1. Есть поговорка о том, что русские медленно запрягают, но быстро едут. Это выражение с полным правом относится к тройке. Запрягали ее основательно, без спешки. Сначала закладывали центральную лошадь - коренника. К хомуту крепились оглобли, соединенные дугой. Затем кожаными постромками крепили пристяжных. Все элементы упряжи нужно было тщательно подогнать. Коренником был самый возрастной конь, а пристяжными более молодые.
2. Когда впервые появилась русская тройка? Историки считают, что это произошло на рубеже XVII-XVIII вв и использовалось царской курьерской службой. Причем, первоначально количество лошадей в упряжке напрямую зависело от числа пассажиров в кибитке. Если был всего один человек, то и коня хватало одного. А трех коней разрешалось запрягать только в том случае, если и пассажиров было не меньше трех.
3. Нередко тройки становились участниками дорожно-транспортных происшествий. Они неслись настолько стремительно, что встречные экипажи просто не успевали уступать дорогу. А это приводило к столкновениям, в которых страдали как сами кони, так и люди. Да и доставка грузов государственной важности в этих случаях срывалась. Чтобы предотвратить подобные неприятности, на дугу начали крепить колокольчики, звон которых было слышно издалека. А для самих пассажиров этот звон скрашивал длительную и однообразную дорогу.
4. Путь от Москвы до Санкт-Петербурга на тройке занимал обычно три дня. Есть легенда о том, как Екатерина Вторая решила поразить скоростью русских ямщиков австрийского императора Иосифа. И поручила доставить его до Первопрестольной за 36 часов. Ямщик уверенно заявил императрице, что тело высокого гостя он довезет в срок, но не уверен, что довезет его душу.
5. Чаще всего в тройку запрягались лошади вятской породы. Они были некрупными, но очень резвыми и выносливыми. Состоятельные люди могли себе позволить и элитных орловских рысаков. Обычно запрягали лошадей одной породы, при этом, коренник должен быть крупнее пристяжных коней. Считалось, что лучший возраст коней для тройки - 6-8 лет. А младше 5 лет лучше вообще в тройке не использовать.
6. Упряжь тройки обычно богато украшалась, хомуты были богато декорированы, а дуга выделялась росписью и резьбой. Первоначально и колокольчики пытались заменить почтовыми рожками, как в Европе. Но, у нас они не прижились. Ямщики не охотно пользовались рожками, предпочитая предупреждать о своем приближении лихим свистом и криком. Колокольчики разрешалось использовать только ямщикам и полиции, остальные довольствовались бубенцами.
7. С середины XIX века начали проводиться соревнования троек. Например, такие состязания регулярно проводились на Московском ипподроме. Например, сохранились сведения о том, что в 1847 году ямская тройка Караулова преодолела 33 версты за 1 час 21 минут и 18 секунд. А в 1911 году две русские тройки демонстрировались в Лондоне на Всемирной конной выставке, приуроченной к коронации Георга V. Они были удостоены призов как за красоту, так и за резвость.
8. Невозможно вспомнить все произведения, в которых упоминается русская тройка. О тройке писали Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. В своих стихах воспевали А. С. Пушкин, С. А. Есенин, А. А. Блок. Русской тройке посвящены многие музыкальные произведения. До сих пор неизвестен автор знаменитой песни "Вот мчится тройка почтовая". Предполагается, что автором текста мог быть поэт Леонид Николаевич Трефолев.
9. Уже в начале ХХ века почтовые тройки стали не востребованными. Им на смену пришли железнодорожные составы и автомобили. А тройки стали использовать лишь для соревнований и народных гуляний. Например, этот некогда популярный когда-то способ передвижения по достоинству оценил лидер кубинской революции Фидель Кастро во время посещения Советского Союза.
10. Большим поклонником скачек был американский предприниматель канадского происхождения Сайрус Итон. Его компания принимала участие в реализации целого ряда проектов в СССР. А Никита Сергеевич Хрущев сделал Итону отличный подарок - тройку орловских рысаков.
11. В семидесятых годах прошлого века Калининский вагоностроительный завод выпустил опытную серию скоростных пассажирских вагонов, получивших название "Русская тройка". На испытаниях они свободно выдерживали скорость до 200 километров в час. В настоящее время этот вагон можно увидеть в Санкт-Петербурге в Музее железных дорог России.
Источник: https://i-fakt.ru