Задумывались ли вы в детстве, рисуя «солнечный круг, небо вокруг», что краски могут нести не только радость творчества, но и опасность для здоровья?
К счастью, краски, о которых пойдет речь в этом обзоре, нельзя купить в магазине. Некоторые из них токсичны, а некоторые защищены авторскими правами. Но объединяет их одно – все эти краски запрещены к использованию.
К 16 веку, несмотря на юридические ограничения, экспорт мумий из Египта в Европу для измельчения и использования в качестве «лекарства» стал крупным бизнесом.
Учитывая, что европейцы с удовольствием ели, пили и втирали в свои тела измельченные части мумий, не стоит удивляться, узнав, что они еще и рисовали им. Продукт, который они использовали, назывался «Mummy Brown» или египетский коричневый. Этот насыщенный коричневый пигмент получался из плоти мумии, смешанной с белой смолой и миррой.
Еще в 1712 году в Париже открылся магазин товаров для художников, шутливо названный «A La Momie». Там продавались краски и лаки, а также измельченная плоть мумий, благовония и мирра.
Этот пигмент художники-колористы использовали вплоть до 20-го века.
Эту краску вы точно не захотите создавать в домашних условиях. Все дело в том, что насыщенно-красный пигмент получается из ртутного минерала под названием «киноварь». А ртуть, как известно, не полезна для здоровья.
В вермилионе содержится чуть менее 90% ртути. Он использовался в косметических средствах и, конечно, в искусстве. Его применяли и для украшения средневековых рукописей, и для живописи эпохи Возрождения, и даже в Поднебесной. Китайцы смешивали этот пигмент с древесным соком и использовали для росписи храмов и гончарных изделий, и в качестве чернил.
Пока что невозможно быть более черным веществом, чем эта субстанция из углеродных нанотрубок, поглощающая 99,965 % попадающего на нее излучения. Цвет, разработанный британской компанией Surrey NanoSystems, был даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Но увы, карт-бланш на использование «чернейшего черного» в искусстве получил лишь один человек на Земле – индийско-британский скульптор Аниш Капур. Он, возможно, известен вам по скульптуре «Облачные врата» в форме огромной зеркальной фасолины, размещенной в Чикаго.
«Это самый черный материал во Вселенной после черных дыр», — сказал Капур в интервью Artforum в 2015 году. И добавил, что этот цвет «существует между материальностью и иллюзией».
Однако не все коллеги Капура пришли в восторг, узнав, что им запрещено использовать вантаблэк в своих работах. Так, художник Стюарт Семпл создал несколько других цветов, в том числе «Pinkest Pink» (ультрафлуоресцентная розовая краска), «Black 2.0», «Black 3.0» и «Diamond Dust». Их можно использовать любому человеку в мире… кроме Аниша Капура.
Вот пример черного пигмента, созданного Семплом
Один из самых опасных цветов был изобретен в 1775 году Карлом Вильгельмом Шееле, немецко-шведским ученым, который соединил растворы арсенита натрия и сульфата меди, чтобы получить медный водородный арсенит. Это химическое соединение, содержащее мышьяк.
Зеленый Шееле оказался очень нестабильным пигментом, который использовался во многих предметах домашнего обихода, таких как обои, свечи, детские игрушки и даже пищевые красители. Он был дешевым и простым в производстве, и вскоре заменил другие зеленые цвета, которые были в моде в то время.
Несмотря на то, что фабричные рабочие часто болели, женщины в зеленых платьях падали в обморок, а комнаты, окрашенные этим цветом, загадочным образом оставались свободными от насекомых, эту краску считали неопасной.
Есть даже предполагаемая связь между зеленым Шееле и смертью Наполеона: она гласит, что в 1815 году во время изгнания на остров Святой Елены любимым цветом Наполеона был зеленый, а комнаты в особняке Лонгвуд-Хаусе, где он жил, были украшены зелеными обоями, содержащими арсенит меди. Ходили слухи, что Наполеон любил долго принимать ванну. А температура и влажность превращают зеленый Шееле в смертельный коктейль.
А вот эта запрещенная ныне краска появилась относительно недавно – в 20-м веке. И использовалась не в живописи, а для производства керамических изделий из линейки Fiesta Red. Для создания «Уранового апельсина» применялся оксид урана.
В 50-е годы прошлого века производство этих жизнерадостно-оранжевых блюд приостановили, урана было слишком мало, и его сохраняли для военных целей. Когда же производство возобновилось, создатели Fiesta Red использовали другую форму урана – обедненную. Она менее радиоактивна, чем оксид урана.
Блюда Fiesta производились до 1972 года, и до сих пор популярны у коллекционеров, хотя кушать из такой посуды не рекомендуется.
Столетие назад светящиеся в темноте часы были неотразимой новинкой. Циферблаты, покрытые специальной люминесцентной краской, все время светились и не требовали подзарядки на солнце. Это было похоже на волшебство.
Одна из первых фабрик по производству этих часов открылась в Нью-Джерси в 1916 году. На ней трудились около 70 женщин, первых из тысяч, занятых на многих подобных фабриках в США.
Для выполнения деликатной задачи по нанесению краски на крошечные циферблаты женщинам было приказано облизывать кисточки, чтобы заострить их кончики. Но краска заставляла часы светиться, потому что она содержала радий, радиоактивный элемент, свойства которого до конца не изучены.
Впоследствии женщины, работавшие с радиевой краской, стали печально известны как «Радиевые девушки». Из-за этой работы у них начались тяжелые заболевания, в том числе анемия, радиевая челюсть (износ челюстных костей) и смертельные раковые опухоли. Однако зеленая радиевая краска перестала использоваться лишь в 1968 году.
Это солнечно-желтый, полупрозрачный оттенок, светлый и золотистый, как ранние осенние листья осины. Главным ингредиентом для его создания был гамбодж, сильное слабительное и мочегонное средство, полученное из сока лиственных деревьев, произрастающих в основном в Камбодже. Оно раздражает кожу и может быть смертельным при приеме внутрь.
Гамбодж впервые попал в Европу в начале 1600-х годов, благодаря Ост-Индской компании. Пигмент получил свое название от Camboja - старой формы названия Камбоджи.
Это красивая, но недолговечная краска, из-за чего искусствоведам трудно найти примеры использования гамбоджа. Мы знаем, что он использовался в традиционной китайской живописи, и его можно увидеть в некоторых работах Рембрандта.
Магазины художественных принадлежностей продолжали продавать гамбодж до 1980-х годов, пока не было обнаружено, что одна партия пигментов была собрана на месте убийства красных кхмеров. Окончательно гамбодж был заменен своей безопасной версией под названием Нью-гамбодж в 2005 году.
К счастью, краски, о которых пойдет речь в этом обзоре, нельзя купить в магазине. Некоторые из них токсичны, а некоторые защищены авторскими правами. Но объединяет их одно – все эти краски запрещены к использованию.
7. Коричневая мумия (или египетский коричневый)
К 16 веку, несмотря на юридические ограничения, экспорт мумий из Египта в Европу для измельчения и использования в качестве «лекарства» стал крупным бизнесом.
Учитывая, что европейцы с удовольствием ели, пили и втирали в свои тела измельченные части мумий, не стоит удивляться, узнав, что они еще и рисовали им. Продукт, который они использовали, назывался «Mummy Brown» или египетский коричневый. Этот насыщенный коричневый пигмент получался из плоти мумии, смешанной с белой смолой и миррой.
Еще в 1712 году в Париже открылся магазин товаров для художников, шутливо названный «A La Momie». Там продавались краски и лаки, а также измельченная плоть мумий, благовония и мирра.
Этот пигмент художники-колористы использовали вплоть до 20-го века.
6. Вермилион (он же китайский красный)
Эту краску вы точно не захотите создавать в домашних условиях. Все дело в том, что насыщенно-красный пигмент получается из ртутного минерала под названием «киноварь». А ртуть, как известно, не полезна для здоровья.
В вермилионе содержится чуть менее 90% ртути. Он использовался в косметических средствах и, конечно, в искусстве. Его применяли и для украшения средневековых рукописей, и для живописи эпохи Возрождения, и даже в Поднебесной. Китайцы смешивали этот пигмент с древесным соком и использовали для росписи храмов и гончарных изделий, и в качестве чернил.
5. Вантаблэк
Пока что невозможно быть более черным веществом, чем эта субстанция из углеродных нанотрубок, поглощающая 99,965 % попадающего на нее излучения. Цвет, разработанный британской компанией Surrey NanoSystems, был даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Но увы, карт-бланш на использование «чернейшего черного» в искусстве получил лишь один человек на Земле – индийско-британский скульптор Аниш Капур. Он, возможно, известен вам по скульптуре «Облачные врата» в форме огромной зеркальной фасолины, размещенной в Чикаго.
«Это самый черный материал во Вселенной после черных дыр», — сказал Капур в интервью Artforum в 2015 году. И добавил, что этот цвет «существует между материальностью и иллюзией».
Однако не все коллеги Капура пришли в восторг, узнав, что им запрещено использовать вантаблэк в своих работах. Так, художник Стюарт Семпл создал несколько других цветов, в том числе «Pinkest Pink» (ультрафлуоресцентная розовая краска), «Black 2.0», «Black 3.0» и «Diamond Dust». Их можно использовать любому человеку в мире… кроме Аниша Капура.
Вот пример черного пигмента, созданного Семплом
4. Шлосс-Грин, он же Зеленый цвет Шееле
Один из самых опасных цветов был изобретен в 1775 году Карлом Вильгельмом Шееле, немецко-шведским ученым, который соединил растворы арсенита натрия и сульфата меди, чтобы получить медный водородный арсенит. Это химическое соединение, содержащее мышьяк.
Зеленый Шееле оказался очень нестабильным пигментом, который использовался во многих предметах домашнего обихода, таких как обои, свечи, детские игрушки и даже пищевые красители. Он был дешевым и простым в производстве, и вскоре заменил другие зеленые цвета, которые были в моде в то время.
Несмотря на то, что фабричные рабочие часто болели, женщины в зеленых платьях падали в обморок, а комнаты, окрашенные этим цветом, загадочным образом оставались свободными от насекомых, эту краску считали неопасной.
Есть даже предполагаемая связь между зеленым Шееле и смертью Наполеона: она гласит, что в 1815 году во время изгнания на остров Святой Елены любимым цветом Наполеона был зеленый, а комнаты в особняке Лонгвуд-Хаусе, где он жил, были украшены зелеными обоями, содержащими арсенит меди. Ходили слухи, что Наполеон любил долго принимать ванну. А температура и влажность превращают зеленый Шееле в смертельный коктейль.
3. Урановый апельсин
А вот эта запрещенная ныне краска появилась относительно недавно – в 20-м веке. И использовалась не в живописи, а для производства керамических изделий из линейки Fiesta Red. Для создания «Уранового апельсина» применялся оксид урана.
В 50-е годы прошлого века производство этих жизнерадостно-оранжевых блюд приостановили, урана было слишком мало, и его сохраняли для военных целей. Когда же производство возобновилось, создатели Fiesta Red использовали другую форму урана – обедненную. Она менее радиоактивна, чем оксид урана.
Блюда Fiesta производились до 1972 года, и до сих пор популярны у коллекционеров, хотя кушать из такой посуды не рекомендуется.
2. Зеленый радий
Столетие назад светящиеся в темноте часы были неотразимой новинкой. Циферблаты, покрытые специальной люминесцентной краской, все время светились и не требовали подзарядки на солнце. Это было похоже на волшебство.
Одна из первых фабрик по производству этих часов открылась в Нью-Джерси в 1916 году. На ней трудились около 70 женщин, первых из тысяч, занятых на многих подобных фабриках в США.
Для выполнения деликатной задачи по нанесению краски на крошечные циферблаты женщинам было приказано облизывать кисточки, чтобы заострить их кончики. Но краска заставляла часы светиться, потому что она содержала радий, радиоактивный элемент, свойства которого до конца не изучены.
Впоследствии женщины, работавшие с радиевой краской, стали печально известны как «Радиевые девушки». Из-за этой работы у них начались тяжелые заболевания, в том числе анемия, радиевая челюсть (износ челюстных костей) и смертельные раковые опухоли. Однако зеленая радиевая краска перестала использоваться лишь в 1968 году.
1. Гамбодж
Это солнечно-желтый, полупрозрачный оттенок, светлый и золотистый, как ранние осенние листья осины. Главным ингредиентом для его создания был гамбодж, сильное слабительное и мочегонное средство, полученное из сока лиственных деревьев, произрастающих в основном в Камбодже. Оно раздражает кожу и может быть смертельным при приеме внутрь.
Гамбодж впервые попал в Европу в начале 1600-х годов, благодаря Ост-Индской компании. Пигмент получил свое название от Camboja - старой формы названия Камбоджи.
Это красивая, но недолговечная краска, из-за чего искусствоведам трудно найти примеры использования гамбоджа. Мы знаем, что он использовался в традиционной китайской живописи, и его можно увидеть в некоторых работах Рембрандта.
Магазины художественных принадлежностей продолжали продавать гамбодж до 1980-х годов, пока не было обнаружено, что одна партия пигментов была собрана на месте убийства красных кхмеров. Окончательно гамбодж был заменен своей безопасной версией под названием Нью-гамбодж в 2005 году.
Источник: https://basetop.ru/
Коментарии (0)