Кто и зачем его построил, и как это «чудо» вообще держится на воде?
Когда люди впервые слышат о железобетонных кораблях, то они, как правило, удивляются. Почему-то не каждый способен поверить в существование плавающих камней, как-то забывая о том, что подавляющее большинство современных судов - есть суть плавающая рельса! На самом деле корабли из железобетона не только реальны, но и достаточно широко применялись в XX столетии. Строят такие и сегодня, правда, заметно реже. В 9 из 10 случаев бетонные корабли применяются в качестве судна поддержки. Первое такое появилось еще в XIX столетии.
Поскольку никто не мог даже предположить, что лодку можно построить не только из дерева или стали, но также из бетона. При этом она не будет тонуть и сможет плавать. На самом деле, в этом нет ничего удивительного, поскольку конструкция железобетонной лодки совершенно ничем не противоречит законам физики. Используя идею проекта Ламбо вскоре многие изобретатели начали конструировать свои модели лодок, но позже о проекте попросту забыли.
Известно, что идея создания первого судна из железобетона принадлежит французскому изобретателю Жан-Луи Ламбо, который в далеком 1849 году сконструировал вёсельную лодку. Каркас которой состоял из арматурной сетки, с нанесенным поверх цементным раствором. Используя данную технологию изобретателю удалось получить прочный и трещиноустойчивый корпус плавсредства. Свое уникальное изобретение Ламбо представил на международной морской выставке в 1885 году. Лодка сконструированная по новой технологии сразу заинтересовала большое количество изобретателей из разных стран мира в итоге она стала настоящей сенсацией тех времен.
Расцвет бетонного судостроения пришелся на времена Первой мировой войны. Неожиданную популярность экзотическая технология обрела из-за банального дефицита стали, который образовался из-за резко возросших потребностей военно-промышленного комплекса ведущих мировых держав. Строили бетонные корабли буквально по всему миру от Китая до Италии и от Швеции до США. Чаще всего по такой технологии строились буксиры, баржи и паромы. В Советском Союзе бетонное судостроение также пользовалось большой популярностью как до Второй мировой войны, так и некоторое время после. Причины востребованности были, по сути, те же – желание сэкономить металл для других проектов.
Главное достоинство бетонных судов заключается в их дешевизне. Именно по этой причине к подобной технологии чаще всего прибегают во времена войн и экономических кризисов. Однако, есть и минусы. Мореходные качества и зачастую расход горючего у таких кораблей оставляют желать лучшего. Поэтому уже после Второй мировой войны большинство бетонных судов в СССР стояло на причале и использовалось для различных служебных и хозяйственных нужд в качестве баржи. На флоте ненужные бетонные суда часто использовали в качестве мишеней для тренировок. Потопить такое было непросто. Правда, первая же серьезная пробоина отправляла бетонный корабль камнем на дно во всех смыслах.
Что же касается загадочного бетонного судна, пришвартованного на базе рядом с Горячими Ручьями, то это так называемое СХ-3 (иногда обозначают ПСКЛ-3). Судно, к слову, не самоходное. Собственного моторного отделения с двигателем у него никогда не было. Использовались СХ-3 преимущественно в качестве вспомогательных судов для баз снабжения советских флотов. В Горячих Ручьях на таком долгие годы находилась продуктовая база с сотнями холодильных камер. Построено судно было в начале 1960-х на Городецком СЗ. В конце 1970-х годов проду