В СССР не существовало не только цифровых фотоаппаратов, но и салонов, в которые можно было бы отдать отснятую пленку для проявки и печати готовых фотоснимков. Все шаги этого сложного процесса энтузиасты и профессионалы выполняли самостоятельно, для чего требовалось обустраивать дома настоящую фотолабораторию. К слову, большинство снимков тогда были черно-белыми, поскольку цветная плёнка была очень дефицитной, требовала сложной обработки и дорогих реактивов.
В продаже присутствовала преимущественно плёнка «Фото 65» от стратегического производителя «Свема». Она продавалась в светозащищенной упаковке и требовала крайне бережного отношения (в кассету её нужно было заправлять в абсолютной темноте). Можно было купить пленку, уже помещенную в кассету, что сильно упрощало её установку в фотоаппарат. Благодаря советскому подходу к унификации такие кассеты подходили для большинства моделей.
Даже сам процесс фотографирования был гораздо более сложным. Все фотоаппараты были механическими, а значит, никакого автофокуса, стабилизации изображения, автоматической выдержки и других современных примочек там не было. Фотограф должен был быть настоящим мастером своего дела, способным идеально выбрать ракурс, отрегулировать выдержку и выставить фокус, прежде чем сделать кадр недрогнувшей рукой.
Полностью "отщелканную" пленку следовало проявить, поэтапно используя несколько разных химреактивов. Для этого использовались специальные контейнеры со спиралью (улиткой) на крышке, которая позволяла раскрутить пленку, обеспечивая равномерное распределение раствора по её поверхности. Поместить пленку в бачок нужно было в полной темноте, и только после этого можно было включить свет.
Дальше следовала достаточно сложная многоэтапная химическая обработка. Существовали разные технологии и реактивы, в фотолюбительских журналах печатались разнообразные "рецепты", позволяющие сэкономить время, уменьшить расход реактивов или
повысить качество изображения. Во всех случаях требовалось два обязательных компонента: проявитель и закрепитель (фиксаж).
Сначала в бачок с намотанной на улитку пленкой заливался проявитель. Процесс проявления занимал минут восемь, после чего проявитель необходимо было слить, а саму пленку тщательно промыть чистой водой. Далее в бачок заливался закрепитель, который за 15-20 минут воздействия должен был деактивировать остатки фоточувствительных веществ. После закрепления негатив уже не боялся солнечного света, поэтому бачок можно было открыть. Пленку снова тщательно промывали от остатков реактивов, после чего вешали на просушку.
Так получался готовый негатив, на котором можно было рассмотреть отдельные снимки, выбрать понравившиеся и сделать любое количество полноценных фотокарточек нужного размера. Но для этого требовался ещё один достаточно громоздкий и недешевый инструмент – фотоувеличитель. Это был достаточно сложный прибор, требовавший для своего хранения отдельного чемоданчика.
Для получения снимков нужно было заранее отметить нужные кадры. После этого фотограф закрывался в абсолютно темной комнате. В идеале это была полноценная фотолаборатория, но чаще всего – ванная комната, в которой тщательной затыкались все щели, чтобы не проник даже маленький лучик света. К счастью, работать в кромешной темноте не требовалось – выручала красная лампа, практически не воздействовавшая на фотопленку.
Пленка для позитива фиксировалась на нижней части увеличителя, а нужные кадры вставлялись в специальную камеру в верхней части. Далее нужно было на пару секунд включить лампу, и ярко подсвеченное изображение фокусировалось через систему линз на будущую фотокарточку. Полученный кадр сразу же обрабатывался проявителем и закрепителем, которые были подготовлены заранее и стояли в разных ванночках. Оставалось только высушить полученные снимки, а в идеале – обработать глянцевателем, который обеспечивал им приятный блеск и текстуру.