Слово цирк происходит от прилагательного «circus» («круглый»), определяющего традиционную – со времен древнеримского Колизея до нынешних шапито – форму цирковой арены.
1. Слово цирк иногда связывают с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, превратившей в свиней спутников Одиссея. Эта гипотеза тем более заманчива, что в латинском языке слово «circenses» означает игры в древнеримском цирке, а чудеса Цирцеи и были своего рода цирковыми номерами.
2. Цирк – не только европейское явление. Его можно найти и у народов всего мира. В Теночтитлане испанский конкистадор Эрнан Кортес обнаружил музей монстров – личный цирк правителя ацтеков Монтесумы. А на другом краю света Марко Поло восторгался гигантским ручным львом, который во время дворцового праздника отвешивал поклоны у подножия трона великого хана.
3. При дворах властителей мира сего, от монгольского хана Хубилая до испанского короля Альфонса Х Мудрого, всегда держали астрологов и некромантов, шутов и бродячих акробатов, не говоря уже о дрессированных животных, жонглерах и менестрелях. По сути, каждый двор представлял собой своего рода цирк.
4. Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные билеты в цирк, изготовленные из бронзы. Сегодня же билеты в цирк можно приобрести онлайн, через специальные сервисы, например, через circus.org.ua. Покупка билетов через онлайн сервис - это просто, быстро и удобно.
5. Единственное, что осталось нам в наследство от древнеримского цирка, - окровавленная арена корриды, ведь в своей основе бой быков восходит к критскому мифу о Минотавре, только тореро сменил гладиатора, а бык – льва.
6. Колпак клоуна достался ему в наследство от еретиков. Во времена святой инквизиции этот головной убор служил шапкой для осужденных и незаслуженно считался символом позора. Тот же колпак надевали ленивым и непослушным детям.
7. Тема цирка была традиционной для немецкой литературы. Ее можно проследить от «Марио и волшебника» Томаса Манна до «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса и «Глазами клоуна» Генриха Белля. У Ницше («Так говорил Заратустра») символом превосходства становится акробат на проволоке.
8. Судя по находкам археологов, в античные времена в наполненных водой амфитеатрах устраивались целые морские сражения (naumachies). Возможно, именно этот спектакль и стал прообразом карнавала, тем более что этимологически слово «карнавал» происходит от латинского «carrus navalis».
9. Можно найти нечто общее у турниров с цирком: интересный факт, не правда ли? Конные ристалища с их спортивным азартом и галантным подтекстом были не чем иным, как отголосками гладиаторских игр и конных состязаний древнего мира.
10. В наши дни цивилизованные общества довольствуются «хлебом и кино» или, что еще хуже, «хлебом и телевизором». Однако иллюзионизм цирка продолжает жить в видеоклипах и рекламных шоу, прическах и одеждах панков и громе рок-концертов, наполняющих помещения, в несколько раз превосходящие по размерам Колизей, цветомузыкой, облаками дыма и криками.
11. В развитии циркового искусства не последняя роль принадлежит цыганам. Цирк у них в крови, ведь они стоят вне общества, все – от одежды до образа жизни – выходит у них за рамки обычного.
12. Лунные кратеры издали напоминают цирковую арену. Быть может, в не столь отдаленном будущем межпланетные труппы будут демонстрировать в них фантастические чудеса, как в фильмах Спилберга, искусство которого во многом сродни цирку.
13. Ох уж этот многогранный цирк: интересные факты о нем можно разыскать в кино, музыке и шедеврах искусства. Так европейские художники XV – XVI вв. часто изображали на своих картинах шутов. В живописи Пикассо очень много быков, акробатов и арлекинов. В начале своего пути кинематограф обращался к сценическим приемам и темам цирка, кабаре и мюзик-холла.