Сатиры, связанные с Дионисом, богом вина, не имели мифологических корней, но процветали в греческом искусстве. Их гедонистическая природа символизировала удовольствие, отражая человеческие желания.
Эти любящие вечеринки, озорные и раскованные существа были исключением, потому что не было прочной мифологической традиции вокруг них.
Вместо этого они были созданы как иконографический элемент, вероятно, основанный на сатирских пьесах и древних танцевальных представлениях.
Что сделало сатиров такими популярными.

Самые ранние изображения сатиров показывают их с длинными лошадиными ушами и хвостом лошади, но с телом человека.
Ноги либо человеческие, либо лошадиные с копытами.
С V века до н. э. их изображают их с человеческими ногами.
Сатиры всегда непривлекательны по древнегреческим стандартам.
Лысые, с большими животами, с грубыми лицами.
Иногда сатиры молодые или даже младенцы, но у них всегда есть узнаваемые характеристики.

Слева: Часть вставки из слоновой кости на кушетке с головой сатира, эллинистический, ок. 200-100 гг. до н. э. Британский музей. Справа: Ваза для смешивания воды и вина на симпосии, изображающая сатиров, найденная в Италии, ок. 525 г. до н. э. Лувр

Силен с младенцем Дионисом, римская копия с греческого оригинала Лисиппа, середина II в. н. э., Музеи Ватикана; «Несчастья Силена», Пьеро ди Козимо, около 1500 г., Гарвардский художественный музей
Те, кто знает древнегреческие мифы, помнят Силена, внебрачного ребенка Гермеса и безымянной нимфы.
Силена описывали как уродливого, круглолицего, бородатого пьяницу с курносым носом и конским хвостом.
Он стал учителем и воспитателем Диониса, когда бог был младенцем. У Силена также была группа последователей, похожих на него.
К сожалению, иконография Силена и сатиров непоследовательна, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что Силен и сатиры — это одно и то же.

Сатир, Маленькая бронзовая статуэтка (9,5 см), Центральная Греция, ок. 525-500 гг. до н.э. Источник: Лувр
Начиная с 450 г. до н. э. Силен начал больше походить на козла, а персонаж стал напоминать бога Пана.
Но еще оставались игривыми, ненасытными зверями.

Амфора с изображением героического гоплита с одной стороны и гордого сатира в обрамлении сфинксов с другой, приписывается аттическому художнику Клюверу, ок. 550-545 гг. до н. э. Источник: Лувр
У них обширный репертуар выходок, в которых они могли участвовать.
В V в. до н. э. многие картины с сатирами, вероятно, были вдохновлены пьесами и показывают сатиров за различными действиями.
Театр был большой частью жизни в древнегреческом полисе, и зрители, посещающие театр, должны были быть знакомы с этими фигурами.

Краснофигурная ваза с изображением сатиров, преследующих менад, Аттика, ок. 490-480 гг. до н. э. Источник: Музей Метрополитен
Типичное поведение сатира сочетает в себе скотоложество, игривость и находчивость.
Что касается сексуальности, то они кажутся совершенно раскованными, ненасытными и невероятно гибкими. И не слишком разборчивыми в выборе партнеров.

Сатиры были связаны с плодородием, но, возможно, самой большой причиной их сексуальных эскападных образо
Эти социальные и философские собрания мужчин-граждан включали дискуссии, чрезмерное употребление спиртного и развлечения.
Вазы симпосия, часто изображавшие сатиров, использовались для подачи, охлаждения и смешивания вина.
Что может быть лучше для этих шумных мальчишеских вечеринок, чем скандальные изображения дикого, необузданного поведения?
Микромозаика Джакомо Раффаэлли, около 1800 г. Источник: Музей Виктории и Альберта
По мере развития общественных ценностей произошел сдвиг от восхваления дикого, необузданного поведения, связанного с сатирами.
Сатиры стали больше походить на бога Пана в эллинистический период, с 323 г. до н. э., и выглядят и ведут себя как люди.
«Нимфы и сатир» Уильяма-Адольфа Бугро, 1873
Преувеличенные черты исчезли, и сатиры больше похожи на красивых молодых людей.
Прогрессирующее христианство положило конец старым религиозным практикам в Древней Греции, а сатиры и пантеон греческих богов из мифологии остались в истории.
Однако сатиры оставили неизгладимый след в европейском искусстве.
Мотив женщины, сопротивляющейся фавну, когда он пытается воспользоваться ею, оставался популярной темой, особенно в эпоху Возрождения.