Продолжим знакомство с российскими городами - Иркутск. Город расположен в долине реки Ангары, в месте впадения двух её притоков -Иркута и Ушаковки, у Транссибирской магистрали, в 55 км от уникального природного комплекса, объекта Всемирного наследия — озера Байкал. Иркутск является культурным и научным центром Восточной Сибири, в котором проживают более 600 тысяч жителей.
Старинный сибирский город, основан как острог в 1661 году. В пожаре 1879 года был сильно разрушен. Отнесён к историческим поселениям России; исторический центр внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До Октябрьской революции был купеческим городом, долгое время процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее на золотопромышленности; местом политической ссылки. С 1803 года являлся центром Сибирского, с 1822 по 1884 год —Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.
Если взглянуть на современную карту Российской Федерации, то на линии, соединяющей расстояние от Питера до Курильских островов, Иркутск находится практически в самой середине между этими точками - значит, можно считать, что Иркутск является негласным центром России, хотя бы географически! А побывать в центре России, согласитесь интересно и заманчиво.
Иркутск — один из старейших городов Сибири. В Иркутске буквально на каждом шагу можно встретить памятники старины, построенные 1,5 века назад: церкви и храмы, усадьбы и особняки известных иркутских купцов, деятелей и декабристов, жилые и доходные дома. В области более 1000 памятников истории, культуры и зодчества, которые сохранены в первозданном виде. К наиболее ценным памятникам относятся памятники федерального (общероссийского) значения, такие как Жилой дом с мастерской иконописцев Старцевых, Церковь во имя Преображения Господня, музей-ледокол «Ангара», Архитектурно-этнографический комплекс «Тальцы», Особняк купцов Сибиряковых, в дальнейшем резиденция генерал-губернаторов Восточной Сибири, Комплекс построек Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества.
В Иркутской области расположено одно из величайших озер в мире, колыбель множества древних племен и народов, озеро Байкал, которое протянулось по поверхности планеты на 600 километров. Максимальная глубина составляет 1637 метров, причём глубина озера постепенно увеличивается, дно озера Байкал ниже уровня моря на 1167 метров, зеркало вод озера на 453 метра выше. Вода Байкала настолько чистая, что предметы можно увидеть на глубине 40 метров.
В озере Байкал водится уникальное животное — байкальская нерпа, которую можно увидеть собственными глазами.
Иркутск располагается непосредственно на Ангаре, где эта река имеет настолько мощное и полноводное течение, что создается впечатление, что это какая-то огромная река, наподобие Нила или Миссисипи. Недаром её называют в народе северной амазонкой. Ангара является единственной из всех байкальских рек, которая вытекает из этого озера!
До 1878 года городской и губернский герб был единым. Он содержал изображение бабра (устаревшее название уссурийского тигра), несущего в зубах соболя. Сами иркутяне объясняли свой герб так: бабр из всех сибирских зверей знаменитее и реже, а соболь славится дороговизной своего рода и знаменитостью торговли. Прибывший в 1871 году на должность генерал-губернатора Н.П.Синельников уже в следующем году по собственной инициативе изменил губернский герб. Таким образом, гербов стало два: городской с бабром и губернский с бобром, который держит в зубах соболя. Это самовольство генерал-губернатора перечеркнуло весь первоначальный благородный смысл изображения иркутского герба. Через несколько лет, в 1878 году, высочайше утверждается новый образец бабра. Этот новый бабр имел такой хищный облик, что многие иркутяне приняли этот герб как оскорбление, и целых двенадцать лет сибиряки игнорировали этот символ хищничества, называя изображение на гербе собакой, держащей кошку в зубах. Правитель дел Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества И.С.Сельский писал: «В течение многих лет наш герб был искажен, вместо тигра на казенных печатях и гербовых пуговицах изображали бобра, держащего во рту соболя».
Первый городской публичный сад был заложен 3 октября 1824 на берегу реки Ангары, вблизи бывшей Гостинодворской площади. По имени ближайшей церкви этот сад в народе получил название Спасский и занимал площадь 2 десятины 172 сажени. В нем постоянно устраивались представления, гулянья и иллюминации. По выходным и праздничным дням здесь играл оркестр.
До 1829 транспортная связь города с предместьями через реку Ушаковку осуществлялась по воде вброд. Первый деревянный мост через Ушаковку в Знаменское предместье построен в 1829 Почти через 30 лет, в июле 1857, прогнивший и отслуживший свой век, он был заменен новым. В Рабочее же предместье деревянный мост через Ушаковку был сооружен в 1861 В начале следующего года, в марте, городской голова Иван Степанович Хаминов пожертвовал 4000 рублей на реализацию предложения иркутского полицмейстера, подполковника Вакульского, по устройству хорошего сухопутного сообщения центра города через Ушаковку с Знаменским предместьем. Летом 1862 в районе иркутской тюрьмы сооружались дорога и мост через Ушаковку, по которому 7 июля и началось движение.
С 14 на 15 октября 1901 года на Байкале погибло 176 человек. Пароход «Яков», следуя из Верхнеангарска, вел на буксире три судна: 1-е — «Потапов» с 549 бочками рыбы и 161 человеком рабочих и 15 чел. команды, 2-е судно Могилева с 250 бочонками рыбы и рабочими и 3-е судно Шипунова с 240 бочками рыбы и рабочими, и три бурятские лодки-мореходки. Девушки по вызову внимание индивидуалки в Омске Самый хороший отдых
В сентябре 1902 при рытье канав для труб у Спасской церкви на небольшой глубине наткнулись на целый ряд древних гробов с останками. Из двух гробов извлечены железные кандалы, а в одном кроме кандалов найдены еще тяжелые железные плитки, служившие, вероятно, подошвами. Кандалы сделаны из полосового железа грубой работы в три-четыре звена, четверти полторы длиною каждое, весом далеко более против кандалов настоящего времени. Череп одного из этих кандальников был прострелен пулею.
На Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) производится сбор СУ-30 — двухместных истребителей нового поколения. За время своего существования предприятие выпустило более 7000 самолетов 20-ти типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира. Кроме Су-30МК (модернизированный, коммерческий) и Су-30СМ (модернизированный, серийный), завод производит учебно-боевые самолеты Як-130, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, а также начинает производство пассажирского самолета МС-21.