Путешествие на яхте: советы начинающим яхтсменам
Даже когда заказана аренда яхты с капитаном, это не освобождает путешественников от ответственности. Обязательно придётся изучить тонкости процесса, чтобы знать, с чем предстоит столкнуться. Разберёмся поэтапно:
как управлять яхтой во время путешествия;
как готовиться к рейсу;
как контролировать погодные условия;
какое оснащение должно быть на судне.
Ответить на все эти вопросы можно только в том случае, когда полностью ясно, с какой целью пройдёт путешествие. Туристический развлекательный поход отличается от гонки, а морская рыбалка — от покорения дальних океанских просторов. Начинающим яхтсменам стоит тренироваться в максимально простых условиях, отправляться в тысячекилометровые переходы можно лишь опытным людям. Выбирайте для первых маршрутов акватории, где нет или очень мало других судов, где не бывает сильных ветров и высоких волн.
Успех плавания закладывается ещё на суше. Чем тщательнее изучены основы теории и практические приёмы, чем лучше люди представляют условия конкретного водоёма, тем меньше проблем встретится на пути.
Основы управления яхтой
В море приходится использовать сразу несколько систем координат:
географическую — для ориентирования по сторонам света (с поправками на отличие магнитного и истинного полюса);
по отношению к самой яхте либо её курсу;
по отношению к направлению ветра.
Только досконально ориентируясь во всех этих тонкостях, можно выходить в рейс.
Судоводитель обязан знать, когда парус следует разворачивать под прямым углом к направлению ветра, а когда его надо использовать на встречном курсе — галфинде либо бейдевинде. Следует освоить навык уваливания и приведения к ветру, овладеть искусством поворота. Безусловно, для яхтсменов очень важно владеть профессиональной терминологией, чётко понимать значение каждой части, особенности использования такелажа в разных ситуациях.
Новичкам желательно начинать с управления яхтой при постановке единственного паруса. Высокая маневренность позволяет отработать все основные приёмы и методы устранения нештатных ситуаций. Моряк готов к плаваниям только в том случае, если умеет отлично лавировать, а также намеренно опрокидывает яхту и безукоризненно выходит из ситуации имитированной катастрофы. Оттачивать умения позволяют короткие регаты и походы под контролем профессионалов.
Заниматься яхтингом на моторном плавучем сооружении надо иначе, чем на парусном. Мнение, что наличие двигателя упрощает жизнь яхтсмена, не вполне верно. Управление моторизованной яхтой требует точного знания теории устройства, правил расхождения, методов навигации. Также надо разбираться в особенностях работы силовой установки, знать правила безопасности при обращении с топливом и смазкой.
Важный совет начинающим яхтсменам — независимо от наличия или отсутствия парусов следует хорошо овладеть:
различными вариантами швартовки;
процедурой выхода в море и входа в гавань;
управлением с флайбриджа;
применением подруливающего аппарата;
методами действия в аварийных ситуациях.
Подготовка к выходу в море
Задолго до первого путешествия на яхте следует пройти курс практических занятий в солидной школе. Окончившие обучение проходят экзамен, чтобы получить шкиперский сертификат. Весьма полезно каждому члену экипажа отучиться на радиооператора VHF. Проверьте, чтобы учебный курс включал:
отработку манёвров по сигналу «человек за бортом»;
экстренно причаливать на одном двигателе и/или при плохой видимости;
навигацию и лоцманскую практику, в том числе при движении ночью вблизи берегов;
международные правила предупреждения столкновений;
работу с автопилотами, радарами, эхолотами;
правильную организацию жизни на яхтах;
составление судовых документов.
После такой подготовки любой человек, отправляющийся в путешествие, потенциально готов заменить капитана, штурмана или рулевого.
Конечно, надо оценивать работу всех яхтенных механизмов, наличие запасных частей и расходных материалов. Покидать стоянку нельзя, если:
не закрыты все люки и иллюминаторы, кроме непосредственно контролируемых рулевым;
открыты отверстия ниже ватерлинии или непосредственно над ней;
перекрыт доступ забортной воде для охлаждения мотора;
хотя бы один предмет не закреплён;
не проведена генеральная уборка.
Перед тем как начинать движение, всегда осматривайте двигатель. В нём должно быть достаточно масла, охладительного реагента. Обязательно смотрите, как натянут ремень генератора. Полезно сделать пробные заплывы, оценив ход лодки вперёд и назад. Пренебрегая этими требованиями, можно своими руками создать критическую ситуацию.
Как только шкипер убедится, что техническая готовность к плаванию обеспечена, весь экипаж инструктируют. Каждый пассажир должен беспрекословно исполнять требования шкипера и капитана, а также освоить до отправки в рейс:
технику безопасности;
расположение аптечки и огнетушителей;
правила оказания первой помощи и борьбы с огнём;
особенности спасения.
Требуется брать с собой на борт яхты подходящую одежду. Далеко не всякий комплект туристической экипировки окажется пригоден для морской прогулки. На открытых акваториях бывает довольно прохладно даже в разгар лета. Вся одежда должна быть многослойной, надёжно удерживающей тепло. Также в рейсе наверняка возникнет желание купаться — это соображение тоже надо учитывать при подборе гардероба.
В любом случае, надо быть постоянно готовыми к трём вариантам погоды:
мокрая холодная с волнением;
жаркая и безветренная;
тёплая, ветреная, брызги.
Яхту нельзя считать неким аналогом пляжа. Даже когда есть все условия, чтобы загорать, передвигаться босиком по палубе нельзя. Обязательно нужна обувь с плотными закрытыми носками и пятками, с крепкими подошвами. Проверяйте, чтобы материал обуви был дышащим. Пользоваться неопреновыми ботинками стараются только швертботисты.
Путешествующие на яхте должны носить также и перчатки. Основные требования к ним — нескользящая поверхность для удобной работы с канатами и открытые фаланги пальцев.
Яхтинг невозможен и без ношения головного убора. Кепки неплохо защищают от палящего солнца. Однако они легко уносятся порывами ветра, поэтому банданы гораздо практичнее. Также можно использовать рыбацкие панамы, зимние шапки.
Яхтенные шорты отличаются от обычных повышенной прочностью и удобством. Особо крепкими в них должны быть даже карманы. Футболки для катания на яхтах должны иметь длинные рукава и надёжно защищать от ультрафиолетовых лучей. Ещё начиная карьеру моряка-любителя, стоит предпочесть футболку-поло с воротником, уберегающим кожу на шее от солнечных ожогов. Чтобы складывать личные вещи, вместо жёсткого чемодана правильнее взять сумку из непромокаемого материала.
Проверка погодных условий и приливов
Метеорологическая обстановка может как помогать команде совершать рейс, так и создавать неудобства, даже стать источником смертельной опасности. Ещё до поднятия якоря надо получить долгосрочный прогноз погоды. Находясь в плавании, внимательно следите за штормовыми предупреждениями. Вместо «универсальной» метеосводки лучше ориентироваться на специальные морские приложения для смартфонов.
Начинать путешествие, не имея добротного альманаха приливов (например, REEDS NAUICAL ALMANAC), недопустимо. Приучайте себя рассчитывать любой переход дольше 1–2 часов заранее. Это позволит сэкономить гораздо больше времени и сил, чем тратится на вычисления. Вместо бумажных альманахов бывает удобнее использовать специальные программы и сайты. Но только платные версии таких информационных ресурсов содержат точную и объективную информацию, позволяющую провести яхту по маршруту.
Любой яхтсмен обязан самостоятельно следить за всеми изменениями в атмосфере. Предупредить о многих неприятных ситуациях метеослужбы не могут. Рекомендуется изучить визуальные признаки скорого ухудшения или улучшения погоды. Потемнение неба, появление чёрных облаков с «рваными» краями свидетельствует о подходе шторма (урагана), об угрозе появления смерча.
Очень полезно держать на яхте портативную метеостанцию. Лучше всего, если она регистрирует изменение климатических условий комплексно, показывая текущую влажность воздуха, силу потока воздуха и атмосферное давление, а не только температуру. Режим получения данных по радиофаксу с распечатыванием синоптических карт на термобумаге весьма удобен.
Обеспечение безопасности: проверка спасательного оборудования и первой помощи
Даже когда всё предусмотрено, в море могут происходить разные неприятные случайности. Обязательно держите на борту лодки для спасения, на которых должно быть достаточно мест для всей команды. Перед тем как приступать к походу, удостоверьтесь также в наличии:
спасжилетов для каждого человека и домашнего животного;
водостойкого электрического фонаря;
металлического пожарного ведра;
огнетушителя;
предупредительных флажков.
Если яхта будет уходить дальше 60 миль от берега, понадобятся:
спасательный плот с сигнальной пиротехникой и радиобуями;
средства для оказания помощи утопающим;
плавучий якорь.
В аптечках на лодках и яхтах надо иметь обезболивающие, противовоспалительные препараты, средства от отравлений, витамины, дезинфектанты. Перевязочные материалы, термометры, тонометры, комплекты для инъекций тоже обязательны.
Швартовка и управление на воде
Искусство швартоваться можно освоить на специализированных краткосрочных курсах. При любой возможности «парковка» должна происходить в месте, защищённом от потока воздуха и волн. Не пытайтесь остановить яхту в плотно занятой части гавани, если не уверены в своих способностях это сделать.
Строгих правил не существует. Надо тщательно оценивать влияние потока воздуха и течения, идти против сильного водного потока не помогает даже мощный двигатель. Кранцы вывешивают с леерных стоек около предполагаемой точки контакта с пирсом.
Выясняйте у руководства порта, каковы условия в нём. Учитывайте, как корпус будет чувствовать себя, встав килем на грунт. Отход бортом от причала подразумевает много манипуляций со шпрингами. Выбор отхода носом или кормой зависит от характера действующих на яхту сил. Парусники обычно отходят носом, потому что это повышает управляемость.
При любом манёвре, действуйте осторожно и методично, убедитесь, что не столкнётесь с каким-либо препятствием. Не забывайте про явление заброса кормы винтом, а также оставляйте ручку на нейтрали при переключении скоростей, чтобы избежать поломки КПП. Резкая перекладка руля на большие углы оправдана только в критических ситуациях. Всегда следите не только за скоростью и курсом, но также за балансом и равновесием. Уваливаться под поток воздуха допустимо только при прямой траектории. Управлять гротом следует путём регулировки шкота, одновременно поддерживая румпель. Против потока воздуха на парусной яхте разумнее всего идти зигзагами. Изначально учитесь использовать и полные, и острые курсы.
Что брать с собой на яхту
Так как вдали от берега нет магазинов, всегда имейте хотя бы один сменный комплект всей одежды. Но и занимать слишком много полезного места своими вещами нецелесообразно.
Конечно же, с собой надо брать и личные документы, особенно если собираетесь пересекать границу или подходить к ней близко. Обязательно захватите медикаменты, которые назначены лично вам. Не забудьте о солнцезащитных кремах и очках, средствах для бритья или аккумуляторной бритве, шампуне, мыле. Собираясь плавать и нырять, запаситесь гидрокостюмами, масками и трубками. Чтобы досуг вспоминался ещё долгое время, берите фотоаппараты и видеокамеры. Всегда должны быть наготове страховые полисы и документы о собственности (или об аренде). Полагаться на оплату картами и доступ в интернет можно не везде, поэтому стоит иметь наличные деньги — особенно если планируется заход в порты слаборазвитых стран. Всегда имейте наготове запас бумажных карт, простой компас, бинокли — и тренируйтесь в овладении этими энергонезависимыми навигационными средствами.
Уважение к морю
В яхтсменском сообществе принято ценить не тех людей, которые механически зазубривают термины и определения, или же гордятся крутизной своих плавсредств. Надо вести себя в плавании корректно и культурно, не создавать никому неудобств, беречь природу.
Высокая морская культура подразумевает, что на яхте в 8 часов утра должен быть вывешен государственный флаг страны, где оно зарегистрировано. При встрече с любым другим кораблем надо поднимать флаг расцвечивания. Очень важно сделать чёткую надпись на борту, чтобы название яхты было хорошо видно.
Между яхтсменами должно быть взаимопонимание и полное доверие. Громко кричать и устраивать ссоры недопустимо. Отстранять от должности капитана можно только на берегу; делать это до прихода в порт допускается лишь в совершенно исключительных случаях. Каждый пассажир обязан выполнять работы по указанию капитана. По возможности команда должна быть одета единообразно, опрятно; носить рваную одежду нельзя. Ведите судовой журнал тщательно, не допускайте в нём любых ошибок или неточностей.
Регулярно сменяйте вахты, но только при условии окончания важных манёвров или прохода сложных участков пути. При любой возможности уведомляйте другие яхты о планируемых манёврах как флагами, так и по радио. Сортируйте все отходы, избегайте сброса технических жидкостей в море. Строго соблюдайте нормы вылова рыб, а если рыбалка не является целью вашего похода — не занимайтесь ей, пока есть другие источники пропитания. Помните: каждый метр, пройденный под парусами, сберегает природу. Совершайте якорные стоянки только при необходимости, чтобы не наносить лишний раз вред донным обитателям. Не используйте одноразовые вещи, особенно упаковку и посуду.
Подведем итоги
Приступать к занятиям яхтингом очень увлекательно, но это большая ответственность. Сразу следует позаботиться об исправности самой яхты, об её безупречной оснастке и снаряжении, а также о подготовке путешественников к различным ситуациям на морском просторе. Толковые яхтсмены отлично знают теорию и практику судовождения, умеют швартоваться, отлично взаимодействуют с другими плавучими сооружениями. Также важно беречь окружающую среду. Всё это позволяет получить от морского путешествия только приятные эмоции, исключить различные аварии и катастрофы.