Социальные перемены в Российской империи во второй половине XIX века отразились на многих сферах жизни: отмена крепостного права в 1861 году стала одной из важнейших вех в истории страны и повлияла в том числе на искусство. Спустя пару лет было и создано товарищество художников-передвижников, которые в своем творчестве регулярно обращались к «злободневным» тема и запечатлевали людские страдания и пороки.
На этом не слишком известном полотне Васнецова, хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлена пара стариков, бредущая по замерзшей Неве со скромным узлом пожитков.
На лице старика — красном, немного одутловатом — мы читаем отпечатки вины. Скорее всего, из-за его долгов им пришлось покинуть ставшее не по карману жилье. Лицо старухи строго и непроницаемо. Рядом с бедняками изображена печальная собачонка, а на фоне возвышается строгий шпиль Петропавловского собора.
Эта картина принесла молодому художнику большой успех, но в итоге мы знаем Васнецова прежде всего как автора картин на сказочные сюжеты.
К сказочным картинам Васнецова принято относить и «Алёнушку», написанную в 1881 году, хотя она и не предполагалась таковой по замыслу художника. Печальную героиню картины он писал с крестьянки. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов, которому удалось передать этот взгляд девушки.
Первоначально картина называлась «Аленушка (Дурочка)», но словом «дурочка» в народе называли не глупых, а юродивых сироток. Их жалели и даже уважали, считая, что они имеют связь с Богом.
За спиной Аленушки изображен дремучий, мрачный лес, создающий давящую атмосферу. Кажется, что девушка заблудилась во мраке жизни и дорогу к настоящему дому ей уже не сыскать. Но Васнецов оставляет героине надежду: над ее головой на ветви дерева сидят ласточки — символ надежды.
Высокая детская смертность была неотъемлемой частью жизни людей всех сословий вплоть до XX века — родителям часто приходилось хоронить младенцев. Такая трагедия запечатлена на полотне Николая Ярошенко.
Одетая в темное пара идет по заснеженному кладбищу с покосившимся крестами. Мать, словно ребенка, прижимает к груди нарядный гробик с телом первенца. Следом за несчастными родителями идет гробовщик в летах. Он спокоен и курит трубку — ему слишком часто приходится видеть такую картину, чтобы принимать ее близко к сердцу. Для него рытье могилы для младенца — всего лишь работа.
Пьянство, пожалуй, можно назвать самым часто изобличаемым пороком в России. Среди картин на эту тему есть немало печальных, если не сказать тоскливых. На полотне Владимира Маковского «Не пущу» изображена рядовая, по сути, сцена: женщина, к которой прижимается ребенок, стоит перед мужем у дверей пивной, заслоняя вход. В глазах — смесь страха и отчаяния, рот приоткрыт в предостерегающем крике. Такую, кажется, с места не сдвинешь.
Впрочем, для пьяницы-мужа эта ситуация, похоже, не нова. Потрепанный и плохо одетый мужчина намерен войти внутрь и готов к короткой потасовке, исход которой очевиден. Дополняет картину фрагмент унылого забора, за которым видны крыши домов, удивительно похожих здесь на пятиэтажки XX века.
Выразить внутренние терзания человека попытался Николай Ге в картине «Совесть, Иуда». Это библейское полотно примыкает к «Страстному циклу» художника и изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа.
«Такой Иуда — в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине „Совесть“», — писал Николай Ге о своей картине, которую многие критики и коллеги художника считали слабой и неудачной.
Василий Перов — первый художник, имя которого приходит на ум, когда речь идет о печальных картинах про обездоленных людей. Именно их мы видим на полотне «Очередные у бассейна» 1865 года.
В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но тоже за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра. Зимой плохо одетым людям приходилось стоять на лютом морозе. Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя.
Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Тщедушные детские фигуры, из последних сил тянущие в гору бочку с водой на морозе, воплощают страдание. Крестьянских ребятишек часто отправляли в город подмастерьями, где они работали на износ в нечеловеческих условиях.
Перов долго искал натурщика для «лидера» тройки. В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.
Через несколько лет к Перову пришла убитая горем женщина, в которой он с трудом узнал мать Васи. Крестьянка рассказала, что смерть забрала ее единственного сына, и молила Перова продать ей «Тройку», которая уже находилась в Третьяковской галерее. Перов отвел ее в музей, где одинокая вдова долго плакала и молилась перед портретом умершего сына. Увидев эту сцену, художник написал для нее отдельный портрет мальчика.
Несвойственная творчеству Поленова мрачная картина отражает личные трагедии художника, потерявшего сперва возлюбленную Марию Оболенскую, затем любившую его самого Елизавету Богуславскую, а в конце концов и сестру-близнеца Веру. Над этим полотном, существующим в двух версиях, Поленов работал в течение долгих 13 лет.
На картине 1886 года изображена комната, едва освещенная лампой с зеленым абажуром. Терзаемая недугом девушка, лицо которой трудно разобрать в сумраке, лежит на кровати — художник дает понять, что дни ее сочтены.
Этот примечательный портрет Репин написал в родном Чугуеве. С картины на зрителя смотрит взлохмаченный бородатый мужчина в поношенном пальто. Он кажется жалким и тщедушным, но в его пронзительном взгляде ощущается некая скрытая сила, а кому-то видится и что-то обвиняющее.
Похоже, что тяжелая жизнь рано состарила этого человека, но он не утратил внутренний стержень и чувство собственного достоинства.
Эта картина написана Крамским по мотивам повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На переднем плане у берега изображена группа русалок — девушек, утопившихся от несчастной любви и утягивающих под воду живых.
Печальной картину желают невероятно притягательные, но омертвевшие лица утопленниц — в ярком лунном свете проявляется истинная сущность будто бы красивых русалок. На заднем плане виднеется зловещий заброшенный дом, описанный Гоголем.
Картину представили на первой выставке передвижников, а затем ее приобрел Павел Третьяков. Не удивительно, что о столь мистическом полотне ходили разные байки. Кто-то по ночам слышал в галерее загадочное женское пение, кто-то говорил, что картина пробирает до мурашек. Есть легенда, что русалки «успокоились», когда полотно перевесили подальше от лунного света.
1. Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876
На этом не слишком известном полотне Васнецова, хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлена пара стариков, бредущая по замерзшей Неве со скромным узлом пожитков.
На лице старика — красном, немного одутловатом — мы читаем отпечатки вины. Скорее всего, из-за его долгов им пришлось покинуть ставшее не по карману жилье. Лицо старухи строго и непроницаемо. Рядом с бедняками изображена печальная собачонка, а на фоне возвышается строгий шпиль Петропавловского собора.
Эта картина принесла молодому художнику большой успех, но в итоге мы знаем Васнецова прежде всего как автора картин на сказочные сюжеты.
2. Виктор Васнецов. «Алёнушка». 1881
К сказочным картинам Васнецова принято относить и «Алёнушку», написанную в 1881 году, хотя она и не предполагалась таковой по замыслу художника. Печальную героиню картины он писал с крестьянки. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», — вспоминал Васнецов, которому удалось передать этот взгляд девушки.
Первоначально картина называлась «Аленушка (Дурочка)», но словом «дурочка» в народе называли не глупых, а юродивых сироток. Их жалели и даже уважали, считая, что они имеют связь с Богом.
За спиной Аленушки изображен дремучий, мрачный лес, создающий давящую атмосферу. Кажется, что девушка заблудилась во мраке жизни и дорогу к настоящему дому ей уже не сыскать. Но Васнецов оставляет героине надежду: над ее головой на ветви дерева сидят ласточки — символ надежды.
3. Николай Ярошенко. «Похороны первенца». 1893
Высокая детская смертность была неотъемлемой частью жизни людей всех сословий вплоть до XX века — родителям часто приходилось хоронить младенцев. Такая трагедия запечатлена на полотне Николая Ярошенко.
Одетая в темное пара идет по заснеженному кладбищу с покосившимся крестами. Мать, словно ребенка, прижимает к груди нарядный гробик с телом первенца. Следом за несчастными родителями идет гробовщик в летах. Он спокоен и курит трубку — ему слишком часто приходится видеть такую картину, чтобы принимать ее близко к сердцу. Для него рытье могилы для младенца — всего лишь работа.
4. Владимир Маковский. «Не пущу». 1892
Пьянство, пожалуй, можно назвать самым часто изобличаемым пороком в России. Среди картин на эту тему есть немало печальных, если не сказать тоскливых. На полотне Владимира Маковского «Не пущу» изображена рядовая, по сути, сцена: женщина, к которой прижимается ребенок, стоит перед мужем у дверей пивной, заслоняя вход. В глазах — смесь страха и отчаяния, рот приоткрыт в предостерегающем крике. Такую, кажется, с места не сдвинешь.
Впрочем, для пьяницы-мужа эта ситуация, похоже, не нова. Потрепанный и плохо одетый мужчина намерен войти внутрь и готов к короткой потасовке, исход которой очевиден. Дополняет картину фрагмент унылого забора, за которым видны крыши домов, удивительно похожих здесь на пятиэтажки XX века.
5. Николай Ге. «Совесть, Иуда». 1891
Выразить внутренние терзания человека попытался Николай Ге в картине «Совесть, Иуда». Это библейское полотно примыкает к «Страстному циклу» художника и изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа.
«Такой Иуда — в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине „Совесть“», — писал Николай Ге о своей картине, которую многие критики и коллеги художника считали слабой и неудачной.
6. Василий Перов. «Очередные у бассейна». 1865
Василий Перов — первый художник, имя которого приходит на ум, когда речь идет о печальных картинах про обездоленных людей. Именно их мы видим на полотне «Очередные у бассейна» 1865 года.
В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но тоже за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра. Зимой плохо одетым людям приходилось стоять на лютом морозе. Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя.
7. Василий Перов. «Тройка». 1866
Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Тщедушные детские фигуры, из последних сил тянущие в гору бочку с водой на морозе, воплощают страдание. Крестьянских ребятишек часто отправляли в город подмастерьями, где они работали на износ в нечеловеческих условиях.
Перов долго искал натурщика для «лидера» тройки. В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.
Через несколько лет к Перову пришла убитая горем женщина, в которой он с трудом узнал мать Васи. Крестьянка рассказала, что смерть забрала ее единственного сына, и молила Перова продать ей «Тройку», которая уже находилась в Третьяковской галерее. Перов отвел ее в музей, где одинокая вдова долго плакала и молилась перед портретом умершего сына. Увидев эту сцену, художник написал для нее отдельный портрет мальчика.
8. Василий Поленов. «Больная». 1886
Несвойственная творчеству Поленова мрачная картина отражает личные трагедии художника, потерявшего сперва возлюбленную Марию Оболенскую, затем любившую его самого Елизавету Богуславскую, а в конце концов и сестру-близнеца Веру. Над этим полотном, существующим в двух версиях, Поленов работал в течение долгих 13 лет.
На картине 1886 года изображена комната, едва освещенная лампой с зеленым абажуром. Терзаемая недугом девушка, лицо которой трудно разобрать в сумраке, лежит на кровати — художник дает понять, что дни ее сочтены.
9. Илья Репин. «Мужичок из робких». 1877
Этот примечательный портрет Репин написал в родном Чугуеве. С картины на зрителя смотрит взлохмаченный бородатый мужчина в поношенном пальто. Он кажется жалким и тщедушным, но в его пронзительном взгляде ощущается некая скрытая сила, а кому-то видится и что-то обвиняющее.
Похоже, что тяжелая жизнь рано состарила этого человека, но он не утратил внутренний стержень и чувство собственного достоинства.
10. Иван Крамской. «Русалки». 1871
Эта картина написана Крамским по мотивам повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На переднем плане у берега изображена группа русалок — девушек, утопившихся от несчастной любви и утягивающих под воду живых.
Печальной картину желают невероятно притягательные, но омертвевшие лица утопленниц — в ярком лунном свете проявляется истинная сущность будто бы красивых русалок. На заднем плане виднеется зловещий заброшенный дом, описанный Гоголем.
Картину представили на первой выставке передвижников, а затем ее приобрел Павел Третьяков. Не удивительно, что о столь мистическом полотне ходили разные байки. Кто-то по ночам слышал в галерее загадочное женское пение, кто-то говорил, что картина пробирает до мурашек. Есть легенда, что русалки «успокоились», когда полотно перевесили подальше от лунного света.
Коментарии (0)