Гуляя по горам Ингушетии, видя все эти руины, я часто представляю как жили люди в этих каменных башнях. Величественные строения возвышаются над горами и долинами, селения и древние храмы у реки Ассы... Красота этих мест поражает воображение.
Я представляю трех братьев из легенды, которые построили Таргим, Хамхи и Эгикал. Легенда этих мест гласит, что у Альберда было три сына. Завещал отец после его смерти старшему сыну Эги — отчий дом, среднему сыну Хамхи — поселиться в Хаме, а младшему, Таргиму — жить на правом берегу Ассы. Семья у Альберда была большая и дружная, все три селения строили, помогая друг другу.
Аулы, которые основали братья, расположены в нескольких верстах друг от друга и носят их имена — Таргим, Хамхи и Эгикал. В каждом есть сторожевые и боевые башни, жилые здания. Еще их объединяют два храма — Альби-Едры и Тхаба-Ерды. Они были не только религиозными, но и социальными центрами жизни в Таргимской впадине. Рядом с аулами расположены Солнечные могильники, строения до 10-12 метров высотой, в каждом может быть три или четыре яруса. В тех, что сохранились до наших дней до сих пор хранятся останки людей, которые жили в этих местах в средневековье. Говорят, что в такие могильники люди уходили болеть, если человек был заразный, то так он оберегал семью от болезни. Когда человек выздоравливал — возвращался домой, если же умирал, то его тело находило там последний приют. Конечно же, семья заботилась о своих больных, старались их лечить и каждый день носили еду. Эти некрополи стоят немного в отдалении от самих городков.
Высокие, до 30 метров, башни служили боевым целям, там располагалось до пяти ярусов, на каждом из которых маленькие окна-бойницы. Вокруг таких башен строили трехэтажные дома до 15 метров в высоту. В них обитатели крепости вели свой быт. На первых этажах размещали скот, на втором был семейный очаг, а спальни находились на самом верху.
Одно из поверий ингушей связано именно с очагом. Они верили, что над котлом, в котором варили еду, обитают духи рода, и если враг, которого замыслили убить, успеет забежать и коснуться очага, то он становится непобедимым, и никто не имел права больше его преследовать.
Я уверена, что если бы камни умели говорить, то поведали бы об искусных мастерицах, которые плели доспехи своим воинам, о славных сражениях, веселых праздниках и тяжелом труде живших здесь людей.
После изгнания ингушей во время СССР, эти земли так и остались покинутыми и постепенно величественные строения разрушаются. К счастью, сейчас в Ингушетии идет работа по восстановлению и изучению древних строений. Несколько лет назад, например, ученым удалось датировать храм Альби-Ерды, возраст которого по некоторым данным превышает 1300 лет.
В 1988 году был создан Джейрахско-Ассинский исторический заповедник. Это огромная территория, где немало объектов культурного наследия как краевого, так и федерального значения. А с недавнего времени на территории заповедника начала работать Национальная система "Территория". В ней есть информация о расположении, истории различных объектов. "Территория" была создана не только как информационный портал, где можно узнать новости заповедника, помощник в построении маршрута, хранилище исторических справок, но так же для обеспечения безопасности гостей региона.
С точки зрения туриста - горная Ингушетия прекрасный край, у которого захватывающая, но пока малоизученная история. Ее хранят легенды, передаваемые из поколения в поколение. И тем более замечательно, что жители республики историю свою ценят и стараются сохранить.
Автор: Ольга Ладик