Заяц, нападающий на рыцаря с мечом, улитка, обороняющая крепость или собака, присягающая королю на верность — бред, которым изобилуют множество средневековых писем и рукописей. Звери в это время были наполнены глубоким символизмом и, порой, говорили о содержании книг даже больше, чем сам текст.
Как появилось это искусство? Что символизировали те или иные животные, и почему зайцам присвоили столь неблаговидную роль?
Маргиналии (другое название дролери) — шутливые рисунки, которые изображались на полях средневековых книг. Сегодня эти художества невероятно популярны и часто встречаются на развлекательных интернет ресурсах.
Не менее высоко их ценили и 700 лет назад. Искусство получило развитие с середины XIII века и представляло собой острую социальную и политическую сатиру.
Слово «маргиналий» с латинского языка переводится, как «находящийся на краю». Дело в том, что согласно готической традиции декорирования книг, рукопись должна была иметь огромные пустые поля. Текст писали монахи, а декором занимались специально приглашенные художники, которые разрисовывали пустое пространство орнаментом или картинками.
Порой картинки вообще не имели тематической связи с текстом и «жили» своей жизнью.
Разворачивающиеся сюжеты поражали воображение. Здесь могли изображаться целые баталии, мифические монстры, гибриды, животные, вступающие с людьми в диалог и т.д.
Людей, умевших «читать» сатиру, это очень забавляло. В свою очередь, художник избегал наказания за свободомыслие, поскольку официально придраться к рисункам у местных властей повода не было.
Что же символизировали все эти сюжеты?
Заяц, ввиду своей плодовитости, являлся символом сладострастия. Многочисленные сцены, в которых пушистые разбойники убивали рыцарей, говорили о том, что средневековая знать часто поддавалась этому греху.
Стоит заметить, агрессивных зайцев рисовали не всегда. Например, Деву Марию было принято изображать с белым кроликом, смиренно лежавшим у её ног. В данном случае художник намекал на непорочность матери Христа.
Улитка — символ трусости. По мнению американского историка М.С. Рэндалла, изначально под улиткой подразумевали ломбардийцев, жителей торговых городов в северной Италии. С XIV по XVI века за область соперничали Германия и Франция, а ломбардийцы, переходя то на одну, то на другую сторону, сыскали дурную славу.
А вот собака, напротив, символизировала честь и преданность долгу. Существует сюжеты, в которых псы вступали в бой с зайцами.
Коты — символы обмана и измены, волки — корысти и хитрости. Например, католических священников часто изображали в образе волков, облаченных в рясу.
Все сюжеты несли глубокий смысл, отражали на себе настроения общества и атмосферу Средневековой Европы в целом.
Как появилось это искусство? Что символизировали те или иные животные, и почему зайцам присвоили столь неблаговидную роль?
Монахи сатирики
Маргиналии (другое название дролери) — шутливые рисунки, которые изображались на полях средневековых книг. Сегодня эти художества невероятно популярны и часто встречаются на развлекательных интернет ресурсах.
Не менее высоко их ценили и 700 лет назад. Искусство получило развитие с середины XIII века и представляло собой острую социальную и политическую сатиру.
Слово «маргиналий» с латинского языка переводится, как «находящийся на краю». Дело в том, что согласно готической традиции декорирования книг, рукопись должна была иметь огромные пустые поля. Текст писали монахи, а декором занимались специально приглашенные художники, которые разрисовывали пустое пространство орнаментом или картинками.
Порой картинки вообще не имели тематической связи с текстом и «жили» своей жизнью.
Разворачивающиеся сюжеты поражали воображение. Здесь могли изображаться целые баталии, мифические монстры, гибриды, животные, вступающие с людьми в диалог и т.д.
Людей, умевших «читать» сатиру, это очень забавляло. В свою очередь, художник избегал наказания за свободомыслие, поскольку официально придраться к рисункам у местных властей повода не было.
Что же символизировали все эти сюжеты?
Порок и добродетель
Заяц, ввиду своей плодовитости, являлся символом сладострастия. Многочисленные сцены, в которых пушистые разбойники убивали рыцарей, говорили о том, что средневековая знать часто поддавалась этому греху.
Стоит заметить, агрессивных зайцев рисовали не всегда. Например, Деву Марию было принято изображать с белым кроликом, смиренно лежавшим у её ног. В данном случае художник намекал на непорочность матери Христа.
Улитка — символ трусости. По мнению американского историка М.С. Рэндалла, изначально под улиткой подразумевали ломбардийцев, жителей торговых городов в северной Италии. С XIV по XVI века за область соперничали Германия и Франция, а ломбардийцы, переходя то на одну, то на другую сторону, сыскали дурную славу.
А вот собака, напротив, символизировала честь и преданность долгу. Существует сюжеты, в которых псы вступали в бой с зайцами.
Коты — символы обмана и измены, волки — корысти и хитрости. Например, католических священников часто изображали в образе волков, облаченных в рясу.
Все сюжеты несли глубокий смысл, отражали на себе настроения общества и атмосферу Средневековой Европы в целом.
Коментарии (0)