Сарафанная информация! "Все это следует шить" и "все это будет носиться". История сарафанов и легких платьев из ситца со времен Никоновской летописи до наших дней и популярной песенки из фильма "Москва слезам не верит".
Лингвистическая зарисовка: на санскрите "сари" – "кусок ткани", "сарафан" в переводе с иранского - "одетый полностью", персидское "сарапа" означает "с головы до ног". Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.
Первоначально словом "сарафан" был мужской длинной распашной одеждой. Такую в XIV веке могли носить и воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был "изгнан" из гардеробных придворных дам. Возвращение сарафана в произошло с началом правления Екатерины II. А во времена царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года "О женском придворном платье с национальными мотивами", сарафан вошел в женскую придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.
По названиям сарафанов легко можно догадаться из какого материала они были сшиты: "достальник", "полугумажник" (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), "московец" (из "московского" ситца), "синюха" (из окрашенного в синий цвет домашнего холста), "дикосовый" (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором), "кумашник" (из кумача).
Cлова из известного русского романса "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имели некогда буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Сарафаны на каждый день шили из дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.
В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо назначения - защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.
Основные виды русских сарафанов:
Туникообразный сарафан. Основной признак - цельные передние и задние полотнища без среднего шва.
Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди - распашные или со швом - и одно цельное сзади.
"Московский" сарафан. Основной признак - "московский" сарафан шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.
Сарафан "с лифом". Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой, пришитой к лифу.
Полуплатье. Основной признак - сарафан с лифом на кокетке.
Сарафаны оптом и в розницу можно приобрести на площадках маркетплейса "Натали". Огромный ассортимент по доступным ценам.
В 1965 году Пьер Карден произвёл фурор! Он изобрел... минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.
1. Лингвистическая зарисовка
Лингвистическая зарисовка: на санскрите "сари" – "кусок ткани", "сарафан" в переводе с иранского - "одетый полностью", персидское "сарапа" означает "с головы до ног". Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.
2. Мужское начало
Первоначально словом "сарафан" был мужской длинной распашной одеждой. Такую в XIV веке могли носить и воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был "изгнан" из гардеробных придворных дам. Возвращение сарафана в произошло с началом правления Екатерины II. А во времена царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года "О женском придворном платье с национальными мотивами", сарафан вошел в женскую придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.
3. Отрез ткани
По названиям сарафанов легко можно догадаться из какого материала они были сшиты: "достальник", "полугумажник" (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), "московец" (из "московского" ситца), "синюха" (из окрашенного в синий цвет домашнего холста), "дикосовый" (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором), "кумашник" (из кумача).
4. Философия ткани
Cлова из известного русского романса "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имели некогда буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Сарафаны на каждый день шили из дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.
5. Женская хитрость
В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо назначения - защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.
6. Встречаем по одежке
Основные виды русских сарафанов:
Туникообразный сарафан. Основной признак - цельные передние и задние полотнища без среднего шва.
Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди - распашные или со швом - и одно цельное сзади.
"Московский" сарафан. Основной признак - "московский" сарафан шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.
Сарафан "с лифом". Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой, пришитой к лифу.
Полуплатье. Основной признак - сарафан с лифом на кокетке.
Сарафаны оптом и в розницу можно приобрести на площадках маркетплейса "Натали". Огромный ассортимент по доступным ценам.
7. Русская классика от Пьера Кардена
В 1965 году Пьер Карден произвёл фурор! Он изобрел... минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.
Коментарии (0)