1. Дешевая рабочая сила
>>> CIC Rover
Беспилотный транспортный модуль — совместная разработка датских, норвежских и американских ученых — выполнил свою первую миссию 4 июля 2017 года в северной части Гренландии. Аппарат, способный перевозить до 170 кг груза на расстояние до 20 км, работал в тестовом режиме на международном проекте по исследованию движения льдов EastGrip. Водруженная на четыре колеса коробка габаритами 80 х 60 х 61 см приводится в движение двумя электромоторами, питаемыми в свою очередь парой обычных свинцовых аккумуляторов емкостью 70 А?ч. Уникален же этот незатейливый морозостойкий механизм не столько свой проходимостью и автономностью, сколько низкой стоимостью. Как заявляют создатели «бродяги», его базовые комплектующие можно напечатать на ЗD-принтере, а для управления электроникой не требуется специального ПО. Все необходимые программы есть в свободном доступе. В итоге готовое изделие обойдется заказчикам всего в 3000 долл., что в десять раз дешевле сопоставимых по эффективности действующих транспортных платформ.
2. Быстрый и беспощадный
>>> «Чаборз М-З»
В феврале 2017 года в Гудермесе освоили выпуск трехместного легкого тактического вездехода «Чаборз М-З». Не заставила себя долго ждать и версия, адаптированная для арктических условий. Разработанный совместно с Российским университетом спецназа уникальный снегоход продемонстрировал свои недюжинные способности буквально через год, во время военных учений на Земле Франца-Иосифа. Чтобы багги ловко двигался по заснеженной и ледяной поверхности, его задние ведущие колеса заменили гусеничными траками, а вместо передних установили лыжи. Трехместная компоновка сохранилась — кроме водителя в экипаж боевой машины входят стрелок и восседающий чуть выше боец, способный вести огонь из различных видов оружия. Например, из пулемета или 30-мм автоматического гранатомета, для которых предусмотрены специальные крепления. Полная масса гусеничного багги — 1270 кг, а максимальная скорость — 130 км/ч. Компактные размеры позволяют осуществлять доставку машины к месту операций не только грузовыми самолетами, но и посредством вертолетов Ми-17.
3. Полный назад
>>> Snow Cruiser
Весил 17-метровый «Снежный крейсер» 34 т, вмещал пять человек и с помощью двух 150-сильных дизель-генераторов мог разогнаться почти до 50 км/ч. Имеющихся на борту запасов топлива должно было хватить более чем на 8 тыс. км. Создали этого многообещающего гиганта в 1939 году в Технологическом институте Иллинойса для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду. Стоимость проекта составила 300 тыс. долл. По замыслу исследователей, «Крейсер» должен быть объехать почти всю береговую линию шестого материка и дважды побывать на Южном полюсе. Но с самого начала предприятия все пошло вкривь и вкось. Попав на глубокий снег, тяжелый вездеход тут же увяз. Только после того как экипаж присоединил к передним колесам запасные, а на задние надел цепи, машина смогла двигаться — причем задним ходом быстрее и увереннее. Таким образом за две недели удалось проехать лишь 148 км. Двигатели, несмотря на лютый холод, перегревались. В итоге корабль остановили и несколько месяцев, пока не прекратилось финансирование, использовали в роли стационарной полярной станции. Последний раз замерзший в Антарктиде «Крейсер» видели в 1958 году.
4. Отдельное жилье
>>> КамАЗ «Арктика»
К ходовым испытаниям своего нового вездехода КамАЗ приступил весной 2018 года. Согласно техническим требованиям возведенный на шарнирно-сочлененной раме 6-колесный полноприводный аппарат должен выдерживать температуры до -60 °С, причем в условиях абсолютного бездорожья. Оснащенный V-цилиндровым дизельным мотором автомобиль способен разгоняться до 50 км/ч. Заявленный клиренс — 70 см. Для обеспечения максимальной проходимости машина также экипирована специальными шинами низкого давления шириной более метра. Собственно, из-за них вездеходу и понадобилась оригинальная «ломающаяся» рама. С обычной рамой из-за негабаритных катков радиус разворота получался огромным. Еще одна уникальная особенность «Арктики» — установленный за кабиной отдельный жилой модуль. В своеобразном купе есть резервуар с запасом воды, электрический генератор, спальные места, туалет, умывальник, душ, холодильник и даже телевизор. Для связи с остальным миром предусмотрен спутниковый телефон. С такой экипировкой экипаж может продержаться минимум трое суток.
5. Папанинцы
>>> НАТИ-В
В 1933 году в московском научном автотракторном институте разработали опытный образец полугусеничного автомобиля НАТИ-В. Уже в следующем году машина пошла в серию. Построенный на базе обыкновенной «полуторки» ГАЗ-АА вездеход был оснащен движителями с резинометаллическими гусеницами. В случае необходимости на передние колеса можно было прикрепить пару лыж. Двигатель инженеры использовали стандартный — 50-сильный, но в дополнение к штатному 40-литровому баку установили запасной резервуар емкостью 65 л. Последний был закреплен под грузовой платформой в средней ее части. Всего же бензина хватало на 200 км хода. При массе 2800 кг автомобиль мог перевозить 1200 кг груза. Главным заказчиком вездеходов была Красная армия. Вместе с тем небольшая партия НАТИ-В работала на базе при подготовке экспедиции «Северный полюс — 1» под руководством Ивана Папанина. Исследователи Арктики использовали их в качестве более маневренной и скоростной альтернативы тракторам. Чудом сохранившиеся остовы двух машин год назад были вывезены с арктического острова Рудольфа для реставрации.
6. Водоплавающий
>>> «Бурлак»
В основу российского шестиколесного автомобиля-амфибии легла концепция БТР-60. Кроме узлов упомянутого бронетранспортера екатеринбургский конструктор Алексей Макаров использовал для своего вездехода детали внедорожника Toyota Land Cruiser, в том числе и 145-сильный дизель. Автоматическая коробка передач полностью оригинальная, шины низкого давления были заказаны в Китае. Примечательно, что у этого аппарата есть еще и гребной винт. С его помощью и благодаря выполненному из алюминиевого листа легкому герметичному корпусу «Бурлаку» удается не только держаться на плаву, но и уверенно маневрировать в разломах льда. Чтобы не вылезать на мороз в суровых полярных условиях, добраться к силовому агрегату можно непосредственно из салона. Оборудованный спальными местами, кухней с газовыми горелками и умывальником пассажирский отсек машины рассчитан для комфортного отдыха экипажа из четырех человек. В марте 2016 года вездеход прошел полномасштабные тесты на приполярном Урале и в Карском море. За 16 дней испытатели проехали 2800 км. За все это время не случилось ни единого отказа техники.
7. Универсальный солдат
>>> Arktos Craft
Канадский аварийно-спасательный вездеход — аппарат поистине всемогущий. Построенная фирмой Arktos Development двухчастная 32-тонная машина вмещает 52 человека и способна перевозить до 20 т груза. Термостойкие кевларовые корпуса амфибии прошли в 2000 году испытания пожаром и не боятся жестких столкновений с льдинами. Тесты также подтвердили работоспособность аппарата при температуре -50 °С и способность взбираться на 35-градусные склоны. На твердом покрытии или в глубоком снегу Arktos передвигается за счет приводимых парой 260-сильных дизелей гусениц. Движение в воде обеспечивают понтоны и водометы. Когда необходимо выбраться из воды, расположенный в сцепке специальный гидравлический механизм толкает переднюю секцию вверх, чтобы та смогла зацепиться своими зубастыми гусеницами за скользкую ледяную поверхность или усыпанный гравием берег. Несмотря на высокую стоимость (от 3 млн долл.), этот фантастически живучий вездеход поступил на службу в подразделение береговой охраны США, его также закупили спасатели Казахстана и ряд нефтяных компаний.
8. Приключения Электроника
>>> Venturi Antarctica
Построившая первый в современной истории электрический спорткар фирма Venturi Automobiles соорудила вездеход для полярников. Понятное дело, электрический. На состоявшейся в конце прошлого года презентации изделия в Монако присутствовал сам князь Альберт II. Согласно информации на сайте компании, именно ему пришла идея создания морозостойкого вездехода с нулевыми показателями вредных выбросов. Кузов трехместного гусеничного внедорожника выполнен из пластика. Что, впрочем, не мешает машине выдерживать температуры до -50 °С. Аппарат приводят в движение два мотора по 100 кВт. О времени, необходимом для восстановления энергии аккумуляторов, ничего не сказано, зато известно, что двухтонная Venturi Antarctica способна разогнаться до 25 км/ч и проехать на одной зарядке до 45 км. В конце февраля эковездеход участвовал в экспедиции на севере Британской Колумбии в Канаде, где преодолел 42-километровый маршрут от озера Дис-Лейк до коммуны Телеграф. Так что запаса батарей хватило. В дальнейшем машину собираются отправить на Южный полюс для работы в научных исследованиях.
9. Арктический спецназ
>>> ГАЗ-3344
Отечественный двухзвенный гусеничный снегоболотоход выпускают с 2012 года на Заволжском заводе тягачей. Предназначенная для службы в суровых дорожных и климатических условиях машина нашла своих первых покупателей среди геологов, нефтяников и спасателей. После серии арктических тестов, включающих поход из Тикси на остров Котельный, начали поступать заказы и от Министерства обороны. В первом модуле морозостойкого «проходимца» расположена кабина на пять человек и моторно-трансмиссионное отделение, второй модуль вмещает 16 человек и может быть легко переоборудован в командный пункт, техническую мастерскую или медицинский блок. Оснащенный отечественным 190-сильным дизелем ЯМЗ либо американским агрегатом Cummins вездеход способен подниматься на 35-градусный склон, двигаться с креном до 25°, преодолевать траншеи шириной до 3 м, а если прикажут, то и плавать со скоростью до 6 км/ч. На твердой и ровной суше ГАЗ-3344 разгоняется до 60 км/ч и расходует в среднем 50 л топлива на 100 км.
10. Морозостойкое насекомое
>>> Volkswagen Beetle
От машин, помогающих полярникам в их рутинной работе, вовсе не требуются способности гусеничных тракторов и специальных вездеходов. Так что пусть вас не удивляет присутствие в нашей подборке этого красного «жука». Рэя Макмахона, начальника австралийской экспедиции на станции ANARE Mawson, наличие у автомобиля двигателя с воздушным охлаждением вовсе не смутило, и в январе 1963 года бюджетный хетчбэк высадился в Антарктиде. Немецкая компания совершенно безвозмездно предоставила исследователям не только сам Beetle, но и изрядное количество запчастей. Машина хотя и была выбрана совершенно случайно, перед отправкой на Южный полюс прошла подготовку для работы в условиях низких температур. На «жука» установили детали, предназначенные для скандинавских комплектаций, дополнительную термоизоляцию и два аккумулятора. «Фольксваген» под именем Antarctica 1 проработал на станции целый год. В течение этого срока, за исключением трещин силовых элементов кузова в районе крепления передней подвески, никаких слабых мест в машине выявлено не было. Да и тот единственный недостаток легко устранили на месте.