В 1877 году из Египта в Лондон нужно было как-то оттранспортировать древний обелиск, известный ныне как Игла Клеопатры и стоящий на набережной Виктории. Он весил 224 тонны, имел длину (или высоту) 21 метр, и для середины XIX века задача была нетривиальной. Так и появилось судно «Клеопатра», стальной цилиндр для перевозки обелиска.
Цельная каменная стела массой более 200 тонн, причём относительно хрупкая, требовала особого подхода. Тем более она была воздвигнута около 1450 года до н.э., а в районе Средневековья ещё и упала, и археологи раскопали её, погребённую в песке, ещё в начале XIX века.
Смешно, но паша Египта Мухаммед Али Египетский подарил стелу Англии ещё в 1819 году. Просто на протяжении полувека никак не могли придумать способ её транспортировки и найти на это деньги. В итоге спонсором стал известный лондонский врач Уильям Уилсон.
«Клеопатру» разработал известный инженер Джон Диксон. Она представляла собой стальной цилиндр длиной 28 м и 4,9 м в диаметре — как раз для того, чтобы вместить без лишнего люфта древний обелиск. Корпус был снабжён стабилизационными «плавниками», а наверху построили мостик для экипажа. Интересно, что корпус судна возводили прямо вокруг обелиска.
А вот двигателей у «Клеопатры» не было. По сути, она представляла собой плавучий понтон. Причём весь «обвес» к понтону прикрепили уже в порту, куда «Клеопатру» дотранспортировали в форме цилиндра-корпуса по суше. 21 сентября 1877 года её взял на буксир пароход «Ольга» — и отправился в долгое плавание.
Плавание прошло не без приключений — 14 октября суда попали в шторм. Цилиндр перевернулся, начал неконтролируемо вращаться. 6 моряков, отправленных на помощь команде «Клеопатры» с «Ольги», погибли. «Ольга» подошла к «Клеопатре» вплотную, матросы сумели эвакуироваться, после чего капитан парохода приказал перерезать канаты.
Четырьмя днями позже пароход Fitzmaurice, идущий из Глазго, обнаружил дрейфующую «Клеопатру». Диксон построил отличный понтон — если бы не решение о разделение судов, «Ольга» вполне бы дотранспортировала «Клеопатру» даже через шторм. 21 января 1878 года злосчастный обелиск прибыл по Темзе в Лондон. 6 июля того же года, «Клеопатру» разобрали, чтобы извлечь Иглу.
Цельная каменная стела массой более 200 тонн, причём относительно хрупкая, требовала особого подхода. Тем более она была воздвигнута около 1450 года до н.э., а в районе Средневековья ещё и упала, и археологи раскопали её, погребённую в песке, ещё в начале XIX века.
Смешно, но паша Египта Мухаммед Али Египетский подарил стелу Англии ещё в 1819 году. Просто на протяжении полувека никак не могли придумать способ её транспортировки и найти на это деньги. В итоге спонсором стал известный лондонский врач Уильям Уилсон.
«Клеопатру» разработал известный инженер Джон Диксон. Она представляла собой стальной цилиндр длиной 28 м и 4,9 м в диаметре — как раз для того, чтобы вместить без лишнего люфта древний обелиск. Корпус был снабжён стабилизационными «плавниками», а наверху построили мостик для экипажа. Интересно, что корпус судна возводили прямо вокруг обелиска.
А вот двигателей у «Клеопатры» не было. По сути, она представляла собой плавучий понтон. Причём весь «обвес» к понтону прикрепили уже в порту, куда «Клеопатру» дотранспортировали в форме цилиндра-корпуса по суше. 21 сентября 1877 года её взял на буксир пароход «Ольга» — и отправился в долгое плавание.
Плавание прошло не без приключений — 14 октября суда попали в шторм. Цилиндр перевернулся, начал неконтролируемо вращаться. 6 моряков, отправленных на помощь команде «Клеопатры» с «Ольги», погибли. «Ольга» подошла к «Клеопатре» вплотную, матросы сумели эвакуироваться, после чего капитан парохода приказал перерезать канаты.
Четырьмя днями позже пароход Fitzmaurice, идущий из Глазго, обнаружил дрейфующую «Клеопатру». Диксон построил отличный понтон — если бы не решение о разделение судов, «Ольга» вполне бы дотранспортировала «Клеопатру» даже через шторм. 21 января 1878 года злосчастный обелиск прибыл по Темзе в Лондон. 6 июля того же года, «Клеопатру» разобрали, чтобы извлечь Иглу.
Коментарии (0)