube). | Фото: parkassociati.com.
Проект The Cube, разработанный архитекторами Филиппо Пальяни и Микеле Росси из архитектурной студии Park Associati по заказу Electrolux, полностью основан на метафорическом мире Этторе Соттсасса, представленном в его утопии. У них получилось воплотить в жизнь идею строительства небольшого архитектурного объекта, который хоть совсем не похож на куб, фигурирующий в названии проекта, тем не менее кусочек архитектуры, удалось пристроить на крыши общественных зданий с умопомрачительными видами на достопримечательности.
Установленный над миланской площадью Дуомо, «Куб» органично вписывается в концепцию исторического места несмотря на свою футуристичность (Италия). | Фото: architizer-prod.imgix.net.
Примечательно: Идея современных разработчиков состояла в том, чтобы создать «путешествующий» из крыши на крышу ресторан, который будет принимать гостей в уникальном месте с изысканными блюдами, приготовленными на кухнях Electrolux. При этом мигрирующая достопримечательность на одном месте не должна была застаиваться более полугода, отправляясь в другой город или даже страну, создавая новые сюрпризы, новое меню, приглашая новых поваров и клиентов.
4. Конструкционные особенности ресторана
«Куб» на вершине триумфальной арки в парке Cinquantenaire, недалеко от штаб-квартиры Европейского Союза (Брюссель, Бельгия). | Фото: architizer-prod.imgix.net.
The Cube – это павильон с изысканной эстетикой, задуманный для размещения в самых неожиданных и даже драматических местах, путешествовал по некоторым крупным европейским городам, предлагая обед и ужин не более чем для 18 гостей, которые будут находиться в нем одновременно.
Открытые террасы с видом на культовые достопримечательности помогают разнообразить отдых посетителей (The Cube).
Модульный ресторан общей площадью 140 кв. м, разделенной между внутренним пространством и террасой (50 кв. м) можно относительно легко поднимать и перемещать в другое место. При этом он собран так, что подходит для всех климатических условий, даже самых экстремальных, так что любая температура «за бортом» никак не скажется на комфорте и его изысканной эстетике.
Для его сборки использовались только облегченные, устойчивые инновационные материалы, полностью соответствующие санитарным, экологическим и эпидемиологическим нормам. Они также способствуют максимальному энергосбережению и подлежат практически полной переработке.
Стеклянный фасад, прикрытый перфорированными алюминиевыми панелями, создает динамичный образ (The Cube).
Легкость динамичной формы павильона подчеркивается алюминиевой «кожей» наружных панелей, фактурность и перфорация которой были созданы с помощью лазерной технологии. «Парящий эффект» временного архитектурного объекта, создает слегка приподнятое над устанавливаемой поверхностью снование, подчеркивает идею легкости и чистоты формы. Внутри же более новаторские технологические решения можно найти в организации освещения, отопления, звуковой системы, мебели, аксессуаров и, конечно же, в кухонном оборудовании от Electrolux.
Модульный ресторан «Куб» порадовал своим присутствием жителей и гостей Стокгольма (Швеция). | Фото: tr.foodrestaurantsworld.com.
А вот многофункциональное внутреннее пространство The Cube имеет несколько вариантов оформления и гибкое распределение зон. Павильон состоит из большого открытого зала с видимой кухней и общим обеденным столом, который легко можно заставить исчезнуть, подняв его до потолка, чтобы сформировать лаунж-зону или танцпол, если проводится какое-то общее мероприятие. Несмотря на то, что пространство ограничено, оптимизация и инновационные технологии смогли обеспечить максимально функциональное заведение.
Обеденный зал рассчитан на единовременное нахождение за одним столом 18 человек (The Cube).
Хотели бы отметить, что на данный момент уже работает два ресторана-близнеца, которые побывали во многих европейских городах и, где бы он не появлялись, всегда вызывают повышенный интерес даже несмотря на то, бронировать столик нужно заблаговременно и за одного гостя придется выложить минимум 200 евро. Но за это они получают необычные приключения в центре городов с видом на самые значимые достопримечательности (ведь рестораны устанавливают на крышах), а также звездные шеф-повара, прямо на глазах приготовят самый изысканный обед или ужин на открытой кухне.
Источник: https://novate.ru/
Коментарии (0)