То, как быстро обрел новую жизнь завод Манометр aka Artplay и какой шум поднялся вокруг идеи перевести Красный Октябрь в частный сектор, показывает, насколько Москва нуждается в подобных творчески ориентированных деловых подворьях. А ведь не новость, что потенциальных кластерных территорий в Москве достаточно. Амбизиозный сталинский проект, известный как ВДНХ. Чем же славен ВДНХ и почему это то, что так нужно столице?
Монументальный памятник советской эпохи появился в 1939 году, когда страна готовилась к Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке. «Главная выставка страны», на которую должно было съехаться более 3,5 миллионов советских ударников, требовала не менее грандиозного сооружения. В итоге возвели целый выставочный городок площадью 136 гектаров, усеянный 250 павильонами, парками, прудами, фонтанами, удивительным кафе в ВДНХ.Так родился комплекс ВДНХ, ныне ВВЦ.
Выставочный комплекс сформировался на периферии города. В течение 5 лет вытесняли локальный цыганский табор и зачищали естественную среду: вырубали лес, заливали болота бетоном. И вскоре на том же месте зацвели пальмы, запели заморские птицы. Комплекс получился гигантским, за что и был прозван «государством в государстве». Легенда гласит, будто к выставочному центру даже была подведена дополнительная ветка метро «Бескудниковская», предназначенная только для транспортировки экспонатов.
Изначально стояла задача в кратчайшие сроки построить павильоны и похвастаться перед зарубежными гостями, поэтому план освоения ВСХВ выполнялся стихийно: на видовой и сортовой состав растений скоро перестали обращать внимание - высаживали все подряд, лишь бы быстро росло. Из тропического оазиса комплекс превратился в непроходимый лес.
Но стоило расчистить аллеи и павильоны от кустов и деревьев, как открылась самая главная тайна и загадка ВСХВ. Планировка комплекса - мистический символ, оставленный в наследство главным архитектором проекта Вячеславом Константиновичем Олторжевским. Указ о «масштабном» проекте зодчий воспринял буквально и задумал соорудить центр Вселенной. И надо сказать, идея удалась. На генеральном плане первоначальной ВСХВ явно проглядывает православный крест. Самый центр креста - площадь Механизации, она же солнечная система в миниатюре, вокруг которой сосредоточены девять планет - выставочных павильонов. Архитектор продумал все до мелочей: павильоны точь-в-точь напоминают Сатурн с кольцами или Землю с Луной. Символизировать Солнце должен был памятник Ленину.
«Солнечную систему» Олторжевский заключил в восьмиугольник, в христианской вере символизирующий обретение райского блаженства. Такую ортодоксальную аналогию, к сожалению, уловили и в вышестоящих инстанциях, поэтому главного архитектора сослали в лагерь за Полярный круг, не дав завершить проект. Избавившись от религиозного фанатика, Оргкомитет бросился в другую крайность. Новым главным архитектором ВСХВ назначили воинственного атеиста, подрывника храма Христа Спасителя Лазаря Кагановича.
Но примечательно, что «заклинание», которое Олторжевский все же успел наложить на ВДНХ, сделало свое дело. Так, во время Великой Отечественной Войны на территорию комплекса не упала ни одна бомба!