История стикеров интересна прежде всего тем, что для этого принципиально нового продукта пришлось специально создавать потребительский спрос. И это неудивительно — самим изобретателям понадобилось 12 лет, чтобы придумать, где можно использовать их разработку. Сегодня же такая компания как "Цифровая этикетка" изготавливает, печатает самоклеющиеся этикетки, стикеры, наклейки в Москве с индивидуальным подходом к каждому клиенту, подробнее по ссылке выше.
Началась эта история в 1968 году в лабораториях компании 3M. Один из ученых, доктор Спенс Силвер, пытался улучшить акриловый клей для липкой ленты. Однако получилось у него нечто совершенно иное. Новый клей Силвера сворачивался в очень маленькие шарики (диаметром они были сравнимы с размерами бумажных волокон), которые прочно держались на поверхности различных материалов. Клей был водо- и теплостойкий, липкий, но держал довольно слабо.
Силвер прекрасно понимал, что он изобрел совершенно новый продукт. Однако что с ним можно сделать — не знал никто. В течение пяти лет Силвер не упускал случая продемонстрировать окружающим возможности своего клея в виде спрея и «липкой» доски объявлений. В 1973 году, после очередной презентации, к горячим сторонникам этих изобретений присоединился только что назначенный менеджер по разработке новых продуктов Джефф Николсон: он стал активно использовать доску объявлений в повседневной работе своего отдела.
Но самое лучшее применение для нового клея придумал другой исследователь 3M — Арт Фрай. После посещения одной из презентаций он заинтересовался новым клеем, и в один прекрасный день у него появилась идея, где его можно использовать. Арт Фрай пел в церковном хоре, а в качестве закладок псалтыря использовал полоски бумаги. При перелистывании страниц закладки часто выпадали, и приходилось заново искать заложенные места. Фрай предложил нанести на закладки клей Силвера и попал в точку: закладки прекрасно держались на своих местах, а при необходимости их можно было отклеить, не повреждая страницы и не оставляя клейких следов. И, разумеется, после этого их можно было приклеить заново!
Но инженеры не разделяли энтузиазма Фрая, ссылаясь на технологические трудности. Ответ Фрая вошел в историю компании: «Это великолепные новости! Если бы все было просто, любой смог бы сделать это. Если же процесс так сложен, как вы говорите, 3M — та самая компания, которая сможет изготовить подобный продукт». И в 1980 году стикеры под маркой Post-It Notes поступили в продажу, а уже в 1981-м стали продуктом года среди изделий, производимых компанией ЗМ.