«По рассказам очевидцев, здесь на поляне посреди леса лежит огромный белый шар размером с пятиэтажку. В конце 1970-х годов у вертолета, который вез в Дубну диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи, лопнул трос, конструкция упала в лес, и ее решили не вывозить. С тех пор шар, сделанный из ячеистого бетона, облюбовали любители мистики. Любой звук внутри шара многократно усиливается и распространяется волнообразным эхо — от таких звуков становится страшно, учащается сердцебиение и хочется поскорее выбраться наружу…»
«Шар поражает своим антуражем: на фоне дикого леса размером с пятиэтажный дом он выглядит просто каким-то НЛО. Но на этом чудеса только начинаются…Если Вы доберетесь до сферы, то обнаружите искусственное отверстие-провал. Очутившись внутри человеку неподготовленному можно получить настоящий шок – конструкция шара и материал, из которого он изготовлен, обусловили уникальный акустический эффект. Любой звук внутри шара многократно усиливается, распространяется волнообразным эхо. Становится жутковато, ощущается какая-то мистическая энергетика. И еще один момент – стенках шара в отдельных местах четко просматривается знак радиации. Очень может быть, что надо быть осторожным…»
Быстро пробежав по интернету, я нашел несколько фотографий шара со стоящими рядом автомобилями и успокоился — проехать можно. Вы же знаете мой принцип: никогда заранее не читать о месте, куда едешь. Не подвел он и в этот раз. Рассказы о посещении шара размещены в основном на внедорожных сайтах и велосипедных форумах и если бы я тогда обратил внимание на сложность дороги, то скорее всего этого репортажа вы бы не увидели.
Первые десять километров раздолбанной грунтовки до поворота с табличкой «К шару» в хорошую погоду можно проехать и на легковушке. Но дальше… За час мы форсировали несколько заполненных водой ям, натаскались бревен, переезжая из одной колеи в другую и, окончательно вымотавшись, решили пройти пешком оставшийся километр. И правильно сделали — местный тракторист по несколько раз в неделю вытаскивает отсюда машины: «3000 рублей без торга, лопата — бесплатно».
Согласно легендам, шара сначала было два, но второй местные жители растащили, причем так, что от него не осталось и следов. Верится с трудом, как и в то, что, падая с вертолета, он ровно-ровно упал на основание.
Как оказалось, шар не бетонный, хотя внешне может так показаться. Видимо, большинство легенд сочиняются по фоткам, увиденным в интернете.
Это что-то вроде стеклопластика
с сотами внутри
Если верить Википедии, шар появился в 1980 году. Объяснить то, что за 33 года место не загадили (ну кроме надписей), можно только тем, что оно считается культовым.
Происхождение шара так же до сих пор не разгадано. Кто-то пишет, что он собирался на земле, другие, что его привезли и первое время рядом с ним стояла будка с солдатами.
Имеется ли у шара какой-нибудь фундамент, тоже не ясно. Есть металлические колья вдоль всей окружности основания, уходящие в землю.
Знающие люди говорят, что шар сделан из радиопрозрачного материала и предназначен для защиты радиолокационной антены от внешней среды.
Только зачем он в лесу? Ладно, допустим, что нужно было в лесу. Но как собирались монтировать антену внутри закрепленного шара? Да и земля — не самая лучшая опора для многотонного ракетного радара.
Самой правдоподобной версией кажется привлечение внимания врага и, соответственно, отвлечение его от других, более важных и скрытых объектов.
Но главное зачем сюда едут — почувствовать на себе уникальную акустику конструкции. Звуки, усиливаясь и многократно отражаясь от стен, концентрируются в верхней части шара, постепенно затихая. Внутри вы постоянно находитесь в окружении множества одновременных различных звуков — шаги, одежда, разговор, которые как будто гоняются с огромной скоростью, постоянно накладываясь друг на друга. Кого-то этот процесс забавляет, но есть люди, которые не выдерживают. «На самом деле нет» (с). По крайней мере я ничего кроме восторга не испытывал.
Этот «шар» — радиопрозрачный купол — появился там в 1986 году — вертолетчики тренировались на Чернобыль, а НПО «Алмаз» оформляло тогда земельку под Дубной, для строительства базы отдыха. Земля дело долгое (закончилось это постановлением СМ СССР, а столько бумаг в приложениях я никогда не видел — включая карту скотомогильников в округе, но суть не в этом) и пока бумажки ходили по чиновничьим кабинетам решили участок «застолбить»/»пометить» — ответственный за это один из главных конструкторов (ныне покойный, земля ему пухом!) договорился с вертолетчиками за 2 (Два) ящика армянского коньяка и Ми-6 забрал купол в Химках, перенес его на сотню км и поставил на поляне, где он сейчас и находится, вызывая удивление публики…
Да, еще успели отсыпать 24 км дороги (в каком состоянии «трасса» сейчас можно видеть на фото), соорудили небольшую пристань в заливе вдхр (я был там один раз — брал «казанку» в Дубне, комарья — жуть сколько, но после первой бутылки водки пропадают)
Источник