Хотите знать о кораблях и иных плавсредствах то, что выходит за рамки технических характеристик и сухих отчетов судовых журналов? Интересные факты, в которых прослеживается история, мистика, юмор и даже эпохальность, – все в предлагаемом нами материале.
Судьбоносный для России крейсер «Аврора» обладает вечной пропиской в Санкт-Петербурге. Не многие знают, что сегодня пришвартованный у берегов Северной столицы боевой корабль не оригинал, а его копия. Данный факт обусловлен заменой более 50% корабельных площадей и надстроек, произведенной во время реконструкции судна в 1984 году.
Героем удивительной истории времен Второй мировой войны стал кот. Морская жизнь отнюдь не морского животного началась с немецкого линкора «Бисмарк», куда его принесли матросы. На корабле, под опекой членов двухтысячной команды моряков, кот пожил только 9 дней. Затем линкор был торпедирован британской эскадрой. В живых осталось не более 115 немецких моряков и кот, которого взяли на борт матросы английского эсминца «Казак». Спустя 5 месяцев эсминец был затоплен немецкой подлодкой. Однако кот остался цел и невредим. Еще одним судном, приютившим кота, был авианосец «ArkRoyal», судьба которого не менее плачевна. Благодаря бесчисленным приключениям моряки дали коту говорящее прозвище – «Непотопляемый Сэм». Перенеся массу невзгод, кот Сэм все же увидел берег и прожил на нем еще около 10 лет.
Кто бы мог подумать, что кому-то придет в голову идея не просто пересечь Атлантику, но сделать это на надувной лодке. Но смельчаки были. И первым из их числа стал Ален Бомбар – французский врач. Всего за 65 дней этот бесстрашный человек преодолел ширь Атлантического океан, отличающийся далеко не спокойным нравом.
В модельном ряде надувных лодок представлен класс маломерных судов, для которых не является проблемой вес, превышающий показатели 225 кг. До 2012 года, в соответствии с законодательными нормами, владельцы грузоподъемных плавсредств должны были проходить процедуру обязательной регистрации. Сегодня, если лодка обладает грузоподъемностью до 200 кг и двигателем мощностью до 8 кВт, регистрационного талона не требуется. Когда только на рынке появились первые лодки из поливинилхлорида, к ним отнеслись очень скептически. Во-первых, никто не верил, что ПВХ может владеть лучшими эксплуатационными характеристиками, чем привычная для всех резина. Во-вторых, существует миф о том, что поливинилхлоридные лодки нереально отремонтировать, и что низкие температуры разрушительны для этого материала. Но теперь все кардинально изменилось, и плавсредства из ПВХ раскупаются на «ура». Их легко и удобно хранить, транспортировать и использовать, а материал не требует дополнительного ухода. И между прочем можно купить лодку тут.
Остров Вознесения, расположенный в Атлантике, считался необитаемым до 1815 года, пока на его берегах англичане не выстроили военный гарнизон. На содержание военного укрепления требовались значительные финансовые вложения, что не входило в расчет представителей государственного казначейства. Решили вопрос быстро, дав острову имя стоявшего на рейде британского фрегата «HMS Ascension» и произведя его жителей в матросы. Благодаря такому остроумному ходу остров и его гарнизон, ставший частью английского Королевского флота, получил финансирование.
Любители путешествий по морю и знатоки круизных судов знают, что обязательным их атрибутом являются поля для игры в гольф. Проблема игроков, располагающихся на верхних палубах, заключается в постоянной утрате улетающих в море мячей. Выход из проблемной ситуации, к большой радости заботящихся о природе пассажиров, нашла одна из фирм Германии, создавшая мячи для игры гольф, в основе которых – спрессованный рыбий корм.
Превратившийся в руины в сентябре 2001 г. нью-йоркский Всемирный торговый центр увековечен в национальном вертолетоносце. В корабле-доке «USS NewYork» передняя часть судна создана из семи тонн стальных конструкций, извлеченных из-под развалин.
Американские спутники, специализирующиеся на измерении радиационной обстановки в космосе, создаются из стали корабля «KronprinzWilhelm», погрузившегося в пучины вод в 1919 г. Причина проста: показатели радиационного фона сплава железа и углерода, выпускаемого после 1945г., недопустимо высоки.
История затопленной советской субмарины, наткнувшейся на противолодочную мину немцев, – известна всем. Известен и факт того, что потерявшую способность погружаться и двигаться подводную лодку Щ-421 могло снести к вражеским берегам. Чтобы этого не случилось, капитаном было принято решение о сооружении паруса и его закреплении на перископе. Но попытка субмарины добраться под парусом до базы оказалась безуспешной. Не увенчались успехом и многочисленные усилия по буксировки судна к месту приписки другими кораблями. Появление в зоне видимости германских торпедных катеров стало основанием для эвакуации экипажа и затопления подлодки.
Известный термин камикадзе долгое время ассоциировался только с летчиками-смертниками вооруженных сил Японии. Однако на флоте существовали торпеды, носившие название «кайтен». Ими управляли люди. Конструкционное решение торпед первоначально предполагало наличие катапульты. Однако пилоты ни разу, за всю историю боевых действий японского флота, не воспользовались шансом спасти себе жизнь. Данный факт стал основанием для прекращения установки на торпедах катапульты.