Сюжет
На картине изображена фигура Христа — длинноволосый мужчина с бородой, который смотрит прямо на зрителя. Он поднял одну руку с благословением, а в другой держит — прозрачную сферу.
Загадка №1 — Кто на самом деле автор картины?
Ряд искусствоведов считают, что работа выполнена леонардесками (это ломбардские художники эпохи Возрождения, на творчество которых оказало значительное влияние манера самого Леонардо да Винчи). Картина также могла быть выполнена учениками или мастерской Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрус, академик из Оксфорда, даже обнародовал заявление о том, что эта работа не Леонардо, а была выполнена его сторонним подражателем Бернардино Луини
При неизвестности истинного автора, версию кисти Леонардо доказывают ряд фактов:
1. Ярко—выраженная техника сфумато
Общеизвестно, что художественный принцип сфумато был изобретен Леонардо. Благодаря этой технике герои его картин превращаются из написанных фигур в реальных людей из плоти и крови. Леонардо начал затемнять выраженные части рук и лица (кисти, подбородок, лоб, нос, пальцы), которые выглядели как плавные переходы от света к тени и приобрели эффект туманности. Именно эту технику он использовал для создания своей знаменитой «Моны Лизы». Сфумато используется и в «Спасителе», причем в более значительной степени, что придало лицу Иисуса полупрозрачный лик и туманность.
Читайте также: Существует обнажённая картина «Моны Лизы»
2. Андрогинные черты лица
Сходство «Моны Лизы» и «Спасителя» настолько явно, что вторую картину называют мужской версией «Джоконды». Действительно, глаза, нос, волосы и верхняя губа выглядят одинаково. Вполне вероятно, это доказывает авторство Леонардо. Есть еще кое—что, что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя». Леонардо намеревался придать героям андрогинные черты. Мужские герои Леонардо имеют женские черты, а женские — имеют ряд мужских особенностей. Такова фигура прекрасного юноши на картине Леонардо «Святой Иоанн Креститель» или ангел из картины «Мадонны в скалах». Так и черты лица «Спасителя» довольно мягкие.
3. Найденные эскизы «Спасителя»
В 2008 году группа экспертов признало, что произведение действительно было написано Леонардо да Винчи. Вкупе с картиной были найдены эскизы «Спасителя» и гравюра 1650 года, сделанная знаменитым печатником, могла бы стать еще одним свидетельством. Надпись на ней гласила: «Леонардо да Винчи нарисовал это». Будучи анатомом, Леонардо очень хорошо рисовал руки. Правая рука изображена действительно мастерски. Одежда также написана в стиле Леонардо (с большим реализмом прописаны рубашка и рукава, орнамент на одеянии вызывает особое восхищение). Более того, эти детали совпадают с первоначальными эскизами мастера, которые выставлены в Виндзорском замке.
4. Пентименто
При ближайшем рассмотрении можно заметить pentimento (переписанную ладонь). Изначально ладонь была меньше, но мастер сделал ее шире, т.е. корректировки художника видны невооруженным глазом. Наличие значимых отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения.
5. Единые краски на картинах «Спаситель» и «Мадонна в скалах»
«Мадонна в скалах» выставлена в Национальной галерее в Лондоне. Именно этот музей первым признал подлинность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент: исследуя пигменты краски «Спасителя», они доказали абсолютную иде
Загадка №2 — Сфера Христа: намеренная ошибка автора?
Помимо лица Иисуса, самая яркая и загадочная деталь на картине — стеклянная сфера как имвол земли.
В традиционных представлениях о «Спасителе мира» часто можно найти хрустальный шар, представляющий небесную сферу и символизирующий верховную силу Бога. До открытия Колумбом Америки в 1492 году люди верили, что Земля плоская. Могло ли это знание Леонардо быть предсказанием для людей о том, что земля круглая? В конце концов, если посмотреть на других «Спасителей» того периода, можно увидеть, что сюжет повторяют и немецкие, и голландские художники.
Но сфера Леонардо уникальна в том, что кажется немыслимым в работе «человека эпохи Возрождения» — картина содержит явную ошибку.
Сфера имеет научную погрешность в реализме преломления и искажения света, проходящего через кристаллический шар. В действительности, отражение шара должно показать крошечное перевернутое изображение туники Христа и его руки, которая держит шар. Великий изобретатель Леонардо знал науку оптики, физику и обладал глубоким пониманием преломления света. Почему же он пошел против своих собственных знаний в случае «Спасителя мира»? Это намеренная ошибка или автором картины был на самом деле другой мастер, не имеющий знаний об оптике?
Наиболее прагматичное объяснение этой загадки заключается в том, что Леонардо сознательно решил игнорировать отражение сферы, чтобы таким образом представлять Божье превосходство и господство над законами естественного порядка, которое подтверждает и укрепляет Его статус Спасителя мира.
Загадка №3 — Есть ли связь между «Спасителем мира» и Туринской плащаницей?
Туринская плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине плащаницы – образ мужского тела со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине — изображение этого же тела со спины. По преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти.
Гипотеза исследователей Линн Пикнетт и Клайва Принса о происхождении Туринской плащаницы подтверждает, что она не принадлежа Иисусу. Они утверждают, что плащаница — это не что иное, как «фотография», сделанная самим Леонардо. Чтобы доказать свою теорию, исследователи сравнили лицо, полученное в результате рентгена реликвии, и лица «Спасителя мира» . Результаты были удивительными. Пикнетт и Принс опубликовали свои исследования в 2006 году, доказав, что оба были точным совпадением по геометрии и размерам.
Загадка №4 — Местонахождение картины
Первое местонахождение «Спасителя мира» находилось в коллекциях Карла I и Карла II, а затем исчез на 100 лет, снова появившись в поле зрения искусствоведов на рубеже XX века (его нашли в коллекции Фрэнсиса Кука в 1908 году).
Далее «Спаситель мира» был снова потерян между 1763 и 1900 годами, когда он впоследствии был приобретен художником и коллекционером сэром Чарльзом Робинсоном
В марте 2019 года газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу—Даби. До того, в сентябре 2018 года, филиал Лувра в столице ОАЭ отменил презентацию картины «без объяснения причин». В июне 2019 года стало известно, что картина хранится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Картина будет находиться на яхте до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль—Ула в провинции Эль—Мадина, где, предположительно, она будет экспонироваться. В отчете за октябрь 2019 года указывается, что картины может находиться и в Швейцарии.
Загадка №5 — Истинная стоимость полотна
За 60$ — картина была продана в Лондоне в 1958 году по каталогу одного из последователей Леонардо. Единственным претендентом был в то время американец.
За 1000$ — картина была продана в 2005 году с аукциона в Новом Орлеане. Арт—дилеры Роберт Саймон и Алекс Пэрриш увидели потенциал и сделали выигрышную ставку.
За 80 млн $ — был продан шедевр швейцарскому арт—дилеру Иву Бувье в 2013 году.
За 127,5 млн $ был перепродан арт—дилером российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву.
За 450 млн $ — был продан «Спаситель мира» в 2017 году и стал самым дорогим произведением искусства из когда—либо проданных. Считается, что он был приобретен от имени фактического правителя Саудовской Аравии, наследного принца Мухаммеда бен Салмана.