Сейчас почти нет человека, кто не знает, что такое кэшбек. Для тех, кто всё-таки не знает, это возврат части средств или специальных баллов за совершенные покупки. Но знаете ли вы, что кэшбек появился еще в 19 веке?
Первой внедрившей кэшбек считается американская компания Green Shield, которая в 1891 году придумала выпускать специальные марки, которые давались покупателям, и которые впоследствии можно было обменять на скидки в этом магазине. Однако, также известно, что и до Green Shield были компании, которые раздавали металлические жетоны, но названия их никто уже не помнит.
С тех пор различные магазины стали печатать свои купоны, марки или жетоны для стимулирования продаж и удержания клиентов, и к настоящему времени мало, что поменялось: почти у каждого крупного магазина есть своя карта лояльности, а почти каждый банк готов возвращать вам часть денег с ваших покупок.
Но как это работает и почему компании готовы возвращать часть своей прибыли вам обратно?
Кэшбек является по сути отложенной скидкой: то есть, кэшбеком вам предоставляют скидку на товар, но не сразу, а потом. Для торговой сети это сильно выгоднее, чем дать просто скидку. Во-первых, получив какие-то баллы, вам нужно будет еще раз вернуться в этот же магазин, чтобы их потратить, а это создает в свою очередь зависимость вас от магазина, ведь придя тратить эти баллы, вы получите новые. У магазина растет выручка и повышается лояльность покупателей. Во-вторых, перечисляя кэшбек магазин вам не отдает сразу эти деньги, они также будут лежать на его счету, и магазин сможет использовать из в операционной деятельности, то есть, в обороте, чего не скажешь про обычную скидку.
Для клиента кэшбек по сравнению со скидкой не так контрастирует, но всё же тоже имеет ряд плюсов. Первое – возможность копить. Скорее всего про сделанную вам скидку в магазине вы через час забудете, а баллы будут видны на вашем счету. Получается некий квест, в котором вы сами определяете, сколько вы хотите накопить баллов, чтобы потом получить бесплатную покупку. С точки зрения психологии накопление чего-то вызывает положительные эмоции, так как вы видите, как у вас увеличивается количество чего-то приятного, это не может не радовать. Второе – возможность самому решать на что вы сделаете скидку для себя, расплатившись баллами. И третье – обычная усталость от скидок. Сами скидки уже давно не дают такого эффекта, какой давали раньше.
Скидки появились на каждом шагу, и уже из-за некоторых магазинов воспринимаются как "сначала накрутили, потом сбросили”. Что пока что тоже не скажешь про кэшбек – всё же, когда вы что-то покупаете, вы анализируете сначала цену, а не все доступные возможности скидки, а только потом, когда нашли похожие ценники, начинаете анализировать дополнительную выгоду. Поэтому пока еще не все сильно повышают цену, чтобы дать как можно больший кэшбек. С этим, кстати, связан и главный минус кэшбека – если скидку сразу видно на ценнике, то кэшбек нужно дополнительно рекламировать. Им будут пользоваться только люди, которые уже зашли в ваш магазин и что-то купили, а новые клиенты целенаправленно из-за него вряд ли к вам пойдут. Возникает проблема дополнительных расходов на маркетинг. Тут и появляются новые "игроки”.
Новым этапом развития кэшбека стало появление агрегаторов кэшбека, то есть, кэшбек-сервисов. Магазины договариваются с такими сервисами и по сути перекладывают на них свои расход на продвижение: кэшбек сервисы привлекают магазинам новых клиентов, обещая высокий кэшбек, магазины получают новых клиентов, а сервисы – проценты от ваших покупок. Все довольны в этой схеме, а кэшбек сервисы соревнуются между собой маркетинговыми акциями.
Но что с банками? Они же ничего не продают, но при этом начисляют какие-то деньги на карту. Они что, платят из своих?
И да, и нет. У банков обычно есть стандартный кэшбек, часто около 1%, и повышенный, который может достигать и 20% и 30% и 50%. Повышенный работает точно так же, как у кэшбек-сервисов: компании договариваются с банками о проведении маркетинговых акций и делятся с ним частью прибыли, а банк, соответственно, с вами.
А вот стандартные кэшбеки работают уже по другой схеме. При оплате картой магазин платит комиссию банку, терминал которого обслуживает безналичные оплаты (это та штука, к которой вы прислоняете свою карту) . Такая комиссия обычно составляет около 2,5-5%. Банк, обслуживающий терминал, называется банк-эквайер. Далее Банк-эквайер из этих денег платит комиссию платежной системе (Visa, Mastercard, МИР и т. д.) и банку-эмитенту карты (то есть, банку, который выпустил вашу карточку) . Как раз на этом этапе банк, выпустивший вашу карту, получает деньги за вашу покупку, примерно 1,5%, 1% из которых перечисляет вам в конце месяца на счет.
Но как у банков тогда при такой низкой, относительно, комиссии получается раздавать высокие стандартные кэшбеки, например, 5% на заправки и рестораны?
Карты с тематическими программами часто имеют требование делать покупки в других категориях, отличных от тех, по которым начисляются бонусы. Например, по одной из карт с 5% кэшбека на АЗС вам нужно сделать покупки на сумму в 2 раза больше, чем на АЗС. Как раз с тех денег, что банк получит с других ваших покупок он и заплатит вам высокий стандартный кэшбек.