Представьте, некий работяга в Лондоне в первой половине XVIII века подходит к закрытой двери с рельефным изображением кота, стучит в нее и спрашивает: "Кот, у тебя есть джин?". Если в ответ раздается "Мяу", он кидает в рот коту 2 пенса, и подставляет под трубку, торчащую из лапы кота, кружку и ждет, когда потечет джин.
Неужели уровень техники в 1736 году в Британии был столь высоким, что позволил наладить выпуск таких автоматов? Конечно же, нет. Все манипуляции совершал не автомат, а живой человек за дверью.
Так в чем же тогда смысл сего действа?
А вот в чем: в 1736 году в рамках объявленной компании "борьбы с пьянством" резко подорожала лицензия на продажу крепкого алкоголя — она стала стоить 50 фунтов. Для сравнения — корову можно было купить за 5 фунтов, а месячный заработок (доход) опытного мастера на фабрике-заводе-руднике, как и среднего владельца торговой лавки составлял всего 3 фунта в месяц.
Иначе говоря, купить лицензию на торговлю крепким алкоголем стало очень и очень дорого. Разумеется, торговцы принялись продавать спиртное из под прилавка втихаря. Однако таких быстро отлавливали, ибо стоило доносчику сообщить о факте продажи спиртного, как продавца ждал крупный штраф, а доносчика — существенная денежная выплата.
Вот тогда отставной солдафон капитан Дадли Брэдстрит и придумал свой "автомат". Дело в том, что факт продажи спиртного продавцом должен быть засвидетельствован очевидцем. Но в случае с "автоматом" продавца никто не видел и даже не слышал! Проконсультировавшись со своим приятелем адвокатом, он снял у него в доме небольшую проходную комнатушку с выходом на улицу и... начал продавать джин через "автомат". Первые дни народу было столько, что соседям-жильцам приходилось проталкиваться через толпу страждущих.
Попытки властей вломиться на частную собственность пресекались адвокатом, который между делом легко выиграл два иска в защиту "автомата". Нет свидетелей факта продажи — нет продажи, это просто взаимовыгодный честный обмен. Клиент просто кладет деньги и получает порцию джина. А вот факта продажи как торговой сделки — нет! Поскольку в Британии право прецедентное — пошло-поехало, торговцы почуяли выгоду и такие "автоматы Брэдстрита" поперли повсюду, как грибы после дождя, а продажи спиртного в итоге значительно выросли.
Капитан Дадли потом с гордостью писал в мемуарах, что только за первый месяц работы "автомата" он получил доход 22 фунта чистыми!
Коментарии (0)